Сын в армии

Лина Дей
Вместо анекдота (случай из армейской жизни сына): Командир: - Завтра в 6.30 подъём, в 6.10 зарядка! Всем понятно?
- Товарищ командир, может, наоборот – в 6.10 подъём, в 6.30 зарядка?
- Я командир! Я сказал – в 6.30 подъём, в 6.10 – зарядка!
2012 год был для меня сложным. Сын Роман заканчивал исторический факультет педагогического  института, а на горизонте уже маячил призрак армии, куда ему ну очень  не хотелось идти. Радость получения диплома была омрачена неизвестностью, которую таил в себе призыв. Надо сказать, что сынок мой по жизни немного охламон, но из института за пять лет не вылетел, потому что не хотел в армию. Сдавал экзамены до трёх раз, но каждый раз счастливый случай оставлял его в институте, хотя сапоги армейские гремели уже совсем близко. Все пять лет гремели, и даже я явственно слышала этот грохот, но обошлось…
И всё-таки от армии не отвертеться. Проходя медкомиссию, сын ругался с врачами, потому, что они не хотели признавать его болезни, которые у него всё-таки были, и не одна. Но мы, святой наив, не знали, что беспокоиться об этом надо заранее, за несколько лет до армии и поэтому ничего не предпринимали. А те справки, которые успели собрать, в военкомате сразу же «потеряли», да и не помогли бы они ему.  Пролапс митрального клапана уже не считался болезнью, а когда сын три раза сходил на узи сердца, то оказалось, что пролапса уже нет и в помине. Чему я бы обрадовалась, конечно, но не в этот раз.
Но я отвлеклась. Оттого, что сын ругался в военкомате, то день призыва ему поставили сразу же на следующий день после окончания отсрочки по  поводу учёбы. И вот мы проводили сыночка и стали ждать известий. Пока он сидел три дня на призывном пункте в областном центре -Благовещенске, я даже успела увидеть его по телевизору. Снимали передачу про призывников, говорили о форме «от Юдашкина», в которую их переодевали (потом Юдашкин отказался от авторства, а сын ругал эту форму весь год службы). В телевизоре мой Ромка сидел грустный на скамье,  и застёгивал пуговицы кителя новой формы)))
Наконец настал момент, когда сына «купили», и он отправился в учебку в город юности Комсомольск-на-Амуре. А через два месяца я тоже поехала туда на присягу. Перед этим Рома звонил и жаловался, что у него обострился гайморит, который он лечил еще весной, лежал в больнице. Я, конечно, в шоке, потому, что командир только и сделал, что дал ему таблетку анальгина.
В  Комсомольске я была уже однажды, тогда мне было 15 лет. Ну вот никогда не думала, что попаду в этот город опять! В Хабаровске, на ступенях крытого виадука молодой мужчина подрабатывал тем, что пел песню о Комсомольске, «городе юности моей». Очень символично.
Прибыв ранним утром в Комсомольск, я остановилась у подруги, одноклассницы. На другой день рано утром мы поднялись и поехали за город, где в сорока километрах от города была учебка -  маленький военный городок преимущественно в два этажа ростом, где и находился Ромка. Друзья вернулись в город, оставив меня на целый день.
 Родителей собрали в клубе, показали фильм про учебную часть, прочитали списки наших детей, кого куда отправляют служить после учебки. Потом предложили задавать вопросы. Я подошла к офицеру и спросила, получает ли лечение от гайморита мой сын. «А, историк! – ответил офицер (вот такая кликуха была у Ромки в учебке) и сказал, что Роман находится в строю. Армия, ну что тут скажешь…
Я уже стала привыкать к таким «порядкам» в армии, потому, что сын в своих телефонных звонках всегда  говорил мне: «Мама, это армия».
Мы вышли из клуба на крыльцо, и что меня удивило - все родители, отцы и матери, дружно закурили. Я одна, как сиротинушка, стояла некурящая в сторонке)))
Немного погодя мы отправились на плац, где, собственно, и должна была проходить сама присяга.  На плацу стояли шеренги солдат, очень много. Где же тут мой сыночек? Бросив сумки с провизией в сторонке, я достала камеру и стала увеличивать, наведя на лица ребят. Ура, вот он, мой сынулька!!! Какое счастье  увидеть его вновь, когда два месяца показались вечностью!
Толпы родителей искали своих детей, бродя с камерами по плацу туда-сюда.
Не буду подробно описывать саму процедуру присяги, это было очень долго. Построение, подготовка, сама присяга. Каждый родитель снимал своё чадо на видео и я, конечно, тоже. Затем марш, каждая рота чеканит шаг со своей песней. Всё это было запечатлено для истории))
После присяги, когда наконец, мы смогли обняться, подержав нас ещё немного, разрешили погулять с детьми по военному городку до пяти часов вечера. Мы даже сфотографировались с автоматом. Сразу же спросила у Ромки про гайморит. Оказывается, в таких экстремальных условиях он прошёл у него сам, без лекарств! Организм мобилизовался, что называется.
Что меня удивило – наш досуг никто не организовал. Погода была ненастная, после присяги сразу же стал накрапывать дождь.  Ведь можно же было поставить столы в клубе или школе, под крышей. Вместо этого толпа родителей рассредоточилась по дворам.  Нам сразу же объявили, что в город ехать запрещено, находиться  разрешается  только в военном городке…
Но вначале мы зашли в казарму, посмотрели, как живут наши пацаны. В глаза бросилась группа парней с гитарой, которая сидела кружком в казарме, негромко наигрывая что-то. Я помню их глаза, обращённые к нам, полные зависти и тоски, что ли. К этим ребятам никто не приехал. Многие из них просились, чтобы кто-то из родителей записал их на себя, чтобы выйти из казармы и погулять вместе со всеми. Если к ним никто не приехал, то их не выпускали из помещения. Мы взяли с собой двоих  парней.
Несколько часов мы сидели сначала во дворе на скамье, разложив тут же нашу снедь, которую я привезла. Сеял мелкий дождь, встать со скамьи было проблематично, место сразу же намокало. Сидеть на одном месте утомительно((( Погуляли по территории, посмотрели, где обосновались другие. Кто где смог, там и устроился. Даже на трубах теплотрассы, у сараев, сделав из клеёнки тент над головой. Кто приехал на машине, тем было проще укрыться от дождя. Дождь то прекращался, то опять начинался…
День присяги превратился в праздник живота! Ребята наелись до отвала и от сладостей, о которых они так грезили, уже воротили носы. Но всё же они напихали шоколадки себе куда только возможно. В брюках «юдашкинской» формы много карманов, которые были все набиты до отказа.
Гуляя по городку,  встретили майора, у которого я спросила, а есть ли дедовщина в части, куда отправляют  сына. На что он ответил, что нет, конечно же)) Хотелось бы мне в это верить!
Майор оказался большим хвастуном, и образований высших у него несколько, и зарплата зашкаливает, и педагог он замечательный))) Весёлый такой майор) Экзаменовал моего Ромку по поводу знания истории и сообщил мне, что тот не всё знает. На что я ему ответила, что пусть не всё, но знаний уже достаточно вложили за пять лет, сама в этом убедилась, иногда беседуя с сыном.
Когда подошло время расставаться, очень не хотелось уезжать. Такие грустные глаза были у  всех пацанов. Как же хорошо, что я нашла время приехать и увидеть сыночка! Какое это счастье для него было – повидаться со мной!
Теперь я всем матерям говорю, чтобы обязательно ездили к сыновьям на присягу. Этот торжественный день надо обязательно провести вместе, ребята очень ждут родителей.
А у нас был ещё второй день. Я приехала рано утром и мы опять бродили по тому же маршруту. Но уехать пришлось раньше и почти сразу же всех стали отправлять в части.
 Моего  Ромку ждала дальнейшая служба уже в самом городе Комсомольске-на-Амуре. Вот так ему повезло. Ему вообще везло весь год этой службы. Он был назначен письмоносцем и два раза в неделю выходил за пределы части в город, когда другие сидели буквально за колючкой, без увольнительных. Однажды в «Одноклассниках» я получила сообщения от одного из Ромкиных  командиров, в котором он благодарил меня за воспитание сына, с которым легко работать. Мог бы, конечно, настоящее письмо прислать, но поленился, наверное… А я и такому была очень рада!  Демобилизовался  сын в звании ефрейтора, так как его некоторая легкомысленность не дала продвинуться выше по службе, но он не сильно расстроился)

А когда ехал домой, то в поезде обаял всех женщин- соседок, и одна из них даже пожелала выдать за него свою дочь)) И не мы встречали его с букетом, а  он вышел из вагона с букетом для меня! В общем, встреча состоялась, как и положено!