Гл. 28. Успехи еврейской диаспоры в СССР

Юрий Бретштейн 2
   Этой главой я хотел бы завершить «еврейскую» тематику в своих мемуарах. Побудительным мотивом моего - неожиданного для самого себя - обращения к ней с погружением в сложные исторические, социологические и моральные проблемы «еврейства», явилось желание разобраться в многочисленных несообразностях и противоречиях в трактовке исторически сложившегося отношения к еврейской нации. Вероятно, этому способствовал также некий комплекс вины за своё собственное равнодушие в прежние годы к вопросам, которые фактически не касались меня лично. Короче – мне на исходе жизни вдруг почему-то стало важным выяснить многие непонятные и/или неизвестные факты, которые раньше казались неактуальными либо абсолютно неинтересными. Но, хотелось бы надеяться, что, как общая информация, так и эта моя, пусть запоздалая и субъективная, интерпретация исторических событий, возможно, всё же покажется в чём-то интересной и познавательной и для моих потомков. 
   Эта моя «надежда» относится ко всем пяти  главам – начиная с  24-й и кончая этой, 28-й.

  …Будучи  наполовину связанным (пусть даже только по крови), с еврейской нацией, не могу просто не сказать добрых слов о народе, который, выработав на протяжении веков своеобразный менталитет и характер, несмотря на гнёт и притеснения со стороны любых властителей, проявил величайшую приспособляемость и сумел сохраниться как национальная общность, сберёгая свой язык и обычаи. В условиях удушающей гарроты сословных ограничений и рассеянного проживания в разных странах, различных гетто и «черт оседлости», из болота повседневной бедности и унижения в средние и более поздние века «наверх» сумели вырваться многие наиболее энергичные и талантливые личности, давшие начало целым династиям выдающихся представителей бизнеса и менеджмента, науки и искусства, политического и инженерного и военного истеблишмента… Кто в этом сомневается, можно заглянуть хотя бы в Интернет на соответствующие сайты (набрав, например, слова «евреи в мировой истории: учёные, политики, инженеры-изобретатели, военачальники и т. п.). Не только замшелые антисемиты, но и многие «обиженные» ими в жизни  правоверные иудеи узнают много интересного и неожиданного для себя… 

   Пресловутые «пронырливость и настырность» евреев, полагаю, это легенда, в основе которой лежат как сказано выше ментальная энергичность, талантливость и, возможно, врождённые «комбинаторские» способности, которые развились в условиях вынужденной необходимости выживать среди «титульных» наций, в жёсткой конкуренции с другими народами за «место под солнцем». Замечу, что эти качества, особенно первое – «пронырливость» (в любой её форме) в гораздо большей степени характерны, например, для «более жёстких» по менталитету и активных в бизнесе азербайджанцев и китайцев. Известно даже присловье: «где на базаре есть «хохол» - там нечего делать русскому, где есть еврей – там нечего делать «хохлу», где есть кавказец – там нечего делать еврею, и нечего делать кавказцам там, где уже есть китайцы»… Последнее легко проверить на рынке хотя бы того же Хабаровска, где представителями первой по численности нации мира с рынка последовательно вытесняются не только торговцы русской национальности, но и наши «традиционные» базарные «бизнесмены» – азербайджанцы...

   Как пишет тот же публицист Л. Радзиховский, «Списки евреев-миллиардеров вызывают охотничью стойку у антисемитов. Специально для них: если среди самых богатых – миллиардеров евреев меньше 20 %, то среди «самых умных» (Нобелевских лауреатов) – свыше 33 – больше, чем представителей любой другой нации)». И это при общей их численности в мире не более 13.5 млн. что составляет всего 0.2% всего населения Земли!
   Справедливо будет упомянуть, что среди евреев, составлявших менее 1,5% населения СССР (согласно переписи 1989 г.), численность «выдающихся» людей часто была пропорционально значительно выше. Это о чём-то всё же говорит… "Впрочем, от всего этого обычный рядовой еврей не становится ни богаче, ни умнее» (Л. Радзиховский).
   А скольким «умным еврейским головам» обязана вся наша страна своими достижениями в различных областях науки и промышленности? В начале главы в коллаже фото можно увидеть ряд творцов и организаторов военной промышленности, а также некоторых военачальников, о которых упоминается далее.
   
   В качестве примера приведу фрагменты опубликованной интересной информации на сайте основанной на   публикации ряда конкретных данных в книге военного Обозревателя Марка Штейнберга «Еврейский щит СССР».
   Так, например, во многом евреям – учёным, конструкторам, организаторам промышленности СССР обязан созданию ядерного щита, прорыву в Космос и т. д. Из 12-ти только трижды Героев Социалистического труда в этих областях четверо – евреи (третья часть): Борис Ванников, Ефим Славский, Яков Зельдович и Юлий Харитон. Рядом с Курчатовым и Королёвым всегда «были» Харитон и Черток (создатель знаменитого космический челнока). Кроме Яковлева прекрасные самолёты создавали Лавочкин и Гуревич, вертолеты – Миль и др. Евреи - Маршал Советского Союза Р. Малиновский и ещё 25 генералов руководили боевыми действиями фронтов. В  органах  Ставки Верховного Командования служили 16 генералов и адмиралов - евреев, которые, таким образом, прямо причастны к стратегическому руководству войной в целом (генералы армии Колпакчи и Крейзер, генерал-полковники Котляр и Цирлин, генерал-лейтенанты Шевелев, Карпоносов и многие другие)...
   Выдающимся флотоводцем был адмирал Лев Чернавин.

   В коллаже фото перед этим текстом только фото маршала Р. Я. Малиновского в контексте этой главы может вызывать некоторые сомнения из-за спорности данных о его происхождении в Интернете... Сделайте в нём прямой запрос о его национальности - и утоните в куче противоречивых сведений и дискуссий различных авторов. Лично я подозреваю, что караимам (крымским евреям) очень хотелось сделать иудеем этого сына одесского политмейстера... А евреям - иметь хоть одного "собственного" маршала...Вполне возможно. Но главное, всё же, в том, что этот маршал отличался высокой культурой (владел испанским и французским), большой деликатностью и вежливостью по отношению к подчинённым... Ну и, конечно, был одним из наиболее умелых и прославленных военоначальников страны.

   В книге также подробно рассказано о деятельности выдающихся разведчиков Яна Черняка, Леопольда Треппера, Шандора Радо и Рахили Дюбендорф; крупнейших диверсантов Якова Серебрянского и Евгения Волянского, партизана Александра Печерского и других, имена которых неведомы большинству советских граждан, не говоря уж об иностранцах.
   А кто ещё знает о начальнике первого ракетного НИИ-88 генерал- майоре Герое Соцтруда Льве Рувимовиче Гоноре? А ведь сам Королев был в НИИ-88 поначалу всего лишь начальником отдела. Думается, не более известно о  выдающейся роли в стратегическом ракетостроении С. Косберга, Б. Чертока и  Б. Шапошника. Все они - Герои Соцтруда, Генеральные и Главные конструкторы ракетной техники.

   Широко известны евреи создатели боевых самолетов. Думается, однако, мало кто знает, что, наряду с широко известными А. Туполевым, С. Ильюшиным и А. Яковлевым, было еще четыре еврея Генеральных авиаконструкторов:  Герои Соцтруда Матус Бисноват, Давид Хорол, Исаак Иосилович и Евгений Фельснер. А также Главные конструкторы М. Вайнберг, Н. Черняков,  А. Борин, С. Вигдорчик, З. Ицкович и другие. В книге о них - очерки и подробная информация.

   Но что уж, наверняка точно неизвестно, так это выдающаяся роль евреев с послевоенном военном кораблестроении СССР. В книге специальный очерк посвящен Абраму Самуиловичу Кассациеру, Генеральному конструктору первого советского атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А (класс "Навага"). Другие очерки рассказывают о творце первого в мире боевого корабля на  воздушной подушке В. И. Левкове, о Б. Купенском - Генеральном конструкторе  атомного крейсера "Петр Великий" - нынешнего флагмана российского надводного флота.

   Думается, мало кто знает, что во главе  создания современных систем противоздушной и противоракетной обороны стояли евреи. Пожалуй, самый выдающийся из них - дважды Герой Социалистического Труда, лауреат множества Сталинских, Ленинских и Государственных премий Лев  Вениаминович Люльев. Именно Люльев создал практически почти все советские,  а ныне - российские - зенитно - ракетные комплексы: "Бук", "С-300В", "Антей-2500"…  Анатолий Леонидович Лившиц. Имя его было засекречено, потому что  именно Анатолий Лифшиц был Генеральным конструктором систем ПВО и ПРО  Советского Союза, при нем и при его участии были сделаны пояса защиты городов Москвы и Ленинграда, Дальнего Востока, которые функционируют и в наши дни. Еще один Лифшиц,  но Михаил Ильич и его коллеги  Л. А. Локтев, З. М. Бененсон  и другие - создатели не только зенитно-ракетного оружия, но и всех систем управления ПВО и ПРО Советского Союза.

   Коллектив СпецКБ, возглавляемый  А.  Э. Нудельманом сконструировал  почти все совремённые наземные и авиапушки. Последние - основное оружие боевых самолетов Советской армии. Большинство разработанных Нудельманом видов вооружения состоит на снабжении российской армии и сегодня (в конце XX-го – начале XXI-го века. Он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, дважды лауреат Сталинской, трижды лауреат Государственной премий .
   Чтобы не перегружать текст, можно назвать ещё лишь  имена тех евреев, которые являлись крупнейшими  из всех творцов боевых средств Советских Вооруженных сил. К ним относится Жозеф Яковлевич Котин. Он возглавлял в течение 30 послевоенных  лет создание всех тяжелых танков и других боевых бронемашин. Генерал-полковник.  Герой Социалистического Труда , четырежды лауреат Государственной премии СССР.

   Я не буду здесь перечислять людей литературы, искусства, спорта, науки и медицины – евреев по национальности – успешно трудившихся на благо нашей страны. Всю информацию об этом можно найти в Интернете.
   …Не забудем также, что (по данным http://samlib.ru/k/kac_a_s/geroi.shtml) только в Отечественную войну звание Героя Советского Союза получили 153 военнослужащих-евреев.

   В целом, люди еврейской национальности, несмотря на свою относительную малочисленность, внесли достойный вклад в развитие СССР и России, защиту Советской Родины. При этом – в гораздо пропорционально большем соотношении, по сравнению с их общей численностью в «семье многих других народов СССР». Как видим, не только «обороняли Ташкент» - о чем совершенно несправедливо любили их упрекать в годы после Отечественной войны штатные «антисемиты»...
   Сейчас - после эмиграции (в основном в Израиль, США и Германию) – в России их осталось 200 с небольшим тысяч (менее двух СОТЫХ %) от общей численности населения страны (около 143 370 тыс. чел в 2013 г). Многочисленные бывшие граждане СССР широко отмечают День Победы в Израиле – как свой самый большой праздник.

   Русскоязычные евреи составили более 17 % населения Израиля и более 20 % еврейского населения страны (это порядка 2-х млн. чел.). В некоторых городах они составляют даже более 40 % жителей. По данным пресс-секретаря Посольства Израиля в РФ количество СМИ на русском языке в Израиле превышает количество СМИ на иврите. Существуют многочисленные телеканалы, газеты, журналы, книги на русском языке. И израильские власти не чинят препятствий их возникновению.

   В стране своего нынешнего проживания – Израиле – евреи-репатрианты  «раскрылись» с самой лучшей стороны: создали великолепные насыщенные электроникой высокотехничные производства, обеспечивающие мировой уровень во многих областях, в т. ч. и оборонной промышленности. ...Вооружённые Силы Израиля – страны, вынужденной жить среди враждебного мусульманского окружения,- представлены одной из самых модернизированных и совремённых высокотехничных армий мира. Израильская молодёжь – высоко патриотична, любит свою Родину и знает от кого, за что и как её защищать...
   Политолог  Л. Радзиховский писал: «государство Израиль фактом своего существования опровергло самый главный миф юдофобов – о евреях-разрушителях, умеющих лишь критиковать чужие государства, но не создать собственное».

   Даже я, побывавший в Израиле как простой турист, могу это подтвердить – на своей многострадальной Земле евреи создали высокоиндустриальное полностью самообеспеченное ресурсами государство с развитой совремённой техникой, промышленностью и прекрасным -  одним из самых передовых в мире – сельским хозяйством.
   Вспоминаются прекрасные поля кибуцев (своеобразных «колхозных» кооперативов), засаженные разнообразными сельскохозяйственными овощами, где буквально к каждой грядке и каждому плодовому кустику подведены тонкие 5-мм трубки с проточной водой, режим подачи которой регулируется в координатах «время – температура окружающего воздуха». Эта титаническая система водоснабжения в сухой каменистой и песчаной пустыне действует бесперебойно, контролируясь сложной электронной системой датчиков...
   Обилие овощей и фруктов прекрасного качества   на рынках Израиля поражает. И, например, даже на рынке Хабаровска хотя и более дороговатый, но великолепный израильский картофель успешно конкурирует с более дешёвым, но напичканным нитратами китайским...

    В заключение хотел бы сказать следующее. Межнациональной толерантность, тесно связанная с различной поведенческой ментальностью индивидуумов, осложнённой  возникающими при бытовом общении экономическими, этническими и конфессиональными проблемами – сложная проблема.
   И хотя я по «крови» наполовину (по матери) еврей, а по отцу - наполовину украинец (владею свободно украинским, на бытовом уровне польским, английским и немецким, но совсем не знаю иврита и не говорю на идише), по менталитету, образу жизни, воспитанию, общему образованию и внутреннему духовному тяготению к русской культуре – по своей самоидентификации – я, всё же, русский человек. Мне ближе, чем какие иные, русские песни, русские сказки, русская литература – и весь наш традиционный русский быт. Мои Боги в искусстве – Пушкин и Чехов, Рахманинов, Шишкин… Не буду продолжать.

   И мне наиболее близки именно русские люди  с их величайшими достоинствами и многими недостатками (коими –, в основном, последними – в значительной степени обладаю и я сам). И это вполне естественно, хотя бы потому, что мне – по воспитанию интернационалисту -, побывавшему во многих странах мира, пожившему среди разных «народов», всегда было легче жить и тянуть «жизненную лямку» всё же среди кондовых «русаков».
   У меня, конечно, сохранились самые наилучшие воспоминания о неоднократно проявленном ко мне (во время моих «путешествий» в связи с  работой) на личном уровне гостеприимстве коллег и друзей – представителей разных народов Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Азербайджана и Грузии, Узбекистана… – можно долго перечислять (кое-что об этом, быть может, сумею и успею написать).

   За границей, в том же Израиле я встречал самое радушное отношение со стороны иудейских «аборигенов» (здесь у меня всегда сохраняется возможность получить израильское гражданство). Даже в США у меня была такая прямая возможность (приглашали!) - получить через еврейскую диаспору американское гражданство (как галахического еврея – по матери). Но как-то никогда "не тянуло и не тянет» покинуть РОДИНУ... Нет, уж!

   Вместе с тем, мне - любящему, к слову сказать, наряду с итальянскими, также цыганские песни и цыганский театр «Ромэн» - было бы всё же тяжеловато жить сейчас, например, в том же Хабаровске, в районе улицы Шелеста (где проживает довольно многочисленная и «весёлая» цыганская диаспора) - по соседству с этим талантливым, но «шумноватым» народом. Привожу в пример Хабаровск лишь потому, что прожил там постоянно 35 лет. Также, как не смог  бы жить и среди некоторых представителей народностей Северного Кавказа и Средней Азии с их несколько отличающимся от «славянского» менталитетом. Вспомним хотя бы историю с известным нашим писателем-юмористом Григорием Гориным, которого до смертельного инфаркта довели гостеприимные и шумные кавказские соседи, часто устраивавшие дружеские  шашлычные посиделки со своими многочисленными земляками… Так же, конечно, тяжко переносить проявления и нашего родного российского менталитета, когда в тесных городских «хрущобах» во время соседских пьянок и «быдловских» разборок во всю ширь и "с избытком" проявляется наша русская «удаль»… Конечно, здесь, скорее, надо говорить не о менталитете, а общей человеческой культуре…   

   Вероятно, в подобных случаях -  гипотетической необходимости жёсткого выбора -, я скорее бы, наверное, был вынужден жить не рядом с цыганами или кавказцами, американцами и, быть может, даже (!) израильтянами (с теми тоже бывают  свои небольшие "заморочки"), а скорее, - среди, например, каких-нибудь «скучных», но менее «проблемных» в бытовом отношении "правильных" немцев или шведов, что ли...

   Тем не менее, побывав по роду своей работы во многих странах мира, «потолкавшись» на бытовом и даже официальном уровне (делегатом и  гостем на разных международных научных конференциях и совещаниях) среди разных «народов», в реальности я хорошо понял и осознал, что лучше всего я чувствую себя всё же в России, среди русских людей (в среде которых прожил всю жизнь). И что хотел бы умереть только в России и быть упокоенным в конце своего жизненного пути «среди берёзок» на деревенском погосте, откуда была бы видна старенькая православная церковушка… Как, например в селе Ново-Никульском, недалеко от моего нынешнего места проживания в Ярославской области...

   Вот всё, что я могу сказать, завершая свою, возможно, для кого-то спорную трактовку многих поднятых в главах 24-28 вопросов. Но, тем самым, я прояснил некоторые вещи для самого себя, а моё толкование некоторых из них, быть может кому-то покажется полезным. И, каким бы моё видение описанных выше фактов и проблем ни показалось противоречивым, оно моё личное и, главное, - искреннее.
   В следующих главах я возвращаюсь к описанию событий, более близко касавшихся лично меня, – описанию того, как проходили политические кампании в начале 50-х годов в Западной Украине, в частности, во Львове и институте, где я учился.