Жестокая система

Владимир Сергеевич Мусатов
Проверка боем!
Из книги "Всплески ярости"

Беседует В. Мусатов и его ученик, тяжеловес Валентин Попов, серебряный призер чемпионата СССР среди юношей по самбо, в тот момент студент Челябинского политехнического института:
Валентин Попов:— Так вот, сенсей (тренер-учитель), пошли мы на тренировку в «Динамо», все туда тянутся, оттуда есть возможность попасть на соревнования.
Самбо в обществе «Динамо» — ведущий вид спорта, на чемпионатах общества мастерские места с первого по третье.
Каждому хочется получить мастерский значок, для настоящего мужчины это визитная карточка. Пришли, переоделись, вошли в зал. Народу много, сидят вокруг ковра, увидел меня динамовский тренер Харис Юсупов, обрадовался:
— Ребята, смотрите, призер чемпионата СССР среди юношей к нам пожаловал. Готовьтесь, мы его сейчас проверим.
Система у него простая - отлупить хорошенько того, кто пришел. Если проиграет и не придет больше, туда ему и дорога, а если выстоит, значит, похвалить и постараться прибрать себе.
Дает мне первого парня, я его броском через бедро уложил, удержал, перешел на болевой прием, и он сдался. Загорелись глаза у Хариса, но чувствую, не очень понравилось, что озерчанин так лихо начал.
Сразу бросает на меня мастера спорта, тренера Брюханова, вы с ним боролись в 1967 году на чемпионате области в финале.
Владимир Мусатов:- Круто он с тобой, Валентин. Брюханов в то время был очень матерым мастером, я его на чемпионате области бросил чисто подхватом. Но скажу тебе, он просто недооценил противника, пошел на меня так, будто я и не мастер вовсе. Ну и взлетел в воздух от моего подхвата.
Не привык Брюханов проигрывать, да еще чисто, приземлился неудачно, повредил колено, от обиды даже вставать не хотел.
Я ему руку подаю, а он сидит и, видно, поверить не может в свое поражение.
Мы с ним до этого ни разу не встречались, боролся он на вес выше. Скажу тебе, сильнее его борца в Челябинске в то время не было.
Ну и как же ты с ним отборолся, проиграл, конечно?
Валентин Попов:— В том то и дело, сенсей, что не проиграл. Видно, судьба у него такая: я ему такое «бедро» вставил, что Харис даже забыл оценку показать, а Брюханов захромал и отказался бороться.
Короче, я ему тоже ногу травмировал, видно, у него мениск заклинило в коленном суставе.
Стал смотреть Харис, кого же на меня бросить. Я даже удивился, когда выскочил брат мой, Сашка, тоже мастер спорта.
Говорю ему: «Ты же легче меня, куда лезешь?». А он попер так, как будто я новичок и не брат ему вовсе, забыл, что из нашей же школы вышел.
Разозлился я, ну, думаю, братец, сейчас тебе покажу!
Подвернулся на свое коронное бедро и при подвороте нечаянно наступил ему на ногу. Да так неудачно его скрутил, что у него ребра затрещали.
Сашка застонал, схватился за бок, на этом всё и закончилось.
Харис побагровел, я думал его инфаркт сейчас хватит. А я сразу раскусил эту систему. Думаю или я вас, или вы меня.
Владимир Мусатов:— Ты больше не боролся?
Валентин Попов:— Нет, сенсей, Харис решил больше не рисковать. Предложил мне тренироваться в «Динамо».