Расстрел Царской семьи? - Не осуждаю и понимаю...

Арсений Меркушев
Не спешите кидаться тапками, судя о тексте по названию. Автор - не поэт Бродский, и фразы «не читал, но осуждаю» - еще не заслужил…

Для начала приведу лишь пару примеров.

 
ПРИМЕР №1  - Представим, что есть Город. А в нём живут миллионы людей, в том числе ваша мама и жена, и ваши дети. И вы, кстати, тоже.
А рядом с городом стоит АЭС.
А на ней оператором смены некий Толик.
И вот в разгар смены, во время сложной ситуации, которая имеет все шансы перейти в критическую, нашему Толяну звонит супруга и заявляет, что …дети сильно заболели/ у мамы инсульт / в квартиру кто-то ломится / …../ нужное дописать и подчеркнуть. - Короче, Толя, приезжай и спаси нас…
Что наш Толя делает? – Он передает своё место менее опытному напарнику и мчится к себе.
А что будет дальше? – Смена скакунов на переправе редко бывает полезной – И наша АЭС взрывается, - город накрывает облачком стронция, радия, и остальной  таблицей Менделеева. – Накрывает всех – и никто не уходит обиженным. И ваша семья в том числе…
Какие вы чувства будете испытывать к … Нет, не к Толе – его давно уже забили насмерть тапками и ссаными тряпками, а к его семейке.
Скажите ситуация из пальца высосана? – Отнюдь, - еще задолго до Чернобыля на юге СССР во время дежурства на одной АЭС – что-то пошло в разнос. Некоторые операторы – вчерашние дети гор – поступили естественно – бросили свои рабочие места и побежали спасать СВОИ СЕМЬИ.

 ПРИМЕР №2. Работа авиадиспетчера очень сложна и имеет свои особенности – его очень трудно сменить во время «процесса». Для примера: диспетчера, который свел в столкновение два ТУ-134 над Днепродзержинском, Украина в 1979г. (почти 200 погибших, в т.ч. команда «Пахтакор») – не трогали еще больше часа, давая ему возможность доработать смену.

А как вы отнесетесь к диспетчеру, который по звонку жены бросит свой пост и побежит домой, так как у дочери лопнул аппендицит?
Да, я совсем забыл сказать, на том самолете, что разбился - могли быть совсем не чужие вам люди.
Ну а теперь переходим собственно к ПОСТУПКУ, а вернее к ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ  "хозяина земли русской" датско-немецкого происхождения  Николая Романова   -(для справки - Русской крови в нем  1/128. Весьма разбавлена, мягко говоря.)

 Распространенное мнение – В 1917г. ВСЕ предали Государя.

 Первым, кто предал и монархию, и Россию, был сам государь. Потому что он сделал то, что не имел права делать  - Он не имел права отрекаться от престола!
Позвольте, спросите Вы, а что делать если к стенке прижали и требуют - отречение или смерть?
Я приведу лишь два примера.

Первый, - это Чили 11-го сентября 1973г., Сантьяго, Ла-Монеда – двухэтажная президентская резиденция президента страны. – Полным ходом идет переворот Пиночета, довольно-таки кровавый - 3 тысячи убитых. И в течение нескольких часов по двухэтажной Ла-Монеде «работают» танки и авиация. Условие очень простое - капитуляция в обмен на разрешение беспрепятственно покинуть Чили.

Президент Чили Сальвадор Альенде отказывается вести переговоры с мятежниками и погибает на своем посту – с автоматом в руках и голубой лентой президента Республики через плечо.
Он имел возможность капитулировать, но его установка была в том, что – народ его призвал, народу его и отозвать…. А не каким-нибудь гомесам или руисам в генеральской форме.

И второй пример. – Российская Империя, ст. Петербург, ночь 11-го марта 1801г. – 12 человек врываются в спальню императора. Требование очень простое – подписать отречение. О том, что они настроены серьезно - русский император Павел 1-й знал по опыту своего отца, убитого заговорщиками.
То, что произошло в его спальне известно только со слов его же убийц. Но есть два неопровержимых факта – Павел 1-й был той ночью убит, а его отречение так и не было подписано….
А теперь вернемся к нашему барану в 1917г. – Николаю 2-му Гольштейн-Готторпу-Романову…
Итак, имеем вводные.

 - Идет жуткая война.

 - Государь в Ставке, где есть верные ему части и откуда он может РУКОВОДИТЬ.

 - В Петрограде бунт,  бунтуют и запасные части Царского Села.
И вот Императрица посылает телеграмму, телефонирует в Ставку, беседует с государем и требует, чтобы он вернулся в Царское Село к своим больным дочерям и сыну, - по словам государыни, они при смерти. И если государь не вернется, то их просто растерзают.
Алексеев - начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего и генералы Ставки убеждают царя не возвращаться, а если нужно, пришлют поезд под охраной Георгиевского батальона, вывезут царицу. Она в ответ талдычит: нет, мы нетранспортабельны, мы не сможем выехать. Приезжай. В итоге царь, после некоторых колебаний, принимает решение самостоятельно, один, и ставит перед фактом генерала Алексеева и других командующих, что он уезжает.
Тут надо сделать одно уточнение. В 1917г. против Николая 2-го был заговор. А как любой заговор он имел свою «инициативную группу» или своих «буйных».
Но, как и любой заговор, он имел и своих «колеблющихся», которых обычно большинство, и часто именно поведение «жертвы» способно переломить ситуацию в свою пользу или усугубить ее…
И поэтому только тогда   Алексеев рассылает свою телеграмму командующим фронтами и говорит, что государь не может управлять страной. Он покидает свой пост в минуту величайшего напряжения сил, покидает ради женщины. А ведь императрица-немка уж точно не пользовалась никаким кредитом в русском высшем обществе. И это, разумеется, было воспринято очень негативно. Вот такая последовательность событий.
Если бы он не начал свой путь к отречению, уехав из Ставки, а послушал бы Алексеева и генералов, остался бы в Ставке и дождался бы начала наступления, то думаю, ситуация развернулась бы иначе. На конец марта планировалось наступление на двух фронтах, для этого специально приезжали высокопоставленные люди из Антанты, было знаменитое  «Петербургское совещание» министров, после которого было принято решение о совместном наступлении и о послевоенном решении территориальных вопросов - кстати, в пользу России.
От себя добавлю – «предатель» Алексеев упрашивал царя остаться в Ставке, что ему, если бы он был 100%-убежденным заговорщиком, было совершенно невыгодно. – Точку в конце своего царствования поставил именно царь, бросивший свой пост. - Никогда бы Алексеев не послал бы никакой телеграммы, если бы государь оставался в Ставке, если бы он сказал: что бы ни было с семьей, я остаюсь на своем посту - гибнут миллионы русских людей. В конце концов, моя семья не перевешивает всей России. Если бы он так сказал. Скорее всего, и семья бы спаслась, и в любом случае тогда он был бы настоящим императором. А так он оказался хорошим мужем, но плохим царем.

Кстати говоря, четверть века спустя другой Правитель России тоже сделал, если верить легенде, выбор между - личным, семейным и общенародным. Думаю, что многим знакома фраза - «Я солдата на фельдмаршала не меняю»?

Ну да ладно, он бросил свой пост, ломанул к своей семье…со всяким бывает. Но тут его поезд «зажимают» на станции Дно, где уламывают на подписание отречения от Престола, 02.03.1917г... – Казалось бы – все очень просто. Но тут Николай Гольштейн-Готторп-Романов начал делать ошибку за ошибкой, мягко говоря..Если не назвать правильным словом – ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

 ВО-ПЕРВЫХ. Он вообще не имел права делать это юридически – не имел права отрекаться. Он мог отказаться от престола ДО коронации, но вот отрекаться по законам Российской Империи – ПРАВА НЕ ИМЕЛ.

 Он мог как Павел 1-й встать в позу и сказать – кончайте, но подписывать ничего не буду.

 Как Николай 1-й – он мог  уйти с престола найдя смерть: не от воспаления легких, так при попытке к бегству.

 В конце  концов – он мог просто попытаться сбежать…и получить свободу маневра или пулю в спину…Как Петр 1-й...

 Но ОТРЕКАТЬСЯ ОТ ПРЕСТОЛА по законам Империи он права не имел.

ВО-ВТОРЫХ. Он не имел права отрекаться за сына. -
Дело в том, что государь не только отрекся от престола, что еще туда-сюда. И в принципе, когда Алексеев рассылал телеграмму и когда у него были переговоры с думой, предполагался обычный ход – царь отрекается, после этого автоматически вступает закон о престолонаследии, цесаревич Алексий становится императором, но он несовершеннолетний, при нем регент, - если царь не даст других указаний, - то это ближайший взрослый родственник, Михаил, - регентом он быть может, потому что в законах не оговорено, кто может быть регентом. Соответственно, Михаил либеральный человек, ни во что вмешиваться не будет, Алексей маленький, все присягнут Алексею и спокойно вот такая либеральная монархия будет продолжать войну.

Но царь отрекается и за сына. И после этого возникает правовой вакуум. Во-первых, он совершил нарушение основных законов Российской империи. Он не имел права этого делать. Он клялся, что никогда не нарушит законов о священном короновании. Все императоры перед тем, как венчаться на царство в Успенском соборе, приносили клятву о том, что эти законы незыблемы. Он нарушил клятву. Он отрекся за сына по чепуховому поводу, в общем – чтобы сын был с ним.

 А императором Михаил быть не мог в силу того, что был женат морганатическим браком. До войны он вообще был изгнан из России, не жил в России. Во время войны он попросился как бы кровью искупить свою вину, и ему позволили – он возглавил одно из подразделений Российской Армии.

Безусловно, он был симпатичный человек, но он не мог быть монархом. Это тут же вносило колоссальную дисгармонию и раскол в общество. Для Милюкова и Гучкова это было менее важно, а для большей части людей это было очень важно.
Проблема заключается в том, что именно из-за юридической невозможности Михаилу стать царем, он сказал, что этот вопрос будет отложен до Учредительного собрания.
 Учредительное собрание было вольно изменить любые законы, в том числе, закон о престолонаследии, - если бы не провозгласили Россию республикой, а они ее провозгласили даже раньше, 1 сентября. В любом случае именно государь Николай 2-й ввел Россию в полный правовой тупик, из которого выхода не было в рамках монархии.

А что случилось дальше - между февралем и октябрем 1917-го года?
Сначала страной рулило Временное правительство, которое было совершенно незаконным – Милюков пишет, что наша власть зиждилась ни на чем, кроме одной идиотской фразы «нас призвала революция».  . Оно-то и подменило собой Думу 4-го созыва. Хотя ведь в сущности Госдуму Четвертого созыва, чьи полномочия истекали в конце октября 17-го года, никто не отменял. Но Временное Правительство упорно Думу, как институт власти, гробило. - Думу не созвали. Более того, когда было юбилейное заседание думы, созвали депутатов на один день без каких-либо решений – просто читали разные поздравления-воззвания, все восторгались, но как законодательный орган дума больше не собиралась ни разу.
 За эти полгода выросли цены, усилилась анархия, начался ползучий сепаратизм по всей стране, но главное – за эти полгода ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНО успело дезертировать домой, часто с оружием 30% всей армии.

 Напомню, что большевиков при власти еще и в помине не было….
 Временное правительство пало в Октябре 1917г. , но Отктябрьский перерот не отменил подготовку к Учредительному Собранию.
 Выборы, как это ни странно, прошли, и 5 января 1918г. началось его первое заседние…..На нём присутствовало 410 депутатов при кворуме 400. - большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5 %).

 После «парламентской возни» в течении нескольких часов - типа пения Интернационала или выборов Председателя, - началось самое интересное:

 - 3 часа ночи 06.01.1918Г. – Большевики покидают Учредительное Собрание

 - 4 часа ночи 06.01.1918Г - Собрание покидает левоэсеровская фракция.
 То есть уже ближе к утру УС было, мягко говоря, не совсем правильным.
 Ну а ближе к 5 утра прозвучала знаменитая фраза матроса Анатолия Григорьевича Железнякова – «Караул устал».

Комитент членов Всероссийского Учредительного собрания соберется только через полгода в Самаре.
 Его разгонит и частично расстреляет Верховный правитель России, признанный лидер Белого Движения - Колчак, Александр Васильевич.
 Увы, русским парламентариям в очередной раз не повезло – Колчак в 1919г., оказался куда более жестким человеком, чем Ленин в 18-м.

В самом начале статьи я приводил примеры с придурком – авиадиспетчером,  или идиотом - оператором АЭС, которые «напортачили» с громадными человеческим жертвами…Так как им срочно надо было бежать к семье.

И я представил себе картину как выжившие, пострадавшие или родственники погибших, забив до смерти непосредственного виновника катастрофы, решают «воссоединить» всю семейку, из-за которой погибли чей-то отец, мать, сын или дочь…Или вся семья.
И, честно говоря, я даже не знаю как бы поступил – побежал бы их останавливать, или наблюдал бы со стороны. Но по крайне мере смог бы понять чувства пострадавших.
Ведь если бы эти специалисты оставались на своих рабочих местах и система пошла в разнос в их присутствии – у них был бы простой и «рыцарский» способ канализировать народный гнев сугубо на себя. Оператор АЭС мог бы пойти разбирать радиоактивные завалы, схватить бы дозу и помереть прямо на рабочем месте, а диспетчер – просто застрелиться.

Более чем уверен – в этом случае общественное мнение винило бы не только их, и видело бы причину не только в человеческом факторе, а и в чем-нибудь ещё…

Но покинув свой пост ради семьи – они сделали виновником катастрофы и свою семью…
В Марте 1917г. один такой «Оператор» покинул свой Пост…Отголоски случившейся Катастрофы - чувствуются до сих пор.