Шалман

Александр Кипин
                ШАЛМАН - притон, заведение с дурной    репутацией       место, где обычно распивают спиртное (Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд.Спб)

В далеком северном поселке, столице территории, куда к началу зимы стекались золотоискатели, старатели, просто полевики, разного рода снабженцы, так называемые толкачи, для всех находилось место. Прибывшие за рассчетом и отбывающие на материк полевики, размещались в доме полевиков, гостинице геологоуправления, золотоискатели, в зависимости от ранга, в доме дирекции или в поселковой гостинице на берегу большой Реки. Слева от гостиницы смешанный, магазин, а напротив через дорогу ресторан с типовым для тех мест названием «Северный». Кто не попал в число счастливчиков -  постояльцев  дома дирекции, дома полевиков или гостиниц растекались до отбытия на материк по друзьям-знакомым, и тех не хватало, чтобы всем расселиться.
        Последним  приютом были шалманы  Не  попавшие в число счастливчиков постояльцев  дома дирекции, дома полевиков или гостиниц   шли в шалманы.  Шалманы  делились по разрядам. Были те, в которых можно было, предварительно проставившись, провести время пока не кончится, принесенное тобой, спиртное. Были с постоем, но с условием регулярного пополнения огненной воды. А были такие: с хорошим столом, с девочками, правда иные из них в кирзе и ватных штанах (в те годы женщины в штанах были в основном работниками  полевых партий или на подневольных трудах), а иные как говорится, влипли, сняв  у хозяйки угол. В последние шалманы ходил разнообразный народ не  с целью перебиться где-либо, но поразвлечься.
 Всем им бывало хорошо, чувствовалось, что благость на всех распространяется. Они всегда пьяные. Не могут остановиться. Никто из них не может.Они там  все прекрасны, и возвышенны, и забавны.
Однако, мужику женщина время от времени необходима – хотя бы для того, чтобы доказать, что он ее может заполучить. Секс уже на втором месте.
Разные правила были в шалманах, но нарушивших их всегда ждала скорая расправа, и везде процветало воровство.
         Один из шалманов с девочками содержала лярва по прозвищу Японка (почему ее при сугубо славянской внешности назвали Японкой не знаю). Говорили, что она имела образовние, была вдовой погибшего геолога, так говорят, за давностью лет трудно проверить. У нее был довольно большой дом. В самой большой комнате стоял большущий круглый стол, могущий вместить одновременно человек пятнадцать. Остальная площадь дома была разделена на несколько комнатушек. Наведывался туда разный народ. И погдгулявшие геологи, и освободишиеся заключенные, и местная бесшабашная молодежь, и заезжие командировочные, и просто неудачики, у которых завелись деньги, а в ресторан почему-то не попали. Короче дым коромыслом.
        B то время у Японки водились еще хорошие вещи. Один парнишка, заведший шашни с девицей из японкиного шалмана, решил сделать ей подарок. Когда  Японка отсутствовала, а остальным гостям было по барабану где чье,  Степа, так звали того парнишку, набил мешок барахлом, прихватил ковер и веник, уж очень, видимо, хорош был этот веник,  ушел с гулянки по английски.
       Обнаружив  пропажу, Японка с помощью завсегдатаев его быстро вычислила и Степу арестовали и судили.  На суде была настоящая комедия.

Cудья. Потерпевшая вы утверждаете, что похитил ваши вещи Степан.
Потерпевшая. Да утверждаю.    
Голос из зала. Как ты можешь утверждать когда в это время ты сидела пятнадцать суток (смех в зале, судья делает замечание).
Судья, обращаясь к подружке Степана. Почему вы не взяли из принесенных вам подсудимым вещей великолепный китайский халат, а взяли  незначительную вещь?
Подружка. Халат оказался на меня очень большой, а та вещь как раз (смех в зале, судья делает замечание).
Судья. Вопрос к подсудимому. У вас было столько вещей, зачем же вы еще прихватили веник? (смех в зале, судья делает замечание).
Подсудимый. Да вещей было много, но веник в хозяйстве нужная вещь, потом, я его нес подмышкой. Дома надо убираться.  (смех в зале, судья делает замечание).   
       Объявлен перерыв в судебном заседании. Японка со своей свитой выходит на крыльцо дома культуры, где происходит судебное заседание. Там уже их поджидает Вареник, завсегдатай шалмана Японки. Японка дает распоряжение и Вареник пулей летит в магазин. Приносит трехлитровую банку молдавского портвейна. Вся компания располагается тут же на крыльце и освежается портвешком, не спеша, с толком, с чувством, с расстановкой. Время для них ничего не значит. Вареник перебирает гитарные струны и развлекает компашку жаргонным фолком.
      Кончился перерыв. Из дома культуры выбегает секретарь суда. Призывает потерпевшую и свидетелей (все из одного шалмана) к порядку. Компания нехотя встает и не спеша отправляется в зал судебного заседания. В зале судья негодует. На его негодование Японка отвечает: «Что уже и освежиться нельзя?» (судья делает cтрогое замечание и предупреждает, что вся эта компания может получить по пятнадцать суток ареста). В ответ начинается перепалка. Cудья выносит решение -  Арестовать потерпевшую и свидетелей обвинения на пятнадцать суток и перенести заседание на время после отбытия ими наказания.
      Еще три заседания окончились с тем же результатом. Кончилось лето.  И опять  к началу зимы в поселок  начнут стекаться золотоискатели, старатели, просто поле-вики, разного рода снабженцы,так называемые толкачи, для всех найдется свое место. Прибывшие за расчетом и отбывающие на материк полевики, разместятся в доме полевиков и гостинице геологоуправления, золотоискатели, в зависимости от ранга, в доме дирекции или в поселковой гостинице на берегу большой Реки, те кто не попал в число счастливчиков -  постояльцев  дома дирекции, дома полевиков или гостиниц  до отбытия на материк разместятся по друзьям, знакомым,  приютом для тех кто не попал никуда будут  шалманы. Завершится очередной круг года а сколько еще будет таких кругов никто не знал.