Вишневый компот

Александр Кипин
      Электростанция, пыльный поселок, трехсменка, долгая колымская зима все сложилось вместе, и внутренний голос настоятельно уверял — Надо на время сменить обстановку.  Отоспавшись  после ночной смены, впереди длинный выходной, я лежал и строил планы — как совместить приятное с полезным. Ночью просматривал в диспетчерской график отпусков и узнал, что меня там как всегда нет, да и быть не должно (никогда в жизни не подавал заявления, всегда на протырку), зато  на yзловой подстанции семейная  пара в июне уходят в отпуск. В голове как-то быстро сложилось — это шанс войти в согласие с внутренним голосом. Еще не созрел план, как преподнести начальству мое желание поработать летом на этой подстанции, там и платили побольше. Все сложилось само собой, да еще и покочевряжился перед начальством — мол, не горю желанием, но могу войти в их положение.  Как бы нехотя дал согласие. На  этот раз с моей стороны были поставлены некоторые условия. Одно из них: звонить с докладом об обстановке на подстанции — Буду  звонить только два раза, в восемь утра и четыре часа дня, в двадцать четыре часа звоить не буду. Позже скажу, какие преимущества давало выполнение этого условия.
      Смена  обстановки всегда повышает мне настроение, желание сделать что-то важное, а важным для меня была подготовка  к сессии. Конечно, и позагорать и поплавать не будет лишним.  Некоторая удаленность от цивилизации располагала.
     Семья, жившая на подстанции, встретила меня радушно, они с нетерпением ждали моего приезда, ведь три года не были в отпуске. Поразил  меня их ребенок — трехлетний таежник. В благодарность за прием, я решил сделать этому  ребенку что-нибудь приятное. В трех километрах находился поселок, а в поселке все тот же смешанный магазин. Высмотрел я в том магазине вишневый компот. Компот, исчезнувший с прилавков других магазинов, остался в этой глуши по причине его невостребованности, считался неким баловством, и не входил в разряд дефицита или деликатеса. Но все, же я его взял, надеясь порадовать мальчишку сладеньким, хороших конфет, на которые я рассчитывал в этом самом смешном магазине не оказалось.
     Придя на подстанцию, я сразу предложил пацану отведать очень вкусных вишен из компота, но малец наотрез от них отказался, не помогали, ни какие уговоры, живописавшие как  вкусны вишни,  почти как в рекламе «баунти» с райским наслаждением. В те годы реклама еще находилась в забвении — о ней просто не знали и не были ею совращены. Мать пострела быстро сообразила, что моими рекламными изысками ребенка никак не проймешь, да и привык он совсем к другому, сбегала на край заброшенного поля за оградой подстанции и возвратилась со свеженькими шампиньонами. Шампиньоны без всяких изысков (не в сметане, не с картошкой, без применения мультиварки, без каких-либо приправ) были немедленно зажарены на сливочном масле на видавшей виды сковороде. Впавший было в уныние, малыш сразу же повеселел и быстренько уплел действительно натуральный деликатес. Женщина объяснила этот феномен: ребенок никогда не общался со своими сверстниками, (детский сад отсутствовал в поселке за ненадобностью) питался, как и его родители, плодами природы и в той таежной природе вишням места не находилось. Зато были голубика, брусника, морошка, смородина красная и черная. Сезон ягод еще не начался, а потому подоспевшие ко времени шампиньоны, оказались для малыша желанным лакомством. Ты только не обижайся на маленького латыша, за то, что он не стал есть твои вишни — сказала мне женщина. Как я мог на него обижаться, когда я видел, с каким наслаждением он уплетал грибы.
     Оказалось, вкусовые пристрастия имел не только ребенок. На мое попечение остались кошка, собака из породы шавок, несколько кроликов, теплица. Были  получены от хозяев инструкции по уходу за каждым из них. Инструкции я, конечно, пропустил мимо ушей, а счастливые отпускники отбыли к месту отдыха, уверенные в надлежащем присмотре за их хозяйством. Для собаки и кошки были оставлены на какое-то время мясные консервы, которые следовало мешать с кашей, для кроликов был оставлен овес и комбикорм, к которым следовало добавлять свежую траву, при этом было сказано, если кролики лягут на траву они ее есть уже не будут, наконец, для теплицы оставлена бочка какой-то вонючей жидкости, но что с ней делать не указано, а может быть, я тоже пропустил эти сведения мимо ушей.  Кашу я не любил и никогда ее не варил, для собаки и кошки тем более, потому консервы быстро кончились. В магазине была только курица в собственном соку. Курицу я тоже не люблю, но что собака ее не любит настолько, что предпочитает остаться голодной, только не курицу, я не знал. Значит, сварил супец из этой курицы, часть съел сам — остальное кошке с собакой. Кошка, как мне показалось, съела свою долю с удовольствием, но вот собака — она ходила кругами возле миски с супом, но не смогла преодолеть своего отвращения к злосчастной курице — есть не стала. Дело было утром, а на  день я эту живность выгонял на двор, туда же вынес собачью миску — проголодается  собака, съест. К вечеру из миски не убавилось. Ни чего себе — думаю — я ем, а собака не ест. Не сдаюсь, а собака этак с урчанием на меня посматривает. Ничего, голод лучший кулинар. Погода на дворе хорошая и оставил я на ночь собаку с ее миской на дворе. Река  близко как захочется попить, ветерок территорию подстанции обдувает, потому и комары не донимают.  Утром встаю, выглянул в окно, миска как  была полная, так  и стоит. Пойду, умоюсь. Только открываю дверь выйти на крыльцо, крыльцо высокое — ступенек семь-восемь, несется на меня с бешеным оскалом и рычанием кудлатая шавка, с жаждой отомстить за куриный суп и ночь, проведенную под открытым небом. Еле дверь успел захлопнуть перед ее носом. Какое-то время собака еще порычала под дверью и утихла. Опять выглядываю в окно, глядь, а моя жучка вылизывает свою миску. Все же  пришлось поменять собачке рацион,  разногласий с рычанием и бешеного  оскала больше не было, и зажили мы с ней дружно, хорошим охранником она оказалась.
      Кроликам, не зная их аппетита, приносил с пол мешка свеженькой травы. Они шустро ее съедали и жалобно смотрели на меня, мол, не наелись. Приносил еще пол мешка травы, так они чуть-чуть пожевав, укладывались на сено. Подходит время следующей кормежки, смотрю, не съели предыдущей порции и жалобно смотрят. Но поступить с кроликами как с собакой я не мог и рассчитать, сколько им будет в самый раз, тоже не мог.  Помучившись дня три-четыре, я решил — трава на территории хорошая, ее много, сделаю выгородку, выпущу туда кроликов, и, пускай они себе траву сами косят, а я по мере ее выкашивания буду переносить выгородку на новое место. На том и порешил. Сделал я выгородку, выпустил туда моих подопечных, не стал ждать, когда они примутся за дело. Только опять не разгадал я их кроличью сущность. В назначенное время иду к выгородке, как они справляются с сенокосом?
Заглядываю внутрь выгородки и обомлел, внутри ни травинки, голая, хорошо утрамбованная площадка.  Вот это аппетит, прямо зверский. Продолжаю с изумлением смотреть на эту пустыню в выгородке и тут только замечаю, кроликов ведь тоже нет. Наверное, подкопались под загородку и разбежались, и тут я в самом углу выгородки обнаруживаю нору, и в ней сидят милые. Задача ухода за ушастыми как мне показалось, упростилась: я поворачиваю вокруг норы ограду (и так можно три раз), а чтобы кролики  не скучали во время разворота, всыплю-ка им в нору порцию овса, пусть полакомятся. Весь  всыпанный овес  сразу же был выкинут обратно и никоим образом не порадовал ненасытных обжор. То лето выдалось необычайно теплым и солнечным. Почему же кроликам не насладиться летом не за загородкой, а на воле. Про зиму еще не думалось, и я их отпустил. Обретя свободу, кролики не кинулись врассыпную, а как по команде все, сколько было забрались под деревянный настил, устроенный для ремонта трансформатора. Там они и обосновались, вырыли, как и положено нору  и помогали выкашивать траву, уборка которой вменялась в обязанности дежурного персонала на подстанции.
     Человек, выросший в городе, конечно, не очень знает, как обращать с кошкой, собакой, кроликами и прочей живностью, не знает, что кошка должна гулять сама по себе, собака, которая ходит на охоту не ест мясо птицы (ест только испорченная),  кролики — это не только теплый мех,  кролик является спутником богини Чанэ на Луне и обычно толчет в ступе эликсир бессмертия, а вовсе не поедает кошачий и собачий корм.
     Так и с теплицей, оказалось, что только поливать огурцы, мало, надо еще что-то с ними делать. Каждый день я старательно поливал растения, любовался на цветочки, они расцветали, увядали и опадали. Огурцов хоть малюсеньких никак не появлялось, зато появилась старушка, сшитая из сплошных удивления и восклицаний по поводу отсутствия огурцов. Она что-то поколдовала в теплице, полила огурцы из вонючей бочки, дала мне несколько указаний по уходу за растениями (на этот раз я слушал рекомендации боле внимательно) и сказала — Теперь жди огурчиков. Ждать пришлось не долго, буквально три-четыре дня. Спасибо этой старушке. Оказалось в лагерные времена, в этом месте располагался женский лагерь при нем совхоз или  лагерь при совхозе. Совхоз держал коров, лошадей, была и полеводческая бригада они выращивали капусту, турнепс, овсяную зеленку, редиску, было и тепличное хозяйство, этим тепличным хозяйством занималась эта старушка без имени, но с номером.
     Не знаю, какого сорта были эти огурцы, тогда говорили китайские, вырастали по полметра, может быть и больше, но больших размеров не дожидались, срывали раньше. Один и таких огурцов, уже почти достигавший в длину полметра, я собирался отвезти в ближайшую субботу маме, но случилась бригада обходчиков ЛЭП, и этого красавца не стало — пошел на закусь. Пошли бы на закусь и кролики, но изловить, ни одного  не удалось, а стрелять на территории подстанции нельзя, обошлись колбасным фаршем и тушенкой.
     Во  времена перестройки китайцы, было, взялись  на месте лагерного хозяйства тоже выращивать огурцы, зимой подписали контракт — Мы даем им селитру, а они нам или огурцы, или мотоблоки, но огурцов у них не получилось, так как лето по их понятиям здесь не бывает.
    Житейские заботы как то уладились, осталось главное, ради чего я приехал на подстанцию. Время от времени навещали друзья, люди с горного участка, выбирающиеся в райцентр или возвращающиеся на участок. Песик заранее извещал громким лаем о гостях.