Отголосок

Тимофей Колфёров
            Много ли мы знаем о силе фотографии? Почему мы воспринимаем их как простые воспоминания? Естественно, мы фотографируем различные вещи для того, чтобы сохранить память о них, однако, я на своём опыте убедилась, что фотография способна донести до человека больше, чем просто воспоминания.
            Яркое летнее утро тогда, как бы назло, создавало атмосферу радостного спокойствия. Только я и мой парень, Пол, с угрюмым лицом спешили в больницу Святого Люсьена. Уже три дня мы навещаем Джонатана в его палате, а вчера Полу позвонили, и сообщили, что Джон неожиданно впал в кому. Состояние Пола было ужасным всю ночь. Мы оба не могли заснуть, чувствуя, что завтра будет очень плохой день. Пол больше всего боялся смерти друга, а потому был сам не свой.
             Пол и Джонатан дружили с самого детства. Всю жизнь у них были совершенно разные темпераменты и увлечения. Джон зарабатывал на жизнь фотографированием, а Пол был тренером местной команды по бейсболу. Насколько я знаю, между ними было много различных конфликтов, но даже они не помешали дружбе этих людей. Я очень благодарна Джонатану за то, что именно он познакомил меня с моей будущей любовью…
            
            Двери палаты распахнулись, и из неё поспешно вышла медсестра, сообщив, что мы можем войти. Джон лежал на лечебной кушетке прямо перед открытым окном: видимо, комнату проветривали. На столе всё еще стояли три красных тюльпана, которые Пол еще позавчера принёс другу, потому что тот очень любил цветы. На маленьком хрустальном столике возле кушетки лежал профессиональный фотоаппарат: даже в больнице Джон с ним не расставался. Я оглядела всю комнату, но не заметила ни одного снимка, кроме фотографии, которая находилась в руках у Джона.
– Сломался... – медленно произнёс Пол, пока я разглядывала фотоаппарат.
– Кто?
– Тюльпан. Стебель надломлен.
             Неожиданно я поняла, почему Пол стал таким грустным. Для него эти тюльпаны стали символом нашей дружбы – тройной неразрывной связи. Видимо, надломленный стебель одного стал для Пола своеобразным знаком…
             Вскоре Пол перевёл взгляд на снимок, который находился в руках у Джона. Немного разжав кулак друга, Пол смог разглядеть, что было на фотографии. Его лицо стало еще более серым и угрюмым.
– Он фотографировал тюльпаны. – сказал Пол, еще раз взглянув на снимок. – Видимо, фотография была сделана незадолго до комы…
– Джонатан очень ценил тебя, дорогой. – я не могла говорить внятно, потому что слёзы наворачивались на глаза Пола. Подобное я видела редко.
– Он постоянно говорил о смерти. Мне казалось, что это просто глупости маленького мальчика. Мне хотелось верить в это, Мэриэнн.
– Это не его вина, Пол. Люди иногда неожиданно впадают в кому. Он поправится, я уверена.
– Как бы я хотел, чтобы ты оказалась права, любимая.
                Я видела, как его руки трепетно дрожали, держа в руках фотографию с тюльпанами. Больше всего меня раздражала бессмысленность моего нахождения в этой комнате. Я была абсолютно лишней и никак не могла помочь Полу. Но я не меньше него желала, чтобы Джон очнулся.
– Эта фотография отвратительна. – внезапно Пол резким голосом сделал такое заявление.
– Я так не думаю. Тюльпаны представляются такими живыми на ней.
– Это не правда. Фотография вечна, а тюльпаны сгниют и превратятся в пустоту. Как и каждый из нас.
– Снимок с тюльпанами может быть последним в его жизни, Пол. Не нужно так говорить.
                Внезапно он столкнул вазу с цветами на пол, и она разбилась. Несколько секунд он просто молчал, после чего заплакал и опустился к другу на кровать. Я не знала, что он осуждал больше – вечность фотографии или скоротечность жизни тюльпанов, но имело ли это сейчас значение? Пол и Джон крепко дружили с самого детства. Когда один из них болел, другой испытывал не меньшие страдания, они были связаны друг с другом.  Пол всё бы отдал ради жизни лучшего друга, но увы, сейчас он был бессилен.
                Я оглядела Джона беглым взглядом и заметила небольшую деталь – глаза были открыты. Он был в коме, но глаза по-прежнему видели. Тогда у меня появилась идея. Я не знала, что я еще могла сделать, кроме этого, потому просто вымелась из палаты с фотоаппаратом в руках. К счастью, Пол за мной не погнался.
                Мне хотелось вернуть вечность этим тюльпанам. Сделать их бессмертными. В ближайшем магазине канцтоваров я купила огромную рамку и там же распечатала фотографию в гигантских размерах. Многим эта затея показалась бы бредовой, но я не могла сделать что-либо еще.
                Вернувшись в палату я обнаружила Пола, метавшегося из стороны в сторону. Состояние Джона ухудшилось. Я видела, как взрослый человек впадал в депрессивное отчаяние прямо у меня на глазах. Тогда я положила на стол, на котором раньше стояла ваза с тюльпанами, огромную фотографию в рамке.
                Джон заморгал, поднял руку и улыбнулся во весь рот. Радости Пола не было предела. То, что произошло, можно было назвать чудом.
– Как? – было единственным, что я смогла из себя выдавить.
– Отголоски наших чувств, маленькие, но вечные, запечатленные в различных проявлениях души, способны спасти нас даже от гибели. – Пол переключил своё внимание на фотографию. – Какие прекрасные тюльпаны! Кто это снял?