Сегодня Корочун - сакральный день

Просто Мирика
Карачун – Зимний Солнцеворот.
Карачун – самый короткий день в году, самая длинная ночь. Необычное, сакральное время. Любителей мистики привлекают такие дни своей загадочностью и возможностями прикоснуться к извечным тайнам мира.
Сегодня приоткроем тайны, которые доступны всем, кто в состоянии открыть свое сердце новому.

Говорят, что в Карачун серебряные бубенца грозной богини Мары возвещают нам древнюю, как сама жизнь, истину о том, что мы приходим в этот мир с пустыми руками, и с пустыми же руками и уходим, когда приходит срок.
Что человек – это только дух.
Что человек – только ДУХ.

Что нам ничто не принадлежит здесь, в этом мире, в этом году, в этой жизни. Но мы, в то же время, сопричастны всему сущему, что мы бессмертны.
На такой мощнейшей философской подоплеке и зиждется само знание о празднике Карачун - чудодейственная пора, когда врата меж явью и Навью распахнуты настежь.
Карачун – время, когда молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник Летнего Солнцеворота) свою высшую точку, готовится с размаху ударить по  каменной тверди  Бел-Горюч камня Алатыря.
Из него на Коляду (25 декабря) и высечет  искру Нового Огня, из которого разгорится пламя Нового Кола Года.

У многих славянских народов Карачуном  (Крачуном) называют рождественский хлеб, который считается символом богатства.
С утра, умывшись и очистившись, приступают к ритуалу выпечки хлеба. Иногда это делают  вечера, то есть ставят хлеб в  ночь.

Ставят опару (на 1 кг муки – небольшой каравай), 200 мл теплой воды, сухие дрожжи – 1 чайная ложка,2 чайных ложки сахара. Размешать и оставить в теплом месте на 20 минут.
Пока просеять муку с приговорами – просят укоротить беды, продлить радость и счастье. вселяют благость в  это действие.

Добавить в муку столовую ложку соли, или – две чайных, и 3 столовых ложки масла постного.
Когда опара подойдет чуть- чуть (20-30 мин), то влить ее в муку  и начинать месить. Даже если кажется суховато – месите. Постепенно тепло рук  и влага, что уже есть, дадут тесту нужную эластичность, но если кажется, что явно недостаточно – добавьте ложку столовую воды.

Приговаривайте: как хлеб растет, так растут мои доходы, как поднимается, так….Говорите то, что вам необходимо, программируйте свою жизнь так, как нужно. Потом, бейте тестом об стол, убивая беды, свои страхи и все, что мешает жить счастливо, потом помните его руками, представляя, что в ваших руках сейчас – вся жизнь.

Смоделируйте ее мысленно – так, как хотите. И ставьте хлеб в миске – подходить.
Миску накрыть тарелкой и полотенцем. Оставить в теплом месте. Через пару часов – обмять, опять побить. Оставить на два часа. Потом достать, обмять, но не закручивать. Подготовить лист – смазать маслом, нагреть духовку до 200г. Придать форму круглого хлеба, абсолютно плоского – пристукивайте по тесту, ровняйте сверху и по краям. Раскручивайте его по часовой стрелке, приговаривая: сколько кручусь – столько кругов счастья придет.

Потом взять острый нож, смочить его холодной водой, надсечь середину хлебы – крестом, но равномерным (10 на 10 см), глубиной около сантиметра. Это символизирует то, что вы покоряетесь Яви, Нави, Слави и Прави,- то есть принимаете Божественное провидение в свою жизнь.

Удобно крутить на донышке от разъемной формы для выпечки. На ней и ставлю в духовку.20 минут печем при 200 градусах, потом убавляем до 160-ти. И – пока хорошо станет румяный. Обычно около часа проходит.
Когда хлеб в духовке растет – у меня наступает благость на душе – и вам того же желаю.
Достаньте хлеб, снимите  на доску, накройте полотенцем, порадуйтесь ему - как приходу в ваш дом тепла и благости.

На Украине был обычай.
Чтобы семья была богата, хозяйка пекла такой хлеб в кожухе, вывернув его наружу мехом, да еще и в рукавицах!
Это как в поговорке: «Шуба лохматая – а ты будь богатая!»

Раньше такой хлеб лежал на столе, на соломе, на деньгах, зерне. Его обматывали  еще жгутом из льна, ставили рядом мед, свяченую воду…Он лежал до Нового Года, потом его делили между всеми членами семьи. Давали и скоту, как членам семьи. Остатки никогда не выбрасывали. Кусочки давались больным для выздоровления, или лежали возле входа в стойло животных, как обереги.

На хлеб – гадали. Пускали его по чистому полу, от порога к столу (крутили на ребре),.
Если хлеб переворачивался на верхнюю корку – это было к потере близкого. Надо сказать, что отношение к смерти тогда было иное, чем сейчас, ниже я коснусь и этой стороны.
Но, отсюда пошло знание – не класть хлеб верхней коркой на стол – плохая примета, как минимум – к ссоре.
Просто катили хлеб от порога к столу – чтоб богатство знало дорогу к столу, где собирается семья.
Загадывали – на зерно или сено. И сколько кругов сделает – столько и соберут возов того или другого.

«Как ни биться, а от смерти не отбиться»
«Домовища не ищут- само придет»
Конец жизни неизбежен. В давнину был обычай. Умирающего в эту ночь (с 21 на 22) клали на лавку, в чистой одежде, вымытого, как покойника.
Говорили: «Не знай, вернется ли его душенька с того света в свое тело, ведь она по раю и аду ходит,так тело и одежда должны быть чистыми,чтоб душа не побрезговала войти назад, когда из странствия вернется».

Народ славянский, испытавший невероятное количество бед, был закален. С крепкой психикой и немыслимой выносливостью, стойкостью и непокорностью. Так же и со смертью сложились свои отношения. Философские, я  бы сказала.
Ее не искали, но относились очень спокойно, как к бытовым вещам. И к болезни, несущей смертельный исход, относились просто и спокойно.

В народе понятие «Карачун» в значении «погибель», «смерть» используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун».
Этот образ – своебразная персонификация смерти. Так сказать – это значит замучить кого-то до смерти, умереть, убить даже.
Но есть в этом отношении и фатализм.
«Бог по душу не пошлет, сама душа не выйдет», и это – основная философия смерти у славянского народа.

Само значение слова у славянских народов – внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь, смерть, погибель.
С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — «пятиться задом, ползком», «скорячило» — «скорчило», «свело». Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в сон. Это - более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.
А еще Карачун – злой дух, славянское божество. Но об этом в другой статье.