Успешный Левша из Пущино

Петр Лебедев
Как известно, молодой Чернышевский какое-то время связывал надежды на освобождение человечества с вечным двигателем, который пытался создать собственноручно - довольно примитивная конструкция типа асимметрично погруженного в воду колеса описана в изданном до войны его полном собрании сочинений. Я. Перельман уделил разоблачению идеи подобных устройств несколько глав своей "Занимательной физики".

Конечно, в случае Чернышевского важен сам энтузиазм, сама мотивация (облегчение непосильного труда народа), но вразрез с знаменитым решением Французской академии наук не рассматривать подобные проекты. Французская академия была и остается правой - с точки зрения старой доброй физики, которая с тех пор не изменилась; но и Чернышевский был прав с нравственной точки зрения. Поиски устройств, облегчающих жизнь людей велись и будут вестись дальше. А государство, если оно во власти бюрократов и монетократов, будет всегда препятствовать внедрению полезных для широких масс нововведений, ведущих к ослаблению зависимости человека от денег и от бюрократов. Судьба Чернышевского далеко не случайна. Но и наше время дает примеры усовершенствований - не вечных двигателей, а прорывных технологий, которые в случае их внедрения, изменили бы саму цивилизационную парадигму, удешевив и облагородив вместе с тем жизнь широких народных масс по всему миру.

Те, кто был в последние годы в Китае, заметили, что народным транспортным средством там является электроскутер - электромотороллер. Для меня это было откровением. Я с детства мечтал о таких машинках и даже делал неуклюжие электрические повозки. А тут все уже налажено на уровне быта простых людей. Я не стал бы писать об этом теперь, если бы после случайных блужданий по интернету не набрел на 5-часовой видеоматериал Я. Старухина

http://www.youtube.com/watch?v=wEag9oVvkkk

Я сразу запал на сюжет - вполне по А. Балабанову ("Я тоже хочу"), только все реально: разные, но в чем-то главном сродственные люди собираются и едут в пригород столицы на встречу с чудом (как им это представляется). Приезжают в Пущино к некоему изобретателю Василию Шкондину, который прославился очень эффективными электромоторами для транспортных средств от инвалидных колясок и велосипедов до велорикш и вертолетов (впоследствии также кораблей и самолетов). Это те самые сюжеты, которые обречены на народность, не то что продукция скудного мыслью нашего современного российского кинематографа.

Путешественники берут интервью у изобретателя, испытывают велики и мотоциклы на новом принципе - выглядит действительно очень заманчиво, но всего более интересен образ жизни и творчества умельца, опыт его взаимодействия со специалистами и фирмачами со всего мира, его знакомство не по наслышке с коварством денежных мешков с их "купи-продай", воровством технологий и попытками прикрыть конкурентные лавочки. Тревожно делается за судьбу изобретателя, но и он не лыком шит, ловко скрывает свои ноу-хау. Левша, усвоивший концепцию разумного эгоиста, вертит своими конкурентами и мы радуемся за него. Наконец-то русский человек научился себя правильно поставить.

Очень интересны рассказы изобретателя о его встречах с учеником Ландау академиком Мигдалом, вполне доброжелательно обсуждавшим с Шкондиным его движки, но подозревавшем там какую-то "подлость".

Ребята попались восторженные, разжигают друг друга и интервьюируемого. И тут меня уже коробило: все подначивали его с тем, чтобы он признался, что помимо прочего, действительно функционирующего и полезного, он разрабатывает генератор на самообеспечении, т.е. попросту вечный двигатель. Судя по показанным данным, КПД движка Шкондина близок к 90%, что раза в 3 больше чем у ДВС. Это само по себе огромное достижение. Но мечтать о 146% - это перебор. Похоже, что сам изобретатель это осознает, но не его восторженные посетители. Но их энтузиазм - та же материя, что и таковой у молодого Чернышевского, именно это делает его и притягательным и заразительным. Но природу не обманешь.

Мне, как физику по образованию, нелепо слышать сентенции изобретателя (по образованию журналиста), что современной общепризнанной науке не по зубам принцип его магниторезонансного движка, равно как и претензии на то, что в перспективе это перпетуум мобиле. Взялся бы на спор построить физическую и компьютерную модель этой штуковины и оптимизировать ее КПД - больше 99,999...% не получишь, но есть куда стремиться.

Концовка репортажа вполне лирическая - песни девушек в метро. Катарсис. Это первый русский фильм после Балабанова, который доставил мне удовольствие и пользу для ума и души. Никаких вечных двигателей в природе нет, но вечно стремление человека к совершенству. А эра электромобилей, электровертолетов и электосамолетов уже не за горами: не вечные, но мощные, экономичные, экологичные, они скоро сменят бензиновые коптилки.