27. Баран в желудке

Владимир Воронин 13
Эти рассуждения князь должен был прервать. Пора было заняться делом. Валушок был довольно крупный, местной чёрной тонконогой породы.
Джанибек отвязал барашка от колышка. Той же верёвкой, которой был привязан баран, двумя витками обмотал ему задние ноги возле копыт, просунул одну переднюю ногу между задними и сделав ещё пару витков, конец верёвки просунул под последнюю петлю. Всё, баран был обездвижен.
Князь развернул его головой на восток, в сторону Мекки и, возблагодарив Аллаха, тонким острым ножом перерезал горло молчащего, как рыба, барашка. Баран только хрипел перерезанным горлом и вращал глазами.
Придерживая, упёрся коленом в лопатку животного. Подождал пока кончатся конвульсии. Затем встал, вытер о шерсть нож и приступил к свежеванию туши.
Джанибек орудовал ножом быстро и аккуратно, работа была привычная с детства и не занимала его мыслей.
Он вспорол шкуру баранчика по животу от паха до горла, разрезал её по внутренней стороне задних и передних ног, сделал кольцевые надрезы по скакательным суставам. Легко отделил кожу от мяса.
Сделав это с одной стороны, расправил шкуру на земле, перевернул на неё тушку и быстро закончил снятие шкуры.
Глубоко надрезав скакательные суставы, с небольшим усилием, отломил ножки и отбросил их в сторону. Собака потом подберёт.
Положив тушку на спину на растянутой шкуре, аккуратно вскрыл брюшину, затем грудину. Вывалил на траву внутренности. Слегка напрягся и вытянул за трахею лёгкие. Это тоже пища для собак.
Расчленив по суставам всю тушку, глубоко надрезал в четырёх местах позвоночник и легко разломил его на несколько частей. Через очень немногое время, на чистой шкуре лежала кучка мяса. Оставалось дело за посудой.
Аккуратно отделив желудок от остальной требухи, которую решил прикопать позже, князь пошёл к ручью.
Освободив желудок от содержимого, тщательно вымыл его и даже слегка поскоблил ножом. Нашёл два подходящих ивовых прута, надрезал желудок и вставил прутья крестообразно.
Вернулся к мясу и уложил всё его в импровизированный котелок. Баран поместился в собственный желудок весь без остатка.
Осталось только залить мясо водой и поместить над костром на рогульке. Что князь и сделал.
Костерок он развёл небольшой, чтобы пламя его соприкасалось только с частями желудка, заполненными водой.
Дело в том, что для того, чтобы прогорела ткань желудка, требуется температура гораздо большая, чем температура кипения воды.
Вода, даже кипящая, постоянно охлаждает стенки желудка с ней соприкасающиеся. А мясо тем временем варится.
Переваривать мясо Джанибек не стал. Мудрость народная гласит: горячее - сырым не бывает.
Постепенно, по куску доставая из кипящего бульона вкусное молодое мясо, князь с аппетитом вгрызался в него зубами.
Козье молоко и хлеб, конечно, пища халяльная, разрешённая к употреблению шариатом, но мужчине нужно мясо. Особенно выросшему в степи.
Он может вполне обойтись без хлеба, продукта хоть и нередкого, но дающегося с определёнными трудностями скотоводу. А без мяса никак нельзя! И это не просто пищевые пристрастия.
Народ, из поколения в поколение питающийся каким-то определённым продуктом, не просто привыкает к нему, а просто существовать без него не может. Физиологически.
Этнос, в силу географических либо хозяйственных причин ограниченный определённым рационом, не то чтобы привыкает к нему, вырабатывает определённые традиции приготовления и потребления еды.
Перестраивается весь человеческий организм, приспосабливаясь к определённой пище. Перестраивается микрофлора кишечника, более активно развиваются одни бактерии, населяющие наш желудок и кишечник и угнетаются, порой и вовсе исчезают другие.
Так, например, желудочно-кишечный тракт некоторых народов Севера, совершенно не переваривает растительную пищу.
Для некоторых племён Африки молоко, самое обычное молоко, может оказаться смертельным ядом.
Приморские народы потребляют большое количество морепродуктов, степные скотоводы не могут жить без мяса, но вполне обходятся без хлеба. Хлеба, который является синонимом жизни для земледельцев средней полосы. А казаки не могут без рыбы, хотя вполне приемлют и мясо, и хлеб, и овощи.
Чем шире пищевой диапазон этноса, тем более у него шансов приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Джанибек не размышлял так длинно и умно. Он просто насыщался самой привычной и естественной для него пищей – мясом.
Князь съел барана целиком. Слегка отяжелев, поднялся с кошмы и отправился к озеру с мёртвой водой. Сегодня он пробыл в воде немного дольше, чем обычно.
Выбрался на берег, обсох, оделся и отправился отдыхать к себе в шатёр слегка осоловевший.
Кружка холодной воды из живого источника немного освежила, от козьего молока и хлеба он отказался на этот раз.
Прилёг на кошму и в полудрёме стал мечтать.