На околице России

Юрий Баранов
 

           Первая моя книга «Возвращение к родному» дому вышла в Тамбове  в  2008 году. В ней я рассказываю о планете своего детства. Желание издать сборник  рассказов  о моих зауральских впечатлениях  зрело давно.

 Редакция  районной газеты с восьмидесятых годов  публикует мои материалы, сюжеты  которых  взяты из самой жизни. Люди понимают, что я пишу историю нашего района, историю их жизни. Меня охотно  знакомят с пожелтевшими  фотографиями предков, фронтовиков, орденоносцев, и я с душевным трепетом открываю то распадающиеся на двойные листки красноармейские книжки, то затертые почти до дыр  бумаги с постановлениями о реабилитации.

Сколько рассказов я успел выслушать! Одни мне говорят о прошлом, другие о настоящем.  И редко кто из них  пытается при мне заглянуть в наше смутное будущее.

          Лицо моего народа вставало и встает  передо мной во всей его противоречивой сложности  и пестроте. И о каких  знакомых, почти литературных сюжетах, человеческих замыслах и их разочарованиях   повествовали мне люди!

Екатерина Великая ссылала сюда, в Зауралье, на поселение плененных пугачевцев, Столыпин эшелонами гнал за сытой жизнью  крестьянскую бедноту, Сталин выбрасывал  как ядовитый мусор «врагов народа», раскулаченных, неблагонадежных, поволжских немцев. 

Комсомол - посылал романтически настроенную молодежь   на бесконечные стройки, которых всегда хватало здесь во время  советских пятилеток. И все они   оседали здесь.

И какой удивительный человеческий  «коктейль» в результате всех этих исторических перемещений народа  получился! Зауралье наши историки, как только и не называли. Тут тебе и «Азиатская Скифия», и «Обетованная страна шаманизма», и «Колчакия», и «Сибирская Вандея».

Я с большим удовольствием писал и  пишу обо всех этих людях, независимо от того  кузнецы  они, или  солдаты, учителя или  ученики.  Всех их объединяет, по-моему,  главное - любовь к этой жизни, и своей родине.

         21 апреля 2013 года в нашем сельском клубе прошла презентация моей книги  «На околице России». Без преувеличения могу сказать, что этот сборник миниатюр  и рассказов стал частью моей жизни.

Я вместе со своими героями  отправлялся в  виртуальные экспедиции в историческое прошлое моего народа,  пристально присматривался к жизни своих современников.   Сейчас я  испытываю  самые противоречивые чувства.

 Рядом с удовлетворением за некоторые вполне удачные сюжеты, поставленными на страницы этой книги, есть и  доля сожаления,  что моя экспедиция в  наше прошлое  закончилась, и что узнать о жизни наших сел и деревень мне удалось не так много, как бы хотелось.

       «Околица России» обращена не только к моим современникам, но и к тем людям, что будут жить на этой земле после нас. Надеюсь, что будущие наши поколения будут идти более прямыми и менее запутанными земными дорогами, а  дороги эти будут освещены  осознанием того, что ведут они  к ясно видимой человеческой цели. И цель эта - общество равных возможностей и прав.

         В хорошем смысле этого слова, меня буквально оглушили то тепло и патриотизм, с которым восприняли  выход этой книги мои земляки. Люди просили писать ее продолжение, чем я сейчас и занимаюсь.