Два месяца на уроках природоведения учительница Марь Иванна старательно объясняла шестиклассникам важнейшие научные понятия: «экологическая система», «пищевая цепь», «продуценты, консументы, редуценты» и так далее. Детям очень нравилось пересаживать цветы, проращивать семена, наблюдать за рыбками в аквариуме. И на все вопросы дети отвечали на уроках толково и заинтересованно: «Экосистемы бывают естественные (лес, озеро) и искусственные (сад, аквариум). За искусственными системами нужен уход человека» Казалось, тема пройдена и материал усвоен.
Однако письменный опрос показал, что учительнице не удалось испортить свежее детское восприятие окружающей действительности никакой ученой терминологией и системным подходом. Вот лишь некоторые мысли, высказанные учащимися на бумаге. В самостоятельности мышления детям не откажешь: и смех, и грех)))
-Что такое естественная экосистема? Ну, это какая – нибудь естественная вещь, например ЖИЗНЬ!
- Искусственные экосистемы нуждаются в уходе человека, потому что если за полем, садом не ухаживать, то там все попортится. НУ И ЗАЧЕМ ЧТО - ТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЕ РАВНО ЗНАЕШЬ, ЧТО НЕ БУДЕШЬ ЗА ЭТИМ УХАЖИВАТЬ?!
-ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ: деревья питаются энергией солнца, эти растения ест корова, корову ест ВЫДРА, потом ВЫДРА умирает и ее съедают бактерии (Для наглядности и корова, и поедающая ее выдра нарисованы. Где же он ТАКУЮ ВЫДРУ видел?)
-Искусственные экосистемы в хозяйственной деятельности человека: это то, что создал человек своими руками. Потом он это ПРОДАЕТ, покупает, а потом это ЛОМАЕТСЯ и выбрасывается.
-Почва это земля. В моей местности почва ЗЕМЛЯНАЯ.
-Раздражимость как свойство живых систем обеспечивает проявление ХАРАКТЕРА - агрессия, радость – это раздражимость.
Хорошо еще, что учительница не стала проявлять характер и показывать наличие раздражимости, а просто посмеялась. Посмеемся и мы.