Док

Дмитрий Кашканов
Долго я на "Беззаветном" не задержался, потому что он вместе с БПК "Очаков" уходил в Болгарию с визитом. В таком ответственном деле приписные на борту были только обузой, и меня перевели на СКР "Разительный", который в то время стоял в сухом доке на заводе имени Серго Орджоникидзе.

***

Шел уже заключительный этап работ.

С подводной части корпуса корабля обдирали старую покрытую колючками ракушек краску и наносили новую блестящую. На тот момент корпус был уже в основном очищен и мне досталась работа по покраске днища. На леса меня не пустили. Наверно боялись, что если упаду и расшибусь, то потом придется отвечать перед командиром "Пылкого", который недосчитается своего пополнения.
 
Я работал на венгерской краскораспылительной машинке. По каким признакам боцман решил, что у меня талант маляра, да еще с допуском к импортному оборудованию, ума не приложу. Но, в целом, получалось неплохо.

К сожалению, венгры свое умное изделие не рассчитали на применение в условиях русской бестолковщины. Используемая красно-коричневая краска была гуще необходимого, изобиловала комками и другими включениями. Машинка вечно забивалась. Приходилось вынимать сетчатый фильтр и по нескольку раз за день отмывать его в растворителе.

Чтобы ускорить процесс, вместо одного покрасчика приходилось работать троим. Один держал краскопульт, а двое его помощников фильтровали сеткой краску и наливали ее в машинку. У меня была закостенелая от краски роба, безобразный берет и коричневые от краски "прогары". С работы приходил уставший и меня спасало только то, что я не стоял на вахте и поэтому спал всю ночь до подъема.

***

Как-то, мы с коллегой, Сашкой Чистяковым, пришедшим на корабль на пару дней раньше, красили трюма в артиллерийском погребе. Перед покраской тщательно и обильно протирали их уайт спиритом, чтобы удалить даже память о пятнах масла или гидрожидкости.

Нормальной вентиляции в помещении не было и мы до того нанюхались, что стали громко петь песни и орать всякую чепуху. Нас услышали. Чистяк пришел в себя довольно быстро, а меня вывели на ют продышаться. Дежурный по кораблю, увидев меня на юте в таком диковинном состоянии даже предположил, что я в дугу пьян. А я все лез назад, в трюма, как будто что-то важное там не доделал.

***

Несмотря на необычность и трудности, мне нравилась эта работа в доке. Конечно, не сама профессия маляра, а удивительное чувство общности. Единение всего экипажа, аврал, хашар. Там работали все. Я не замечал особого различия между "годочками" и "духами". Мне казалось, что все заражены этим напряженным трудом и нет никого, кто возомнив, что ему многое "положено", шланговал бы. Может, это и в действительности было так.

В то время командиром корабля был капитан третьего ранга Виктор Всеволодович Балашов. Отличный командир и хороший человек. Культурный, интеллигентный. Его уважали и, пожалуй, даже любили, если, конечно, такое понятие возможно применить к отношениям на флотской службе. Во времена его командирства на "Разительном" был удивительно сплоченный экипаж. Возможно, и этим тоже объяснялась та дружная работа в доке.

***

Уже в конце июля "Разительный" всплыл с кильблоков и под буксиром перешвартовался на 14-й причал.

В тот же день корабль заправили, и загрузили боекомплект.

С бортов "румыны" грузили со специальных барж торпеды, бомбы и ракето-торпеды. Ракетчики колдовали с кранбалками, загружая в погреба "Ос" новенькие светло серые зенитные ракеты. Остальной экипаж гуськом носил с причала к горловинам загрузочных лотков патроны калибра 100 мм для артиллерийских установок.

Я бегал с патронами. Носить было не трудно. Главное держать патрон правильно, как младенца. Не торопиться и смотреть под ноги. Во время той загрузки не уронили на причале ни одного патрона.

К сожалению, пару штук уронили уже в подбашенном отделении. Но эти опасные раненые патроны позже тихой темной ночью на первом же выходе булькнули в море, а за гильзы отчитались, будто во время стрельбы те случайно укатились за борт.

----------
БПК - Большой Противолодочный корабль.
Приписные - новобранцы, временно находящиеся не на своем корабле.
Сухой док - место ремонта и покраски корпуса корабля ниже ватерлинии.
Кильблоки - подставки под корабль, когда он стоит в сухом доке.
Прогары - форменные кирзовые ботинки.
Трюма - пространство между днищем и настилом.
Артиллерийский погреб - место хранения боеприпасов для артустановки.
Шланговать - отлынивать, уклоняться от работы.
14-й причал - большая причальная стенка в Северной бухте.
Румыны - служащие Минно-торпедной Боевой Части.
Оса - пусковая установка ракет ПВО корабля в ближней зоне.
Патрон - правильное название того, что обычно называют снарядом.
Подбашенное отделение - помещение между погребом и артиллерийской башней.