Размышление о религии - часть 3

Владимир Токов
        Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

        Нынешний - 2013 год является  годом 1025 - летия Русской Церкви. В 988 году князь Владимир предпринял «крещение»,  как утверждение христианства государственной верой на Руси, его победой над язычеством в  политическом смысле.  С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом.

    Какие были условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди?
 
       Человек появился на земле миллионы лет назад. Первые сотни тысяч лет он ничего не знал о планете, о строении мира. Летит с огромной скоростью, абсолютно ему неизвестный, огромный кусок плотного вещества, окруженный атмосферой  вокруг солнца, пролетая среди других планет. Каждая из них,  как - то влияет на пролетающую Землю, вызывая каждый день какие то явления, которые человек никак не мог еще объяснить. То затмение - что то закроет солнце, то какой то  буран, то проливные дожди, то месяцами жара – ни капли дождя, все вокруг охвачено пожарами. Все это человечество веками замечало, непроизвольно фиксировало и  как то пыталось реагировать. Зарождается язычество. Оно просуществует десятки тысяч лет.

       Языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Наши древние предки  поклонялись стихиям.   Божество Солнце - податель света, тепла, огня и всяческих благ.. Покровитель стад - Велес.  Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии.. Ветер олицетворялся Стри-богом.  Небо, в котором пребывал бог Солнца, звалось Сварогом и считалось отцом солнца. Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра, некое женское божество — Мокош, а также податели семейного блага — Род и Рожаница.
 
        Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

         Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства.  Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством.

       Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах.

      Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировосприятия.

       Славяне не имели и отдалённого представления  о  едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством.

        Такой была Русь до крещения. Перед князем Владимиром стояла сложнейшая задача – куда повести Русь? Европа двигалась в сторону христианизации.

          В 960 г. Крещение принял польский князь Мешко І, в 974 — датский король Гарольд Блотанд, в 976 — норвежский конунг (с 995 г. король) Олаф Трюгвассон, в 985 — венгерский герцог Гёза. Все эти правители были непосредственными соседями Руси, в определенное время, как союзниками, так и врагами. Однако и это в достаточной мере не раскрывает причин Крещения нашего просветителя, так как не учитывает фактор конфессиональной альтернативы Владимира, ведь кроме соседей на западе у киевского князя были такие же соседи и союзники на причерноморском юге и степном востоке. Главное направление союзнических связей было обращено именно к степным соседям Руси язычникам-половцам, а главным торговым конкурентом были волжские булгары — с 922 года магометане (не говоря уже об иудеях-хазарах, разбитых отцом Владимира Святославом). Таким образом, сфера культурных контактов киевского князя была куда более разнообразной, что позволяет рассматривать версию его Крещения по принципу «подражания» как малоубедительную. Владимир мог  направить Русь в ислам (магометанство), иудаизм и оставить в язычестве. Трудно себе представить, что было бы с Россией сейчас, если бы Владимир, например, выбрал для Руси ислам.

       Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

        Празднование  1025 - летия Крещения Руси большое событие в жизни верующих Россиян. Патриархия много делает, чтобы этот год был праздничным. Вот и сейчас она договорилась с греческой Церковью,  чтобы они разрешили  привезти в Россию  одну из самых почитаемых христианских святынь – крест Андрея Первозванного.

        К апостолу Андрею Первозванному в нашей стране традиционно особое отношение. Ведь этот святой является небесным покровителем Руси и прежней российской столицы – Санкт-Петербурга, а изображение Андреевского креста со времен Петра перекочевало на наш военно-морской флаг.

       Андрей – первый ученик Христа, проповедовал христианство в восточных странах. Он прошел всю Малую Азию, вдоль побережья Черного моря достиг нижнего течения Днепра, по этой реке поднялся до места, где теперь расположен Киев, и здесь обращал в христианство наших далеких предков-славян.

       Земная жизнь апостола оборвалась в греческом городе Патра, куда Андрей пришел во время своего последнего путешествия. За его проповеди местные жители – язычники распяли Андрея на кресте. Но не на таком, как Христа, а на косом, который с тех пор называют еще и Андреевским. Святой принял мученическую смерть. Как свидетельствовали очевидцы этой казни, прежде чем испустить дух, Андрей Первозванный три дня висел на кресте. И все эти три дня обращался к стоящим вокруг людям, проповедуя веру Христову.

       Впоследствии, когда в Греции укоренилось христианство, в Патре, на месте казни Андрея Первозванного был построен собор, внутри которого хранилась его главная святыня – тот самый косой крест. Потом эта реликвия оказалась перенесенной в столицу – в Византию, а оттуда крест вывезли во Францию. Во время бурных событий Великой французской революции реликвия едва не погибла: кто-то из «строителей нового мира» бросил крест в костер. Однако нашелся смельчак – католический священник, который вытащил обгоревшее дерево из огня. Лишь 1980 г. крест снова вернули в Патру. С той поры вплоть до нынешнего лета он не покидал пределов Греции. На протяжении многих лет эта реликвия пользуется большим почитанием у верующих. Известно много случаев, когда люди, с верой и молитвой, обратившиеся к святому апостолу, после прикосновения к его кресту исцелялись от тяжелых болезней.

        В Россию крест Андрея Первозванного доставили  11 июля 2013 года, чтобы 19 июля - в день, когда князь Владимир в 988 году крестил киевлян в Днепре, он был в Москве. Специально для столь далекого путешествия для святыни был изготовлен новый ковчег из южноамериканского бука, внутри которого и помещены уцелевшие фрагменты самого креста. В целом конструкция очень внушительная, – ковчег Х-образной формы имеет высоту более 2 метров, ширину – более метра и весит  вместе со своим драгоценным содержимым около 160 кг.

         16 июля 2013 года утром крест был доставлен в г. Одинцово,  Московской области из Санкт – Петербурга и установлен в Соборе Георгия Победоносца, где находился в главном храме Одинцовского района до 17 июля. Все это время паломники не только из Московской области, но даже из других стран вставали в длинную очередь к Собору.  Верующие занимали очередь задолго до того, когда привезли крест и установили в Храме. Собор работал до двух часов ночи, пока не прошел последний прихожанин. За два дня в Одинцово в Соборе Георгия Победоносца побывали 54 тысячи паломников.

        Это был  настоящий праздник, потому что каждый, кто вставал в очередь - принес с собой просьбу, которую он собирался высказать святыне, прикоснувшись к ней губами. Он надеялся, что просьба его будет выполнена. Никого не остановила лавина калек, которых,  видимо, привез какой то горе – предприниматель, бессовестно эксплуатирующий их труд. За два часа, пока каждый прихожанин стоял в очереди, медленно приближаясь к Собору, калеки раз по пятнадцать прошли вдоль очереди от церкви до конца очереди, следуя в метре друг за другом, требуя оказать им помощь


         Пройдя один раз, он возвращался к Собору и шел на встречу очереди  вновь, прося помощи. Только подашь и он уйдет к концу очереди, через десять минут  опять стоит перед тобой и вновь просит оказать помощь. Через десять-пятнадцать  минут он опять делает новый круг. Совершенно ясно, для себя инвалид никогда бы не позволил  просить подаяние  десять  раз у одного и того же человека в течение двух часов. Его кто - то привез к очереди, поставил задачу собрать как можно больше денег и по окончании  мероприятия сдать их «хозяину». Каждый прихожанин, направляясь к кресту на котором распяли апостола  Андрея Первозванного, прошел как будто бы сквозь строй и его два часа секли розгами. Но практически никто из очереди не ушел. Остались и мы с сыном. Одна старушка, стоящая рядом, высказала сожаление, что мало взяла денег: « Я же не знала, что здесь будет такая толпа калек. Я их ни кого не видела в Одинцове. Взяла только пятьсот рублей и вот за двадцать метров пути к Собору все раздала. Оставила только пятьдесят рублей на свечку. Как же дойти до Креста? Это же пытка».

       Мероприятие обслуживало человек тридцать полицейских, часть из них ходило вдоль  очереди по два - три человека, выискивая беременных  и женщин с маленькими детьми, что бы направить их без очереди. А на калек они никакого внимания не обращали. А надо бы было найти их автобус с «хозяином» и наказать его за такую предпринимательскую деятельность. А то он уже наверняка планирует их  везти завтра в Дмитров, вслед за  крестом Андрея Первозванного. Как видно не обошлось здесь без «отката» старшему полицейскому, что он разрешил устроить прихожанам  двухчасовое наказание розгами.

         Свидетельством о единстве современного православия стали многочисленные праздничные мероприятия в рамках 1025-летия Крещения Руси. Участие в праздновании приняли делегации всех Поместных православных церквей, восемь из которых /Иерусалимскую, Александрийскую, Русскую, Грузинскую, Сербскую, Болгарскую, Кипрскую, Польскую/ возглавили их предстоятели.

        Особое внимание уделили юбилею государственные власти России, Украины и Белоруссии. "27 июля на молебне, который состоялся в Киеве на Владимирской горке, где по преданию приняли крещение первые Киевляне,  присутствовали  высокие представители государственной власти России, Украины". Были Путин В.В. и Янукович В. Ф.   Не приехал только Лукашенко А.Г.

         По мнению протоиерея Максима Козлова, зампредседателя учебного комитета РПЦ, Православная церковь, которая за последние 25 лет пережила невиданное возрождение, - та общественная сила, которая поможет сохранить от уничтожения традиционные ценности. "Это даст посыл о необходимости христианской консолидации всех здоровых сил общества перед агрессией пекулярного", - сказал он.

        Празднование 1025-летия Крещения Руси не ограничились торжественными мероприятиями, которые прошли в трех государствах с 11 по 29 июля.2013 года. В рамках юбилея в течение всего года состоятся более 100 крупных художественных и исторических выставок, творческих фестивалей, крестных ходов, научных конференций и других событий.


        В приходах Русской православной церкви по всему миру 28 июля 2013 года совершили особо торжественные богослужения и молебны в день памяти Крестителя Руси - равноапостольного великого князя Владимира. Кульминацией празднования стало богослужение в Киеве на Соборной площади Киево-Печерской лавры, в которых приняли участие предстоятели и представители всех 15-ти Поместных православных церквей.

        Кроме того, в этот день все храмы на канонической территории Русской православной церкви объединила волна колокольного звона - несколько тысяч церквей одновременно встретили праздник особым пятнадцатиминутным перезвоном.

       Московская патриархия последние годы делает очень много для привлечения населения России к церкви, к богу.
 
        Однако Президент Белоруссии - Лукашенко В.Ф., заявил при встрече с Патриархом, что  он является сторонником того, «чтобы наша Церковь постепенно реформировалась, начиная от церковного языка». «Длинные молебны, службы, проповеди.  А ведь взрослое поколение, старушки просто не выдерживают этого», – заметил президент.
        Поэтому, по его мнению, «надо быть более краткими, компактными, более современными».
       «Я против того, чтобы люди приходили и два-три часа слушали молебен на ногах, не имея возможности присесть», – сказал Лукашенко.

        Лукашенко В.Ф. является противником того, чтобы Церковь строила «громаднейшие храмы». «Они должны быть уютными, для души, не надо довлеть на человека», – сказал глава государства. «Это моя точка зрения, вы меня спросили – я искренне ответил.  Может быть, я не прав, но считаю, что Церковь любой конфессии  должна идти рядом с обществом, не потакая недостаткам общества, а она должна бороться против них».
        Президент подчеркнул, что сказал об этом открыто, потому что «у нас молодой, активный, абсолютно здравый патриарх, которого уважает молодежь». «Если он сейчас потеряет время и не убедит свое окружение, паству, что надо потихоньку реформироваться, то, наверное, мы нескоро вернемся к этому вопросу», – сказал президент.
      «Поэтому надежда на нашего Патриарха, священнослужителей. Я рискнул озвучить свою точку зрения, и думаю, нам есть над чем задуматься. В Беларуси мы об этом подумаем», – заключил президент страны.

       Позиция Лукашенко В.Ф. по многим вопросам мне нравится.