Яростная борьба за гения дзюдо В. Двойникова!

Владимир Сергеевич Мусатов
Из книги "Всплески ярости".http://www.proza.ru/2012/12/15/64
В 1967 году на первенстве ЦС Минатома Валерий Двойников занял четвертое место. Идет обсуждение состава сборной, которая будет готовиться к первенству СССР. Я — молод, горяч, к тому же в ранге чемпиона Спартакиады РСФСР, поэтому говорил очень уверенно. Чиновник снисходительно улыбался.
— Включите Валерия Двойникова в сборную за счет коллектива, он докажет, что сильнейший. На первенстве СССР станет чемпионом.
— Вы посмотрите, какой умник. Парень у него первенство ЦС не выиграл, а вот Союз готов выиграть!
— Я запрограммировал его нервную систему на высшие достижения. Сильная нервная система Валерия обладает низким порогом возбуждения, нужен очень мощный раздражитель, чтобы он включил все свои ресурсы.
— Ну-ну, пофантазируй, Мусатов, а мы послушаем. И что же это за раздражитель?
— На сегодня Первенство СССР. Но чтобы он задействовал ресурсы в полной мере — это чемпионаты Европы и мира. На Олимпийских играх его организм включит неприкосновенный запас, который в обычной жизни не используется абсолютно.
– Это тебе подсказал Господь Бог?
— Да, и гениальный психолог профессор  А. Ц. Пуни. Позже вы поймете, что я прав.
Но не тут то было, в сборную включили только чемпионов: Александра Самохвалова и Валентина Попова, Колю Нилова. Мне посоветовали успокоиться и ехать домой со своим сверхталантливым учеником.
Я готов был испепелить чиновника. Сейчас он пойдет на «дружеский» банкет, а я поеду еще год работать, чтобы пробиться с учеником на первенство СССР.
На чемпионат 1968 года пробиваться нужно будет через первенство области, а затем республики. А в области власть захватил Харрис Юсупов, через него пройти еще сложнее. Нет, нужно попытаться еще раз. Я обратился к коллеге из Талина Юрию Саакяну, ему доверили подготовить сборную.
— Юра, включи Валерия Двойникова в сборную, он будет чемпионом. Включи, не пожалеешь.
Однако у него имелись свои планы. Я не сумел преодолеть стену отчуждения, меня не понимали, нет, не хотели понять. У каждого — личный интерес.
Споры на совещании я описал, чтобы стало ясно, как пробивались мы, провинциалы. После смерти брата Николая в 46 лет на турнире в Таллине я понял, что цена этому — жизнь. И сказал себе: «Зачем же ты взялся за такое ремесло? Брось, пока не поздно».
Но почему же я не ушел из спорта, где властвовали порой хитрые, жестокие люди?
Потому что знал: я владею передовыми методами подготовки спортсменов высокого класса. Это показали успешные выступления моих учеников - Мусатова Николая, Гурама Моргании, Валерия Дегтярева.
На упомянутом ранее чемпионате ЦС мои юноши заняли второе командное место, и тем не менее я уезжал домой.
Утешением служило то, что остался на сборах самый перспективный на тот момент мой ученик - Валентин Попов.
1968 год. Валерию Двойникову предстоит бороться в финале первенства области, чтобы попасть в сборную для участия в первенстве РСФСР. Я настраиваю ученика на бескомпромиссную, жесткую борьбу:
— Валерий, тебя будут пытаться остановить судьи, их поставит на ковер Юсупов и даст команду убрать тебя любым способом.
Работай на грани фола, ставка — чемпионат СССР. Если пройдешь Юсупова, не сомневаюсь, что выиграешь Россию и попадешь на первенство СССР. Вспомни первенство ЦС в прошлом году. Там тебя сплавили, здесь обстановка намного хуже, но другого шанса не будет.
Попытка судей помочь челябинцу Федорову, обернулась для него трагедией, Валерий яростно атакует, Федоров падает, выставляет неудачно руку, слышится треск рвущихся связок локтевого сустава, основной конкурент выбывает из игры.
Валерия готовы отправить на сборы, но я уже никому не доверяю.
— Двойников будет готовиться дома, я привезу его к отъезду команды.
Юсупов настаивает на том, чтобы Двойников остался на сборах.
— Знаю я ваши методы, Харис. Мясорубка — ваш основной способ убрать конкурента. Не сомневайся, Валерий будет в отличной форме.
Я настоял на своем. Мы готовились дома, в Озерске. Двойников выиграл  первенство РСФСР, и  СССР. В финале всесоюзного первенства победил чисто за 17 секунд.
1969 и 1970 годы — чемпион СССР среди молодежи.
Москва, 1970 год, Валерий готовится к первенству Европы среди молодежи. Вопрос следовал за вопроcом во многих инстанциях.
— Владимир Сергеевич, вы уверены, что Валерий Двойников станет чемпионом Европы? — председатель ЦС ФиС «Труд-2» Федор Андреевич Компаниец, испытывающее смотрел на меня.
— Не сомневаюсь, Федор Андреевич, только добейтесь разрешения на выезд во Францию.
— А если он останется во Франции?
— У него мать, отец, два брата, две сестры, это невозможно. Парень способен на подвиг, а не на предательство. Отвечаю головой, он завоюет звание чемпиона Европы и привезет домой золотую медаль.
— Но почему вы так уверены, что он станет чемпионом Европы?
- Я — тренер и вижу его в деле шесть лет. Он три года подряд выигрывает первенства СССР, почти все схватки досрочно. Это будущий олимпийский чемпион.
— Но это же Европа, там работают японские тренеры?
— У него настоящий русский характер. Прошу вас, сделайте все возможное для его выезда во Францию, он станет чемпионом.
Мы боремся по-русски (самбо), но умеем и по-японски и по-французски, отлично знаем греко-римскую и вольную борьбу.
— Хорошо, Владимир Сергеевич, вы убедили меня. Тем более что звонил из Спорткомитета СССР старший тренер молодежной сборной СССР Лукичев и говорил примерно то же самое.
— Я просил его позвонить вам и в Челябинский обком КПСС. Он делает всё возможное, чтобы помочь нам сделать Валерия выездным.Прошу вас, пожалуйста, позвоните в обком, там могут придержать выездные документы Двойникова. В Челябинске у меня главный конкурент — тренер Юсупов.
Сразу после первенства СССР он организовал мое исключение из областной федерации, тренерского совета. И всё это с одной целью — затормозить продвижение моего ученика.
— Хорошо, сделаем всё возможное.
Он обратился к своему заместителю Анатолию Михайловичу Семенову:
— Возьмите под личный контроль выездное дело Двойникова. Свяжитесь с начальником главка Боровковым, с председателем комиссии по выездам за рубеж. Если они не решат этот вопрос, запросите аудиенцию у министра Славского, будем все вместе настаивать на положительном решении.
Спасибо руководству ЦС ФиС, лично старшему тренеру молодежной сборной команды СССР по дзюдо А. В. Лукичеву, министру Е. П. Славскому, выезд Валерию во Францию на первенство Европы по дзюдо разрешили под гарантии тренера о том, что он вернется с золотой медалью.
В Озерске в то же время мой брат настойчиво звонил в Челябинский обком КПСС и просил отправить выездные документы Двойникова в Москву.
Утвержденные документы валялись в обкоме, их обещали отправить фельдпочтой, однако не отправляли, сроки все вышли. Я звоню брату вечером.
— Николай, если завтра документы не поступят в Спорткомитет СССР до 18 часов, Двойников не сможет участвовать в первенстве Европы.
Николай утром на такси едет в обком, умудряется без разрешения забрать документы. На этом же такси добирается в аэропорт, садится на самолет и привозит в Спорткомитет CCCР выездные документы в 17 часов 45 минут.
Старший тренер А. В. Лукичев направил меня в отдел по выездам за границу, где, сдав документы, я, наконец, вздохнул свободно. Николай в это время уже мчался в аэропорт, чтобы вылететь вечерним рейсом обратно в Челябинск.
Наградой за всю столь детективную историю стало звание чемпиона Европы по дзюдо Валерия Двойникова. От этого выезда зависела в дальнейшем спортивная карьера талантливого спортсмена.
Главное он стал выездным за рубеж.
Теперь передо мной и учеником стояла следующая главная задача, войти в сборную СССР среди мужчин. На взрослом чемпионате СССР по самбо Валерий блестяще выигрывает у одного из самых грозных конкурентов, пятикратного чемпиона СССР Давида Рудмана, но судьи лишают его этой победы. Он не выходит в финал на встречу к своему главному конкуренту Анатолию Новикову, а завоевывает бронзу.
Я протестую, мой протест поддерживает заслуженный тренер СССР профессор Е. М. Чумаков, который руководит научной бригадой при сборной СССР. Он стенографирует схватку Двойникова с Давидом  Рудманом и отдает победу Валерию Двойникову. Это не повлияло на решение судей и результат встречи, но Валерия включают в состав сборной СССР как перспективного молодого борца.
Главный тренер Владлен Андреев не уверен в молодом борце, озадачен его не стандартной техникой. Но через некоторое время Андреева отстраняют от руководства cборной CCCР и главным тренером назначают молодого Станислава Ионова.
Моя встреча с молодым тренером сборной СССР произошла в Рыбинске на отборочном первенстве СССР по дзюдо, где он просматривал кандидатов в олимпийскую команду. Мы — сверстники, и мне легче доказать преимущества ученика Станиславу Ионову, тем более что Валерий показал блестящую результативность в отборочном первенстве.
При комплектовании сборной СССР к чемпионату Европы-71 передо мной стояла очень сложная задача - убедить тренерский совет СССР по дзюдо в том, что Двойников должен участвовать в чемпионате.
Меня поддержали главный тренер Станислав Ионов, члены тренерского совета Генрих Шульц и его сподвижники, в результате Валерий в 20 лет попал на чемпионат Европы в Швецию. Дебютант взрослого чемпионата сразу завоевал бронзовую медаль.
Перед чемпионатом Европы и Олимпийскими играми 1972 года сборную команду СССР снова возглавил Андреев, который отстранил,,  по сути лучшего на тот момент борца, В. Двойникова от участия в первенстве Европы, где основной конкурент Валерия Анатолий Новиков завоевал серебряную медаль и обеспечил себе участие в Олимпийских играх.
Отстранение Двойникова обосновано не спортивными причинами, а нарушением таможенного режима при поездке в Польшу на международный турнир. Я считал и считаю, это была специально продуманная акция против молодого борца и тренера, чтобы обеспечить поездку его конкуренту.
Двойников, который на Тбилисском турнире в финале победил чемпиона Европы немца Хетгера, вынужден остаться дома. Заменивший его Колпаков на первенстве Европы выступил неудачно.
В результате призер чемпионата Европы Анатолий Новиков утверждается первым номером для подготовки к Олимпиаде, а Двойников — вторым номером и его дублером.
Мои претензии Андреев парирует очень просто: «Вы из закрытого города. Хотите, чтобы вам совсем преградили дорогу за рубеж, ну тогда кричите, протестуйте». А затем успокаивает: «Владимир Сергеевич, уверяю вас его Олимпиада — следующая». Но я-то был убежден, что этот парень способен завоевать медали в трех Олимпиадах подряд.
Однако тренеры из областных и столичных центров, совместно с чиновниками, часто опровергали идеальные планы тренеров провинциальных городов и добивались того, чтобы талантливый ученик покинул своего тренера и переехал в центр. Технологии были отработаны в совершенстве.