Историческая справка

Михаил Рогачев
      Решение Сталина о присоединении немецких земель, с учётом польской борьбы против СССР, казалось бы, должно было сделать поляков благодарными именно  Сталину. Но этого не произошло. Заглянем в Историю и, возможно, мы и найдём в ней причины вечного польского русофобства.

      Начнём с порога Первой мировой войны. Немцы и австрийцы смогли оккупировать российскую часть территории Польши и образовали на ней в 1916 году самостоятельное Королевство Польское. После капитуляции Германии в 1918 году было объявлено о создании Польского государства, а 9 ноября в Варшаве постановили восстановить Польшу в границах Речи Посполитой. Границы на Западе независимая Польша оформила по итогам, а что же касалось Восточной границы с Советской Россией, с которой Польша находилась в состоянии войны и внутри которой шла гражданская  война, то 8 декабря 1919 года Верховный совет Антанты рекомендовал ей в качестве границы на Востоке, так называемую «линию Керзона».   Линия эта проводилась по этнографическому принципу: к западу от неё преобладало польское население, к востоку – непольское: литовское, белорусское, украинское, еврейское, русское. При этом в состав Советской России впервые должен был отойти Львов.

      Однако, сначала, поскольку военные действия для поляков складывались благоприятно: польская военщина оккупировала значительные территории Украины, Белоруссии и Литвы. Уже были взяты Вильнюс, Минск, а 7 мая 1920 года и Киев. Польская сторона просто проигнорировала предложения Антанты, полагая, что может добиться для себя восточной границы на более выгодных условиях, и куда восточнее этой самой виртуальной «линии Керзона».

      Затем ход военных действий резко изменился. Советская сторона, перегруппировавшись и сконцентрировав свои силы, сумела добиться, как тогда казалось, решающей инициативы: советские войска стремительно наступали и 10 июля 1920 года Польша уже была готова соглашаться на «линию Керзона». Но тут уж Советская сторона отвергла польское предложение и продолжала активно продвигаться  к Варшаве, Председатель Реввоенсовета Троцкий гнал войска на Запад, требовал «..дальнейшего непрерывного развития операции…».

      Но…вышло так, что пока утром 14 августа Троцкий ещё отдавал свою очередную директиву: «Герои, на Варшаву!», уже к вечеру случилось «Чудо на Висле» и в течение двух суток под Варшавой было всё кончено: около 60 тысяч солдат Красной Армии попали в окружение. Командовал операцией будущий маршал Тухачевский, который достаточного опыта ведения боевых действий такого масштаба не имел.

      Всего в плену оказалось 146 тысяч солдат, из которых примерно 60 тысяч сгинули в польских лагерях навсегда. Этих бедолаг поляки уморили беспримерным в военной истории голодом. Никакой жалости, никакого милосердия, никакой совести поляки не знали.

      Санитарный департамент Польши содержание пленных оценивал, как «кладбище полуживых и полуголодных скелетов», «очагом мора и убийства людей голодом и нуждой», «несмываемое пятно на чести польского народа и армии».

     У полководцев при ведении боевых действий выбор небольшой:  или победа, или поражение. Для победы всегда нужны: военный талант полководца (что от Бога), и его воля. У Тухачевского воля была, не исключено, что и мужества хватало, но не было главного: военного таланта, умения организатора, способности разгадать замысел противника, всесторонне и достойно оценить его, проанализировать предложения собственного штаба, а затем принять единственно правильное решение. А для этого нужно достаточное военное образование. Мог ли это сделать тогда Тухачевский!? Является ли это позорное поражение случайностью? Для этого нам придётся познакомиться с Тухачевским ближе.