Мой первый выход

Спекулянтка Ру
                Текст от 28.03.10. Отредактирован и дополнен

Как-то один из нашх мэтров сказал,представляя свои мемуары:
"Теперь ведь все пишут: и политики,и актеры, и водопроводчики; вот и я написал".
А почему мемуары не может написать спекулянтка? 
Или как это теперь называется? Менеджер по розничному маркетингу?
Вот и я написала, о том, что было совсем недавно...


                После 1998-го пришлось изменить своему незыблемому принципу:
                "Торговать?!! Спекулировать?!! Я?!!  Н И К О Г Д А !!!"
               После кратковременной растерянности я твердо решила начать другую жизнь.



Звонит будильник, а мне кажется, я только что заснула, наверное, так и есть.
Всю ночь я думала,как пройдет этот мой первый рабочий день.

... Очень не хочется вставать,уже семь, а еще совсем темно. Осень.
Надо: все давно решено,нечего откладывать,сумка собрана с вечера.
Главное - что надеть? Это зависит от погоды, что у нас там, за окном?
Люди идут без зонтов, дождя нет,это очень хорошо,значит,плащ светлый,он не новый,но выглядит еще совсем прилично и абсолютно чистый. Конечно, разглядывать меня там никто не будет,но для меня важно,как я выгляжу.
Сама я всегда присматриваюсь к этим женщинам на лестницах и в переходах,сегодня мне предстоит встать рядом с ними. Главное - обувь,вечная проблема;надо,чтоб удобно было и прилично и чтоб не очень смешно,чтоб не из прошлого века.

Все готово. Я умываюсь горячей водой,потом холодной,как советуют юные
победительницы конкурсов красоты. А что? Не плохо. Последний раз смотрю на себя в зеркало,хочу увидеть себя как бы со стороны,чужими глазами. Не очень жалкий вид? Кажется, нет:обыкновенная женщина средних лет,не пятьдесят,конечно,но и семидесяти еще нет...
В который раз спрашиваю себя: может, зря я всё это затеяла? Что за нужда такая? Ведь совсем не мое это... Всё. Решено. Сколько можно?...

Иду к метро. Моя любимая аллея от дома вдоль улицы. Ранняя осень,самое красивое время года в наших местах:оранжевые липы, рябины совсем облетели,только красные кисти ягод остались,желто-красные клены; здесь всегда очень красиво,хочется идти не спеша,любоваться. Но не сейчас...
Как удачно, что я купила тогда маленькую квартирку в этом тихом уютном районе рядом с метро. Не думала, не гадала, что она может мне пригодиться...
А то бы сейчас приходилось ездить в Москву на электричке, 3 часа и столько же обратно, как ездят со всего дальнего Подмосковья женщины с огромными сумками. Мне грех жаловаться - иду с маленькой сумкой пешком до метро, там всего одна пересадка, полчаса и - я в самом центре дорогой моей столицы...

Какая давка в вагоне, еще немного и я услышу хруст собственных ребер, просто, не шевельнуться. Тошнотворная смесь запахов табака,перегара, капусты и не очень чистого тела. Как неприятно. А выходить как буду?
Пока только входят,все едут  в центр. Несколько парней стоят вплотную ко мне,студенты,наверное.
 -Слушай,я тебе вчера несколько раз звонил,поздно уже.
 -Меня не было, я у Наташки ночевал
 -У Наташки?! Ты что,с ней встречаешься?
 - Да брось ты: так,перепихнуться.
Я подняла глаза, вот, как это теперь называется...

... Я  уже пришла, уже стою на лестнице рядом с такими же, как я.
Самый центр Москвы, мне все здесь хорошо знакомо, только сама я здесь в новом качестве сегодня.
Дорогие магазины, крутые офисы,а значит и народ небедный, на это и рассчитываем мы, здесь стоящие.
Оглядываюсь на соседей, неуверенно вытаскиваю из сумки несколько вязаных шапочек,они были очень модны весной,летом я связала несколько штук, для начала, разный цвет,разные рисунки, я очень старалась. Вижу, торговки дружно повернули головы в мою сторону,интересуются, что у меня. Держу в руках несколько штук,я знаю,их продают по 150-300 рублей. Начнем со 150-ти.

Непрерывный поток из метро спускается по лестнице,на меня никто не смотрит,а около моих соседок останавливаются, смотрят товар,разговаривают,как со старыми знакомыми. Ко мне никто не подходит,как будто меня нет. Такие хорошие шапочки получились, все московские модницы ходили в них. Ещё рано? Слишком тепло? Или их просто больше не будут носить?
А я навязала... Точно, не в своё дело я ввязываюсь, всё надо уметь...
Что за необходимость? Дочь с внуком далеко, устроены, не так, как показывают в сказках про райскую жизнь там, но и не голодают, а проблемы с дефолтом их и совсем не задели. Зачем я здесь?...

Десятый час, поток из прохожих заметно поредел. Мы на лестнице все на виду,как на сцене, теперь и я ловлю на себе редкие взгляды. Некоторые из наших уже ушли,все распродали,ко мне не подошел еще ни один человек. Не могу сказать, что мне это безразлично,настроение плохое,ничего не понимаю...
С противоположной стороны женщина прищурившись старается рассмотреть,что у меня в руках,идет в мою сторону,другая тянет ее за рукав, потом подходят вместе:

 - Сколько стоит?
Я уже готова была сказать - 50,чтобы хоть что-то купили,но мгновенно вспоминаю: пряжа стоит дороже.
 -150, - сказала я и испугалась своего голоса: сейчас отойдут.
 - Черную можно померить?
 - Пожалуйста. - Женщина молодая яркая,это ее цвет, я вижу - шапочка ей идет,но молчу,не уговариваю,сама этого не люблю.
  - Так,эту я беру.А что-нибудь желтенькое поменьше?
  - Куда ты набираешь? Еще успеешь! 
Это подружка советует.Я молчу,знаю: подружки - страшная сила.
  - Чего ждать?  У Ксюшки день рождения скоро,ей понравится.Когда мне подарок искать? Эту тоже беру, - протягивает 500рублей.
Я замираю в отчаянии: где взять для сдачи 200рублей? У меня всего 50... Обращаюсь к соседке:
  - Разменяете?
  - Сейчас посмотрю, - вытаскивает пачку денег,почти все по 500.
  - Нет,не наберу. Я бы дала вам 200 рассчитаться,но уже ухожу.
 Я  готова разрыдаться от обиды: как я могла не подумать о сдаче? Мои первые в жизни покупатели видят мое состояние:
  - Ладно,давайте еще одну,вот эту,красненькую,пригодится.
Подруга уже молчит. Я отдаю свои 50, беру 500 и не могу поверить в удачу. Первая мысль: поскорее уйти отсюда,вдруг передумают,вернут покупки? Я так ждала этих денег,они так нужны мне сейчас.Уйти не получается,еще женщина останавливается,меряет, просит зеркало,у меня его нет. И об этом я не подумала.
  - Как мне? - улыбается.
  - По-моему хорошо, - говорю неуверенно,боюсь быть навязчивой, боюсь отпугнуть.
  - Я вам верю.возьмите, - протягивает деньги.Без сдачи!

Я с трудом сдерживаю радость: за несколько минут в моем кармане оказалось... 600 рублей!!! Сегодня для меня это целое состояние,моя пенсия 2500, теперь можно оплатить телефон,свет, за квартиру уже не хватит,это после пенсии.
Сейчас  надо кое-что из продуктов купить.
Лесница почти опустела, мои соседки отдыхают.
Внизу, около колонны, останавлиаются два милиционера,разглядывают нас. Никто никуда не уходит и я стою.Это постовые. Вижу,их знают,не боятся. Один совсем молодой,можно сказать,мальчишка,старается казаться серьезным;тонкая шея торчит из воротника шинели,выгоревшие брови  и ресницы,деревенский,наверное.
Другой значительно старше, насмешливо смотрит на нас,как бы искоса.Этот уж точно из деревни,я часто вижу таких в электричке.
Одна из наших убирает в сумку майки,которыми торговала, медленно поднимается по лестнице,почти не останавливается,ей что-то дают в руку,идет дальше.Я поняла:дают деньги,они приготовлены,ничего не обсуждается. Я последняя.

 - Мать,за место,- это ко мне.
 - Сколько?
 - Стольник,ты что первый раз?
 - Я думала меньше...
 - Меньше?!  А где ты меньше платила? Ты где раньше стояла?
 - Нигде, я первый раз.
 - Слышали мы эти сказки,мы все здесь первый раз.Давай стольник, Павлик всех посчитал,я за тебя платить не собираюсь.
А Павлик сверху наблюдает за нами,внизу стоит его товарищ по службе,ждет.Все отработано.Хорошо,что у меня теперь есть деньги,а я ведь пришла с полтинником в кармане.чтобы я сейчас делала,если бы ничего не продала? Жалко,конечно,но делать нечего,вытаскиваю красную бумажку,протягиваю.
 - Правильно,с ментами лучше не связываться,а то в отделение отвезут, дороже выйдет.Тебя как звать-то?
 - Вера Петровна.
 - Значит, Вера будешь, у нас тут по-простому.
Сборщица налогов пересчитала деньги и подошла к постовому.Они о чем-то коротко переговорили и разошлись,просто,по-деловому...

Каким же удачным оказался этот мой первый рабочий день, а как я волновалась,почти не спала,все думала: как буду стоять, как все с удивлением будут смотреть на меня, как буду  разговаривать с покупателями.
Когда пыталась представить себе, как даю деньги милиционеру,по спине пробегал холодок.
Все позади,все оказалось совсем не страшно,люди ведь давно торгуют,все отработано, иначе не стояли бы на лестнице.
Ничего неожиданного в общем-то: знала, что надо платить, не вчера родилась и не на Луне,а все эти мои переживания, так это естественно - дело для меня новое,учиться надо...
Завтра пойду снова, надо денег мелких захватить,про зеркальце не забыть,что-то яркое подобрать на продажу,чтоб меня издали было видно.
И главное - приехать пораньше...