Глоссарий

Леонид Сучков 2
ГЛОССАРИЙ
(Словарь глосс. Глосса есть перевод и толкование выражения
древнего памятника письменности, научный комментарий).

А… - префикс, приставка, стоящая перед корнем, означает «не».
Абхая – свобода от страха.
Абхинивеша – страх быть оторванным смертью от всего. Одна из клеш.
Абхьяса – практика йоги.
Авастха – состояние разума.
Аватара – пришествие, воплощение Бога. Есть 10 аватар Вишну: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Варага (кабан), Нарасимха (человек-лев), Вамана (карлик), Парашурама, Рама, Кришна.
Авидья – ошибочное понимание, клеша.
Авирати – чувственность, желания.
Авишайи – невоспринимаемое, то, что лежит за пределами ума.
Агни – огонь, один из бхутов.
Адвайта – единство Всесветного Духа с духом индивидуальным, монизм, учение о целостности, изложенное Шри Шанкарачарьей.
Адришта – невидимое, судьба.
Адхьятма – высшая душа, воспринимаемая как индивидуальная душа.
Адхьях – означает.
Айюх – период длиной в жизнь.
Айяма – распространение, восхождение.
Акаша – пространство, один из бхутов.
Аласья – лень.
Алинга – неозначенный, не имеющий признаков.
Ананда – блаженство, восторг.
Ананта – бесконечность, неисчерпаемость.
Анга – часть тела; аспект йоги.
Антара – внутри, внутренний.
Антаранга садхана – в системе Патанджали – внутренняя практика, состоящая из концентрации (дхараны), медиации (дхьяны), интеграции (самадхи); поиск духа с помощью пранаямы и пратьяхары, управление разумом, освобождение чувств от их подчиненности объектам желания.
Анубхута – ощущение.
Анумана – логика, умозаключение, сомнение.
Апана – структура и функция сбора телесных отходов.
Апана-вайю – аспект праны, отвечающий за вывод отходов.
Апариграха – получение не более того, что заслуженно; одна из ям.
Апас – вода, один из бхутов.
Ардха – половина.
Артха – польза, способ к существованию, ресурс, вторая из четырех жизненных целей, ценность.
Асана – поза, положение тела.
Асмита – эго; одна из клёш.
Астея – отсутствие стремления к тому, что принадлежит другим, одна из ям.
Асти – существует. Похоже на «есть».
Астхи – кости.
Атала – нижний мир; область, первая из семи патал.
Атман – «Я», истинная сущность.
Атмадаршана – восприятие из Атмана, система отсчета, совмещенная с Атманом.
Аура – духовное сияние.
Ахан – личное местоимение «я».
Аханкара – эго, ощущение «я», низшее «я».
Ахимса – ненасилие, безвредность, одна из ям.
Аша – желание.
Аштанга-йога – восемь частей йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Аштау – восемь.
Бадхана – препятствие.
Бала – сила нравственная и физическая.
Бандха – замок, энергокоммутация.
Бахиранга – внешняя часть.
Бахиранга-садхана – практика, состоящая из первых четырех частей аштанга-йоги.
Бахья-кумбхака – задержка дыхания, выполняемая после выдоха.
Брахмачарья – одна из ям; период жизни, когда молодой ученик изучает священные тексты.
Бхуты (махабхуты) – материальные стихии: пространство, воздух, огонь, вода, земля.
Вайрагья – непривязанность.
Вайю – дыхание, ветер, один из бхутов, поток энергии.
Веды – священные тексты, лежащие в основе йоги.
Вивека – различение.
Видья – ясное понимание, функция Атмана.
Викальпа – воображение.
Випарьяя – неправильное восприятие.
Вишайя – объект, материя, цель.
Вишеша – видовой, особенный, специфичный; различение.
Вишеша-даршанах – система отсчета, специфическая точка зрения.
Вритти – изменения, операции, функции, движения.
Вьюттхана – ум, направленный во вне; интенция.
Гамана – ходьба, движение.
Гати – движение, дорога, причина события.
Грахана – восприятие, понимание, осознание.
Грахья – то, что должно быть схвачено, воспринято.
Грихастхашрама – вторая из четырех религиозных стадий жизни, стадия домохозяина.
Гунавайтришньям – беспристрастность к гунам.
Гуны – качества природы – саттва, раджас, тамас.
Гуру (гу = тьма; ру = свет) – наставник, искореняющий невежество и дающий знание.
Дана – дар, дарение.
Даршана – восприятие, виденье, зрение, точка зрения, система отсчета.
Даршаны – шесть классических направлений индийской мысли.
Двандвах – противоположность; двойственность.
Двеша – отвращение; одна из клеш.
Джаландхара-бандха – поза с прижатым подбородком.
Джапа – рецитация.
Джняна-йога – йога, в которой внимание уделяется исследованию.
Драштри – видящий.
Дришья – видимое.
Духкха – страдание.
Дхарана – концентрация внимания, шестая из восьми ступеней аштанга-йоги.
Дхарма – первая из четырех целей жизни; наука о долге; религиозный долг.
Дхрува – царевич, великий йог, он заключил в свое сердце Бога и остановил дыхание; и мир начал задыхаться; конечно, Господь положил конец подвигам юного героя. Кончик носа.
Дхрува накшатра – полярная звезда.
Дхьяна – медитация, наблюдение, созерцание; седьмая из восьми ступеней аштанга-йоги.
Индрия – чувство восприятия, орган действия, ум.
Иччха – желание, воля.
Ишвара – Господь, властелин.
Ишварапранидхана – вручение себя Богу, посвящение Ему деяний, без привязанности к плодам; одна из ниям.
Йога – прекращение отождествления «Я» с операторами в системе «сознание – разумение». Есть два вида йоги: 1) Буддхи-йога и 2) читта-йога. В первом случае центр работы охватывает разум, во-втором – воздействие проводится на основе сознания. Операторы, возникающие внутри системы восприятия, находятся на самом высшем её уровне. Неудобство состоит в том, что разум приписывает «Я» те режимы, которыми оно реально не обладает. «Я» не ведет восприятие знания – это делает сам разум. Он же допускает ошибки, занимается воображением и воспоминанием. Он также спит. Все это, включая сон, делают операторы. Они получают совместное управление от разума и от сознания.
Йога сутры – изречения мудреца Патанджали о йоге.
Кайвалья – непреходящее освобождение.
Кайя – тело, работа телом.
Кала – время, интервал времени.
Карана – причина.
Карма – обязанность, исполнение, дело; закон причины и следствия.
Крийя – практика, исполнение.
Лайя – растворение, смерть, покой.
Мала – загрязнение.
Манас – ум.
Насагра – кончик носа.
Нидра – сон.
Ниродха – остановка.
Нияма – пять предписаний; вторая из восьми ступеней аштанга йоги; познание своей сути; капитуляция перед Господом.
Паравайрагья – высшая форма отрешенности.
Парама – высочайший.
Параматма – Господь, Высшая душа.
Патанджали – автор йога-сутр. Пата = падение, анджали = молитва.
Праджня – осознанность, мудрость.
Праджнятан – знаток.
Прана – витальная энергия.
Пранавайю – одна из пяти разновидностей витальной энергии. Сосредоточена для истечения в области верхнегрудного отдела позвоночника.
Пранидхана – опора на; религиозная медитация.
Пратьяйя – убеждение, вера, средство.
Пратьяхара – пятая из восьми ступеней аштанга-йоги. Обращение чувств внутрь к уму.
Пуруша – Созерцатель. Дух. Воспринимающий.
Пурушартха – четыре мотива жизни: долг, польза, страсть, освобождение.
Рага – влечение, желание. Одна из клеш.
Раджас – активность как качество Пракрити.
Ракта – кровь.
Ратна – драгоценность.
Риши – святой созерцатель, мудрец-патриарх.
Самана – одна из вайю. Витальная энергия огня.
Сарван – целый, весь.
Сат – существующий, настоящий.
Саттва – чистота, белизна, легкость как свойство Пракрити.
Сатчитананда – чистое сознаваемое блаженство.
Сатья – правдивость. Один из принципов ямы.
Сва – чей-то собственный.
Свадхьяйя – изучение священных книг. Исследование Души.
Свами – подвижник, повелитель.
Сваямбху – воплощение по своей воле. Свайям = по своему желанию, бху = существующий.
Смрити – память.
Стхана – позиция.
Та – они.
Тада – тогда.
Тамас – инерция как свойство Пракрити.
Тапас – устранение загрязнения. Очищение, в том числе огненное. Одна из ниям и элемент крийя-йоги.
Тат – это.
Таттва – первоначало, истина, суть.
Удана – одна из пяти вайю. Приводит в действие чувства. Это энергия питания мышления. Открывает горловую и теменную чакры.
Упанишады – произведения, составляющие завершающий цикл свода Вед.
Хридайя – сердце, ум, душа.
Чакры – энергетические центры, расположенные внутри позвоночного столба.
Чит – восприятие, понимание, желание.
Читта – сознание.
Шакти – сила, мощь, способность.
Шауча – чистота, одна из ниям.
Экаграта – внимание на неделимую душу.
Яма – первая из восьми ступеней аштанга-йоги. Пять этических дисциплин: ненасилие, правдивость, нестяжательство, воздержание, отсутствие алчности.