Очарование искусства Раисы Арефьевой

Анатолий Апостолов
 
   

                ОЧАРОВАНИЕ   ИСКУССТВА   РАИСЫ  АРЕФЬЕВОЙ
               

      Раиса Арефьева – одна из наиболее своеобразных личностей в современном русском искусстве, в котором  много женских имён, но, пожалуй, ни одно  из  них не может  заявить миру о своей  ярко выраженной женственности. Героини её  произведений  удивительно похожи на неё. Нередко Раиса пишет автопортреты или использует их в жанровых сценах. Так давно повелось: в любом портрете каждый художник помимо воли пишет самого себя,  в нём  он как бы «пропускает через себя»  жизни многих  своих моделей. Под маской внешнего сиюминутного  благополучия, нарочитого самодовольства, сквозь «жизнеутверждающую» полуулыбку  неминуемо  проступает горечь  жизненных потерь и утрат. Это ярко проявлено в её  цикле «Писатели Мытищинской  земли»,  во многих  портретах её  земляков, родных и близких.  Особенно замечателен в этом отношении портрет Дмитрия Кедрина,  на котором  поэт, автор  поэмы «Зодчий»  пытливо и тревожно  вглядывается в грядущее, пытаясь разглядеть за зыбким горизонтом судьбу страны и её народа.
      Воистину, чтобы любить, надо познать, а  познав,  глубоко прочувствовать. В искусстве Арефьевой нас привлекает образ  Женщины с её сложным характером, с переполненной мечтами и желаниями душой, с  красочными приводящими в восторг  причудами,  с великим таинством  женского преображения.
      Даже обыкновенные  сценки из повседневной жизни на полотнах Раисы Арефьевой  выглядят необычайно одухотворёнными  и светлыми. Плавность линий, струящийся свет, мягкая модуляция светотени – всё здесь подчинено самому главному – чувству единства и глубокой нежности женского мира,  образу чарующей, необъятной и непонятной женской души.
Сегодня, когда нам с большой горечью приходится испытывать  следствия  бесчеловечного  бездушия, утрату индивидуальности, мы оцениваем искусство Раисы Арефьевой  как благодатный светлый луч, пронзивший  сумрак и морок  нашей культуры повседневности. Помимо реалистичных бытовых сцен и картинок, иногда имеющих символическое толкование, у Раисы Арефьевой есть целые циклы полотен на аллегорические, мифологические сюжеты. Среди них меня особенно привлекают её романтичные, вымышленные картины-грёзы, «космогонические видения», которые ненавязчиво напоминают зрителю  о бессмертии  человеческой души. Искусство Раисы Арефьевой имеет  глубокую  мотивную структуру,  всегда возникающую в ходе   неустанного труда  души  художника.
В роли зрительного эмоционального мотива у Раисы Арефьевой может выступить любой феномен, любое смысловое и «интеллектуальное пятно» – событие, портрет как черта характера, как элемент ландшафта эпохи,  любой предмет как непременный артефакт, произнесённое, воплощённое Слово, краска как запечатлённый Свет  и Звук.  У художника единственное, что конституирует и воплощает  мотив – это  репродукция скрытого мотива  в красках на холсте, бумаге и на любом материале, где прежде иллюзорное превращается в реальное видение и/или предъ-вiдение. 
      Мотивный процесс в «поэмах-полотнах»  весьма строго обозначен, упорядочен, без чего само опознание мотивных картин-видений, (мотивных репродукций) станет невозможным. Здесь легко опознаваемые, верные мотивные ходы осуществляются художником по многим направлениям, сложнейшим образом в самых неожиданных сочетаниях с другими мотивами. Всё это не только придаёт бесконечным смысловым, зрительным связям конечные и упорядоченные   черты и чёткие  образные переживания, но и  показывает зрителю (читателю изображений)  тайные узлы (знаки)    мифологического сюжета.  Миф в искусстве  всегда являлся  в равной степени условием и следствием бесконечных возможностей репродуцирования исторических и «доисторических»  сюжетов всемирной истории.
      Мотивная структура любого художественного произведения (полотна, поэмы или  монумента) и её осмысление главным образом с точки  зрения воспринимающего  субъекта (зрителя-читателя)  всегда была главной заботой  художника-поэта. Работая над своим произведением  автор непременно и   сознательно строит центральную часть мотивной структуры и тем самым он как бы  запускает  «ассоциативную машину», которая  начинает  генерировать     эмоциональные связи,  прежде  вообще не осознанные самим  автором в первоначальном замысле.
     Плодотворность первоначального замысла часто  определяется продуктивностью  такой вторичной  генерации  и принципом работы такой индуцирующей творчество «чудо-машины». Процесс построения творческой индукции через мотивные ходы  в высокой степени свойственен  поэзии и музыке, а в случае с художником-новатором Раисой  Арефьевой теперь  и – живописи. Глубокое внутреннее родство музыки и мифа было понятно ещё Рихарду Вагнеру, который по справедливости может считаться одним из  Bahnbrecher’ов  новой культуры, которую вскоре после его смерти  все дружно назовут модерном и авангардом. «Полёт валькирий» Вагнера, «Весна священная» Стравинского, «Одетта» Чайковского  и «Смерть Оза» Эдварда Грига стали непременно и непреложно   звучать  в поэзии Серебряного века,  их великая  музыка застыла  на холстах  Врубеля, Левитана и Нестерова…    
      Эта музыка нездешних, надмирных сфер и страстная музыка земной любви продолжает звучать в новых полотнах  Раисы Арефьевой, душа которой никогда не уставала трудиться, и дай Бог, никогда не устанет.
  Отношение к «музыкальным принципам»  лейтмотивного построения   художественного произведения  такой же повторяющийся мотив в искусстве  всех эпох, как и обращение к параметрам мифологического  мышления  во времена русского абсолютизма и всеобщего православия, в эпоху торжества тоталитарного единомыслия и  повального  атеизма.   Живопись Раисы Арефьевой  во всей полноте отразила через мифологические мотивы  музыку слова и музыку цвета.  Это особенно заметно  в книжной графике  этого художника.   Так, например,   многие  поэтические книги Михаила Фридмана,  в которых  явно прослеживается лейтмотив истории  философии в контексте  ведической мифологии («Стальной сердечник»; ОдинНочьюство»; «Сила лёгкости»(М.,2011)    были неслучайно  иллюстрированы  рисунками и картинами  Раисы Арефьевой. Здесь   энергия поэтического  Слова  запечатлелась художником в красочный и материальный  Образ-символ. И это ли не чудо  искусства, умеющего воплощать в материю нематериальное, незримое и неосязаемое, и вдохнуть душу  в холодный, бесстрастный камень?   И не за эту ли волшебную силу искусства, не за этот ли бесподобный портрет трагически погибшего поэта  Раиса Арефьева удостоилась  этой высокой награды – премии  имени  поэта Дмитрия Кедрина?  Конечно же, за это. И ещё  кое за что  другое, о чём, я надеюсь, мы ещё с вами узнаем в скором времени.
      Порадуемся же за Раису  Арефьеву, пожелаем ей создать множество шедевров, пожелаем ей здравствовать долго и крепко, творить охотно и радостно.

Анатолий АПОСТОЛОВ,
русский писатель, академик Международной
Кирилло-Мефодиевской  академии славянского просвещения


18 декабря 2013 года                город  Мытищи       Московская область