Он ждет перемен

Андрей Авраменков
Подумай, как трудно изменить себя самого,
и ты поймешь сколь ничтожны твои
возможности изменить других
Вольтер

Эта история случилась совсем недавно.
Будучи альтруистом, я очень люблю помогать своим друзьям. Особенно, когда меня об этом не просят.
Есть у меня один хороший друг, с которым мы учились в школе. Жизнь у него скучная и неинтересная. У него никогда ничего не происходит. Я думал, что так не бывает, но ошибался. Зовут его Славик. Так вот, после окончания университета он не нашел работу, что не удивительно учитывая его пассивность. Последние его отношения были в школе, в 11 классе. За все пять лет обучения в университете он так и не нашел себе девушку, даже не встречался ни с кем хотя бы неделю.
Парень он не плохой, только замкнутый и неуверенный в себе. Хотя мне в его компании всегда было весело. Мы постоянно искали приключений: то били стекла в его бывшем детскому саду, на который у него еще с пяти лет был зуб, то попадали в отделение милиции за распитие спиртных напитков в общественных местах, то придумывали что-то еще.
Мне было жалко смотреть, как мой друг страдает. Ему было одиноко, у него не было денег, надежды родителей он пока еще не оправдал. Не хотел я чтобы мой друг был неудачником. И я решил помочь, видя как он загибается.
Я решил познакомить Славика со своей знакомой, которая недавно рассталась с парнем.
- Да не знаю. Может не надо? - простонал он, когда я поделился с ним этой замечательной идеей.
Мы сидели на лавочке возле университета, проезжающие изредка машины освещали колючим светом фар темную аллею. Собирался дождь. Я сильней укутался в свою куртку под  порывами ветра.
- Давай, записывай телефон. Диктую, - настаивал на своем я. Но взглянул на Славу и понял, что он даже не собирается доставать из кармана мобильный телефон.
- Да я ей не понравлюсь. Зачем время тратить? Пойдем лучше куда-нибудь в бар?
- Я за тебя в прошлый раз платил. У меня на двоих не хватит денег.
- Да, блин, точно. У меня же еще долг, снимал с кредитной карточки деньги, - вспомнил о своем финансовом положении Слава.
- И сколько должен?
- Около 900 гривен, - расстроенно произнес он.
- Ты сдурел? Как ты отдавать собираешься?
- Не знаю, может подработку найду, - с таким слабым оптимизмом произнес мой друг, что было понятно — в свои слова он не верит и сам.
- Тебе надо не бояться что-то менять. Тем более терять-то тебе нечего! Так что записывай телефон Нади.
Но Славик сопротивлялся. Он не был уверен, что это удачная идея. Причем так было всегда: я что-то предлагал, он никогда не хотел это делать. В итоге мы все равно это делали, но огребал за нас двоих как раз Славик. Телефон он записал, но я знал, что у него не хватит смелости позвонить.
***
Выйдя на перекур на работе, я позвонил Славе.
- Я поговорил с ней. Она не против познакомиться, так что давай, бери быка за рога, верней корову за вы... ну ты понял, - я был в хорошем расположении духа. Мне показалось, что мои слова придали ему уверенности. - Вечером встретимся, после работы наберу тебя.
***
Мы сидели за столиком в одной тесной забегаловке. Это был дешевый бар, находящийся недалеко от университета, в котором любили сидеть студенты, прогуливая пары. И это место нравилось нам больше остальных, здесь были все свои, здесь происходило много разных история.
Сделав глоток пива, Славик сказал:
- Она что правда не против погулять со мной? Прикольно. А она хоть красивая? - вдруг опомнился мой друг.
- Слава, у тебя пять лет не было девушки, тебе не все ли равно? Я тут тебе помочь пытаюсь, а ты смеешь меня о таком спрашивать! Для тебя сойдет, - ответил я. - О, давай напишем ей.
- Давай лучше еще выпьем?
Но даже после этого мой мягкотелый и робки друг боялся написать смс Наде. Он вертел телефон в руках смотря то на меня, то на пиво. В итоге я вырвал мобильный у него из рук и сам написал Наде: «Привет. Давай погуляем?».
- Аааа, что ты наделал? - запаниковал Слава. - Ты мне всегда всю жизнь портишь!
- Что ж ты так боишься девушек? Может тебе лечиться надо? - смеялся я. Мой друг взялся руками за голову, как будто произошло что-то страшное. Я не мог сдержать смех, потому что ситуация была самая обыденная в глазах других людей, но для Славы все было архисерьезно и архиважно. Поэтому он и переживал.
Она ответила через 15 минут. Все это время Славик нервничал и пил пиво большими глотками. Надя написала: «А, ты друг Андрея? Сходим в кино послезавтра?». И снова я вместо Славы отправил сообщение с согласием.
***
На следующий день я шел утром на работу и встретил своего знакомого, который учился на политолога. Мы с ним разговорились и он сказал, что сейчас перед выборами работает на одну из политических партий и им требуются люди для агитации. Рассказал о условиях и зарплате. Я ответил, что у меня уже есть работа, но сказал, что поищу для него людей.
Придя в офис, решил разбудить Славика и рассказать о работе, поскольку я помнил, что у него долг перед банком. Я дал телефон своего знакомого и попросил Славу отзвониться, когда поговорит с ним.
- Спасибо. Я договорил на завтра подъехать к ним в партию, - перезвонил мне друг. Но какого-то энтузиазма в его голосе не было. Я иногда себе задавал вопрос: способен ли Слава вообще на что-то эмоционально реагировать, потому что по моим наблюдениям, у него было два состояния — грусть и алкогольное опьянение.
- Дерзай. Видишь, дружбан все налаживается. Завтра идешь на собеседование, завтра встречаешься с Надей. Белая полоса в жизни, - улыбался в трубку я.
***
Но все обернулось совсем не так, как я задумывал.
Я всегда свято верил, что если с тобой с утра происходят неприятности, то днем и вечером тоже не придется ждать ничего хорошего.
Утром Славик проспал назначенное время и не поехал на работу. А тот день он был как раз очень нужен, потому что агитаторов катастрофически не хватало. Мой знакомый политолог, который рассчитывал на нового работника в тот день, имел довольно вспыльчивый и прямолинейный характер. Он позвонил Славику разбудив его, и высказал все, что о нем думает в очень неприятной форме, но с забавными ненормативными выражениями.
Раздавленный с самого утра, полдня мой друг провел шатаясь по кварталу. Затем он вспомнил о Наде и, вернувшись домой, начал готовиться к встрече. Даже голову помыл, что случалось с ним крайне редко. А выходя из квартиры на свидание, одел свой новый пиджак, привезенный отечественными контрабандистами из Китая.
Свидание прошло неудачно. Славик не понравился Наде категорически. Не подозревая этого в самом начале мой друг пытался шутить, но крайне неудачно. Надя решила не идти с ним в кино и сославшись на то, что она срочно понадобилась маме, спешно удрала.
Славик все понял правильно. Он был разбит, как шведы под Полтавой. Его неуверенность в себе пустила корни еще глубже. Оказавшись в нашей любимой забегаловке, он набрался до беспамятства. И оказался в больнице с отравлением. Лежал неделю под капельницей, а соседи по палате, мужики лет по 40-50, почему-то считали его суицидником.
Все это я узнал немного позже. Я чувствовал себя виноватым, ведь все это произошло с моей подачи. И так было всегда. Пытаясь помочь друзьям, я неизбежно оказывался виновником житейских катастроф и драм.
Но также я понял и другую вещь: каждый человек должен сам бороться за свое счастье, кто бы ему в этом не помогал. Я нашел Славику работу, познакомил с девушкой, решил две его вечный проблемы. Кто бы мне так помогал? Но у него ничего не вышло, потому что не было запала, желания.
Я знал, что мой друг ждет перемен. Он очень хочет, чтобы в его жизни происходило что-то хорошее. Но к сожалению, как и большинство людей, может только жаловаться. Перемены не придут к тем, кто только ждет.