Числа в орнаменте Буслаевской Псалтири

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Числа в орнаменте Буслаевской Псалтири

     По поводу рисунков и орнаментов «Буслаевского» списка Псалтири существует большая литература, рассматривающая их как образцы русского прикладного искусства второй половины XV в. [1]. Относительно заставок второй, «восследовательной», части такая оценка ошибочна [2]. Орнаменты и иные ее рисунки столь же поздние, как и вся эта часть. Одна из орнаментальных композиций — заставка на л. 262, на мой взгляд, представляет собой иллюстрацию к числовому ряду, в котором особо репрезентованы числа 3, 9 и 90.
     Заставка выполнена как прямоугольная композиция, состоящая из 12 квадратных гнезд, внутри которых изображены венцеобразные корзинки с навершиями - наверху, и ножками, характерными для кубков, внизу. Числовой ряд, от 1 до 12, закодирован в количественных соотношениях между различным образом изображенных гнезд и - составляющих атрибут гнезд — кубков. Ниже представлена систематизация 12 единиц графического двучлена гнездо-кубок в зависимости от особенностей его изобразительного решения.

     Среди кубков лишь один, верхний крайний слева, имеет срединную часть (венец), состоящую из горизонтально ориентированных прямоугольников, все другие венцы составлены из вертикально ориентированных лепестков.
     Лишь два, крайние справа, имеют шишкообразное навершие, у других навершия конусообразные.
     Три гнезда из четырех, имеющих решетчатый фон вокруг корзинки,  располагают венцами с лепесткообразной конструкцией венца.
     Четыре гнезда из двенадцати имеют решетчатый фон вокруг корзинки, у остальных фон лучевой.
     Пять гнезд представлены конусообразными навершиями пяти корзинок левой стороны композиции.
     В каждой из двух половинок композиции представлены шесть гнезд.
     Семь гнезд представлены особо семью «правильными» венцами блока гнезд, ограниченного справа двумя гнездами с решетчатым фоном (в этом и заключается, надо полагать, смысловая предпосылка  асимметричного, или неправильного, расположения гнезд с решетчатым фоном).
     Восемь гнезд композиции имеют лучевой фон.
     Девять гнезд композиции имеют корзинки единого образца (из двенадцати корзинок одна имеет «неправильный венец», две другие - «неправильное» навершие).
     В десяти гнездах размещены корзинки с конусообразным навершием.
     В одиннадцати гнездах размещены корзинки с венцами лепесткообразной конструкции.
     Всего в композиции двенадцать гнезд.

     Числовой ряд, как известно, обладает различного рода суммарными показателями. В данном случае ряд частичных сумм, получаемых прибавлением каждого последующего числа к сумме предыдущих, выглядит следующим образом: 3, 6, 10, 15, 21, 28, 36, 45, 55, 66, 78. При этом параллельное построение двух рядов показывает  отсутствие суммарного показателя у единицы — в силу отсутствия «нулевого» гнезда в заставке. Если первый ряд построить под вторым, «суммарным», над числом 2 окажется 3, над 3 — 6 и т. д. Над числом 12 окажется 78 (сумма 66 и 12). Сумма 12 и 78 равна 90. Думаю, именно это число является важнейшим маркером графико-математической кодировки с «корзинками». В вербально-числовой энигматике оно равно девяти, числу, при помощи которого А. И. Мусин-Пушкин уже репрезентовал себя на л. 202 Псалтири [3]. Но в данном случае ему важно было показать и число 90, и то, что оно является результатом возрастания числового ряда, в начале которого находится единица, то есть числового ряда, моделирующего неразрывную хронологическую последовательность. Вместе с репрезентацией самого себя Мусин-Пушкин маркирует также время создания списка Псалтири или время создания второй части списка — 90- год или 90-е годы 18 века (примечательно, сумма чисел, входящих в число 18 равна 9, аналогу числа 90) [4]. 
     Сумма чисел ряда частичных сумм равна 363. Очевидно, что это число находится в коррелятивной связи с числом 9, но она обеспечивается не только суммой 6 и 3. На л. 202 девятка Мусина-Пушкина закодирована как сумма трех троек. Конечная сумма числа 363 равна 3. Число, обозначающее количество гнезд в заставке, равно 12 с конечной суммой, равной также 3*.

1. См., в частности: Буслаев Ф. И. Исторические очерки Ф. И. Буслаева по русскому орнаменту в рукописях. Петроград, 1917; Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 101-154; Ухова Т. Е., Клепиков С. А. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний ТСЛ и МДА // Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 114; Свирин А. Н. Искусство книги древней Руси, XI-XVII вв. М., 1964. С. 98-100, 103, 104; Лелеков Л. А. История некоторых сюжетов и мотивов древнерус. искусства // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация. М., 1981. Вып. 7 (37). С. 221-222; Попов Г. В. Новый памятник круга Буслаевской Псалтыри (из истории деятельности великокняжеской рукописной мастерской 1480-х гг.) // ДРИ: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 168-179. См. также: Борисова Т. С., Турилов А. А. Буслаевская Псалтирь // http://www.pravenc.ru/text/153691.html (Православная энциклопедия). 
2. От датировки заставок и и иных рисунков первой части Псалтири я хотел бы сегодня воздержаться.
3. Сагит Фаизов Иван Антонович в Буслаевской Псалтири // http://sagitfaizov.livejournal.com/90219.html; http://www.proza.ru/2013/12/15/1064
4. О присутствии хронологической маркировки «1790-е годы» в другом образце мистификации А.И. Мусина-Пушкина - «Хожении за три моря Афанасия Никитина» см. в: Сагит Фаизов Екатерина II в «Хожении Афанасия Никитина» // http://sagitfaizov.livejournal.com/89277.html;  http://www.proza.ru/2013/11/26/745 . Об энигматической связи между «Хожением» и «Буслаевским» списком Псалтири см. также: Сагит Фаизов Дрожжи Левенгука в Буслаевской Псалтири // Он же  Иван Антонович в Буслаевской Псалтири // http://sagitfaizov.livejournal.com/90219.html; http://www.proza.ru/2013/12/15/1064

* На л. 273 представлена реплика-реминисценция заставки на л. 262.

Фотокопии Буслаевской Псалтири вывешены в сети по нескольким адресам.