На Украину. Из детских воспоминаний

Александр Ведовский
                НА УКРАИНУ.
Ура, мы едем в Холмогоры! Почти крылатая фраза, из когда то виденного фильма, вспомнась мне, когда я решил описать этот случай. Произошло это в конце 70-х годов. Мне тогда было не более 12 лет. По устоявшейся традиции каждое лето я проводил на Украине  у родственников по маминой линии. Точнее у ее родной сестры. Но для меня тогда важна была не мамина сестра, а ее сын. Мой двоюродный брат, который был мне полным одногодкой и больше чем родной.

Украину я любил безмерно, потому что там проживали люди, так же безмерно любившие меня, бабушка и дедушка, крестная (та самая мамина сестра), брат о котором уже говорил, и еще целая «куча» двоюродных дядей и теть, бабушек и даже прабабушка. Дома такого не было. А, еще Украина была сказочной страной. Страной, где в магазине всегда можно было купить мороженое, причем нескольких видов, кукурузные палочки и кукурузные хлопья, торты, и бочковой квас за три копейки. Это было действительно сказкой, потому что всего этого дома не было. В городах было, но мы жили в селе в дали от города, и город я видел два раза в год, когда ехал на Украину, и когда возвращался обратно.
Короче говоря, наступило долгожданное лето, вместе с ним каникулы и скорая поездка на Украину. На все лето! Мои родители заранее обговорили в письме, как лучше меня отправить к ним одного, кто и где меня встретит. Вобщем, посадили они меня в поезд, договорились с проводником, чтобы присматривал за мной, и с волнением и ожиданием телеграммы, о благополучном моем прибытии поехали домой. А я соответственно в гости к брату.

Проблема заключалась в том, что по пути, на станции Дебальцево, мне нужно было сделать пересадку, на пригородный поезд. Там меня, в соответствии с договоренностью должна была встретить мамина сестра, которую известили телеграммой.
Не спал я почти всю ночь, по-первых от ожидания встречи, а во-вторых от безмерного счастья, от стука колес и мерного покачивания поезда, от пейзажей проносившихся за окном, от разнообразия ночной жизни вокзалов. Трудно поверить, но в то время не все мои одноклассники видели поезд, не говоря о том чтобы ездить на нем.
Проснулся я с рассветом, и с замиранием сердца, вновь смотрел в окно, в ожидании  скорой встречи. В задачу проводника входило разбудить меня, чтобы я не проспал, в чем, как вы понимаете, надобности никакой не было.

По прибытии, в числе первых, я вышел из вагона на перрон. Осмотрелся. Подождал пока прибывшие и встречающие постепенно растаяли в различных направлениях. Осмотрелся еще раз, меня никто не встречал, несмотря на договоренность. Но меня это ничуть не смутило, даже напротив, придало некий азарт. Что я маленький что ли? Вокзал этот мне знаком как свои пять пальцев, дважды в год бываю здесь, с того возраста, с которого себя помню. Зато будет, что рассказать старшим и чем похвастать перед братом — думал я.

Еще раз взглянув на поезд «Воронеж-Жданов», который привез меня и еще раз осмотревшись вокруг, неспеша пошел к перрону пригородных дизель-поездов. Нашел свой. Сел на лавочку и стал дожидаться когда разрешат посадку, проще говоря когда откроются двери дизеля. Ждать было не долго. От прибытия моего поезда, до отправки пригородного интервал составлял около полутора часов. День только начинался, все складывалось удачно, даже то, что меня не встретили — было только лучше. Предвкушая в мыслях, что через полтора часа я буду на месте, увижу брата. Старшие начнут расспрашивать как я добрался и как там мама с папой...

Из сладостных мечтаний меня вывел, как из забытья знакомый голос:
Сашок?... Сашок!

Оборачиваюсь, на меня смотрит как на призрак, моя крестная. Мне кажется и я на неё взглянул так же. Откуда  вдруг она? Промелькнуло у меня в голове. Но, она мне не дала опомниться.

- Ты чего здесь сидишь!?
Огорошила она еще больше.
- А где же мне сидеть? - неуверенно ответил я.
- Я вся избегалась!!! Поезд уже два раза обежала, с проводником говорила, у диспетчера вокзала была! Ты что, не слышал объявление по радио на вокзале было?!
Только теперь я заметил насколько взволнована она была. ..

- Я уж иду к дизелю и не знаю какую телеграмму давать твоим родителям! И где крестник не известно... Продолжала она.

...Чуть позже открылись двери дизеля, который почему то звали Мухой, мы сели и всю дорогу обсуждали и выясняли, как же так получилось, и кто виноват.

P.S. Другой случай был когда я возвращался назад. С Украины домой.


                ДОМОЙ.
      Вот и все, вот и кончилось звонкое лето...  Настало время возвращаться домой «на кацапщину».Так беззлобно называли Россию хохлы. Ну, во всяком случае, я иногда слышал такое выражение от бабушки и дедешки. Бывало, нашкодничаю. Меня в угол. А если стенную штукатурку от безделья начинал ковырять, мне говорили:
Перестань! А то, сейчас на «кацапщину отправим»!
И ведь помогало! «Кацапщина» звучало как то жутко. Будто царство кощея бессмертного.
      Но это совсем когда маленьким был. А в этом году мне было уже 14 лет. Как и в прошлый раз, когда меня отправили одного на Украину (до сих пор не могу привыкнуть, «в Украину», будто при Петре I «в Голландию»). Родители обговорили все ньюансы моей поездки и дали «добро».

      Последним «дизелем» (электричка, но на дизельном ходу), меня отправляют до Дебальцево. В качестве сопровождающего мне предписан был брат одногодка, в задачу которого входило посадить меня на поезд «Жданов-Воронеж», в половино второго ночи. Мне предстояла поездка до города Воронеж, в плацкартном вагоне под стук колес, а ему возможность скоротать время на вокзальной лавочке, до первой электрички (дизеля), которая привезет его утром домой.

       В Дебалцево, как и положено, мы прибыли по расписанию в половине восьмого вечера. Шесть часов, до половины второго ночи, нужно было как-то скоротать. Пока было светло мы изучили близлежащие окрестности. Посетили переходной мост над железнодорожными путями, махали руками машинистам поездов, поели мороженого. Отдохнули. Посидели на лавочке, вспоминая прошедшее лето. Когда стемнело, около одинадцати, пошли в кинозал. Посмотрели фильм, интересный, но не помню о чем. Но, было еще «рано», до поезда оставалось около часа, хотя уже клонило в сон. Недосып последней ночи, начал сказываться весьма определенно. 
Давай, зароем клад!  Предложил, кто-то из нас, чтобы скоротать время и прогнать «дрему».

       Через пятнадцать минут, под светом равнодушных фонарей станции Дебальцево, клад в размере одного рубля, был зарыт под ограждением клумбы, при полном отсутствии свидетелей. (На следующий год, клада мы не нашли, вследствии проведенной реконструкции привокзальной территории).

       Ну вот наконец-то, объявление дежурного по вокзалу. Поезд №185 «Жданов-Воронеж» прибывает на первую платформу.  Повторяю …
     Настали последние минуты. В душе каждого из нас боролись две силы, и никто не хотел уступать. С одной стороны грусть, что приходиться расставаться еще на год, и  физиологическая потребность выспаться, уйти в нибытиё. Все-таки сон милее всего. Через десять минут все было кончено.

      Полусонный брат пошёл дремать на лавочке, а я получив постель, заснул под мерный стук колес, в плену приятных воспоминаний. Но самое интересное было впереди...
      Прошло пять дней... Ура! Письмо от брата!

      В то время, так и жили. От письма, до письма. Привожу его дословно, опустив приветствие и прочее не относящееся к теме:

Сань, я как тебя проводил, сел на лавочку и заснул. Вдруг, будит меня миллиционер и спррашивает:
- Ты с кем?
- С братом. - отвечаю я.
- А где брат? - спрашивает он.
- Я посмотрел вокруг. Тебя нет...  Опять куда то «смотался» - подумал я. Чего ему не сидиться? Вечно одни проблемы...
- Да, где то здесь - ответил я.
- Ну и где? Спросил он.
- Наверное отошел, куда-то!?
- Ну пойдем поищем... - говорит милиционер.
Мы пошли и тут я вспомнил...
- Так я ж, его на поезд посадил! Уехал он!
- Да..? - Удивился милиционер. И чуть задумался.
- И на какой поезд ты его посадил? Когда это было?
- В пол-второго - ответил я. - На «Жданов-Воронеж».
- Ну, - говорит, пойдем проверим.
Пошли мы к расписанию поездов. Посмотрел …
- Все правильно... - говорит он. Ну ладно, иди спи. А утром, что бы я тебя не видел.
У тебя когда первый поезд?
- В пол-седьмого.
- Ну иди. Спи.

Ну дальше? Все как говоят штатно. Приехал, позавтракал и снова спать.
1982-2013г.