Ольфакторное опьянение

Юлия Баяндина
   Эх! Если бы вы только знали, как я люблю ароматы:  духов, пряностей, масел, эфиров; вкусностей и острых соусов; дождя и пыли; болота и пустыни; хвои и полыни!  Словом, я люблю запахи, запахи, запахи!
      А, если серьёзно? А, если серьёзно….
     «Мгновенье, повремени» – пришло знакомое в голову, и ещё что-то, вроде: «...серьёзность и запах – две вещи несовместные», – так утверждал некий классик арапского роду племени, впрочем, утверждал он что-то совсем-совсем другое…
Но, мог бы, без сомнения, утверждать и это, если бы только захотел –  правда, не захотел почему-то, а может не смог, или  его, просто что-то  отвлекло!
      И всё-таки запах – как его охарактеризовать, что это такое?
      Вот с архитектурой, так  всё предельно  ясно, поскольку: «архитектура – застывшая музыка»,– что весьма точно и подметил некто Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг.
Да и с определением музыки дела обстоят неплохо и несложно, и вопросов не вызывают: музыка – это, соответственно, оттаявшая архитектура!
       А что же такое запах? Что-то такое ожившее, или же наоборот застывшее, или….?
С запахом всё непросто, совсем и совсем! Нет точных и ёмких определений, которые бы взяли и  описали его, как  вход в иное измерение – иную Вселенную, Универсум, где  сказка, легенда, воспоминание переплетаются в  запутанный вневременной клубок,  расплести который сложно, и подчас не хочется.
Какие  сокровища, например, может прятать от любопытного взора обычная пыльная городская улица в жару, после  пролившегося недолгого дождика, когда  пылинки только лишь прибились, чуть прилипли к асфальту, а воздух напоен  терпкостью и водой? Запах терпкости и дождя разлагается  призмой памяти на множество разрозненных неуловимых картинок, лишь  позже сливающихся   в одну каплю – зримый образ. Образ до боли чего-то знакомого…Пока, наконец не сформируется и не  предстанет перед глазами чёткий кадр растрескавшегося вспучившегося  асфальта на неровной дорожке между домами. С вкопанными как-то и кем-то посредине её – чтобы машины не ездили –  баллонами от газа. Где это было, когда? Странно только то, что картинку-то перед глазами я вижу сейчас! Кажется: я иду именно по этому, чуть потемневшему от дождика асфальту – растрескавшемуся и вздыбленному…бреду, и, вдруг спотыкаюсь об один из баллонов!
Такие картинки, вклинивающиеся  молнией в общее киноповествование,  называют  флэшбэками (англ. –  flashback – воспоминание (reminiscence), ретроспекция, экскурс), но это на экране, это в кино, и это – условность!
С запахами всё значительно живее, естественнее  – ты, действительно, попадаешь внутрь образа. Ты видишь в том времени, чувствуешь, живёшь – откуда всё это приходит? – вспоминается? То, что, казалось бы, давно отправилось в Лету, уже почти не существует даже в памяти, но нет – волшебный ключ- аромата в скважину памяти – и……!
      Как часто в маленьких лавчонках,  что торгуют восточными благовониями, или в больших парфюмерных магазинах – я забывала обо всём на свете, прекращая на долгое мгновение бег в суете сует, и погружалась в мир грёз, фантазий, воспоминаний – из которого мне совершенно не хотелось уходить, так он был осязаемо реален, притягателен, чувственен….
        Как часто я бродила вдоль стеллажей,  освещённых звёздоподобными лампами, под ярким белым рассеянным холодным  светом которых томятся пленённые,  заключённые  до времени в чудесные флаконы – стеклянные, хрустальные, пластмассовые – всех видов и форм, выдуманных человеческим гением – капли драгоценной живой жидкости – золотой, прозрачной. Они ждут, когда их выпустят из заточения, подобно джину из лампы, чтобы выполнять и выполнять желания!  Но, бойся рассердить янтарного пленника «лампы» – месть его будет страшной – вместо чудесного волшебного мира, где ты ощутишь   себя «ни принцессой, а королевной»,  ты сможешь попасть в настоящую ароматическую преисподнюю, со своими чертями и сковородками!
         Как часто я любила и люблю бродить вдоль «улочек» с флаконами. Открывать их и вдыхать каждый раз разное, но всё равно чудо. Чудо, рождающееся из аромата, и на краткий миг меняющее  вокруг тебя всё – всё вместе с тобою. Чудо, способное показать среди белого дня: и чёрное небо, и мириады звёзд, и бесконечное множество других вселенных.
Или же, увести тебя по тропинкам чувственности, и,  прикрыв тёмным бархатом дубового мха омочить твои губы каплями росы, что прячутся в самом сердце розы;   бросить в жаркую и душную пустыню;  напоить  нектаром из самых невероятных  экзотических цветов.
         Как часто и с каким удовольствием я оказываюсь побеждённой, радостно сдаваясь  в плен  иллюзиям, что  сотканы из самых упоительных фантазий, несбыточных желаний, невозможных снов.
        Как часто я позволяю себя увлечь на узкую тропинку неизведанного,  в долину грёзы и сна…чтобы вернувшись ещё пьяная от тепла далёкой нездешней стороны, я на некоторое время почувствовала себя победительницей и Царицей – царицей не нуждающейся ни в подданных, ни в пленных. Как не нуждается в них наше светило, без которого  не существовало бы ничто на  земле, потому что оно – Солнце!