Из истории США

Дмитрий Ромашевский
  Освоение британцами далёкого континента по ту сторону Атлантического океана началось в ХVII веке.
     26 апреля 1607 г. три небольших английских корабля достигли юго-восточного побережья Северной Америки. Они поднялись по реке, которую позже назовут Джеймс в честь правящего тогда английского короля.   Возникшая на болотистой низменности  у устья этой реки колония получила название Вирджиния.
  Трудно проходило освоение европейцами этой новой земли: не хватало продовольствия, превратилась в лохмотья износившаяся одежда, мучили москиты… Многие переселенцы занялись поисками золота,  вместо того чтобы строить себе жилища. Началась эпидемия малярии, и  из 120 прибывших через год осталось только 53.
  Однако под предводительством капитана Джона Смита выжившие начали возделывать землю, выращивать и сушить табак, который они отправляли на родину на кораблях, привозивших им одежду и провиант.

    В 1620 году на новый континент, значительно севернее Вирджинии, прибыли сепаратисты - люди, стремившиеся  к обновлению и очищению католической церкви. Это были глубоко верующие англичане. Спасаясь от преследования на родине, они оставили дома и обеспеченную жизнь, чтобы, не противореча своим убеждениям, создать новую церковь.  Так 100 новых поселенцев прибыли в Америку.
    Путешествие было тяжёлым, преодолевая осенние шторма, их небольшой корабль достиг побережья незнакомой им земли. Уильям Бредфорд, глава религиозного содружества, писал в своём дневнике: «… не было ни постоялого двора, ни друзей, которые бы встретили и приютили нас в своих жилищах, где мы могли бы дать отдых своим измученным и обветренным телам. Позади  был огромный океан. Кто мог поддержать нас, кроме Бога и Его Проведения?»
  Первую зиму они провели в  земляных жилищах, которые представляли собой вырытые ямы, накрытые сверху ветками деревьев, присыпанные землёй. Голод и холод  унесли в мир иной половину прибывших. Остальным выжить помогли индейцы. Они научили белых ставить силки на птиц, весной поделились с ними семенами маиса.
  Получив урожай, колонисты отпраздновали с индейцами свой первый прожитый в Америке год. Так появился праздник - День Благодарения.

 
    К 1732-му  году на восточном побережье Северной Америки было уже 12 колоний. Колонии на Юге и на Севере значительно отличались друг от друга. Юг стал сельскохозяйственным и рабовладельческим,  Север - более промышленным.
   Приток белых стал теснить местное население. Индейцы погибали, но не становились рабами.
  Ещё в 1630 г.  молодой священник из Массачусетса Роджер Вильямс бросил вызов обществу своей колонии, говоря в проповедях  о том, что король Британии не имеет права отнимать землю у местного населения. Он утверждал, что церковь должна быть независимой от государства, а государство более толерантным, т.е. терпимым. (Вот откуда пришло к нам это понятие - толерантность - терпимое отношение к людям, обеспечивающее их права, свободу вероисповедания и безопасность). Вильямса преследовали, ему приходилось бежать, скрываться; но всё же через несколько лет ему удалось реализовать свои идеи. Он создал колонию Роуд Айлэнд, в которой уживались католики, иудеи и даже атеисты.

  Чёрных рабов привозили из Африки мореходы и торговцы живым товаром из европейских стран.
  Рабовладельцы оправдывали безнравственность владения людьми тем, что они просвещали африканцев, обращая их в христианство.
  Чернокожие рабы работали на хлопковых полях и табачных плантациях под свои ритмические песни, обращённые к Богу и христианским пророкам. Так появилась новая музыка, распространённая сейчас в мире. «Go down, Moses! Let my people go», - пели они, работая на полях по 14-16 часов в сутки.

  70-е годы  ХVIII в.  в Америке называют веком  нравственного пробуждения.  Пуританский проповедник  Джонотан  Эдвардс призывал людей пересмотреть свою греховную жизнь, описывая им страдания в  Аду.
   Приехавший из Англии священник Джордж  Уайфилд собирал на свои проповеди огромные толпы верующих, которые следовали за ним от Массачусетса до Джорджии. Его звенящий волнением голос звал к покаянию. Американский просветитель и государственный деятель Бенджамин Франклин писал: «Удивительно, как быстро происходили изменения во взглядах и поведении людей под воздействием проповедей Уайтфилда». Люди как будто просыпались. Открывались новые церкви, общество белых становилось более терпимым. Более свободный ответственный  человек сам определял свой жизненный путь.

    В 1775г. на Континентальном Конгрессе, где присутствовали представители 13-ти колоний была принята Декларация Независимости, на которой вынесено решение об объявлении добровольческих колониальных войск, сражавшихся за независимость колоний от Британии, национальной армией, Главнокомандующим был избран Джорж  Вашингтон.
   В Декларации говорилось: «все люди созданы Богом равными и наделены неотделимыми правами, такими как жизнь,  свобода и стремление к счастью». Объединившиеся колонии стали новым независимым государством.
    Однако плантаторы Юга продолжали использовать труд рабов. Ко второй половине ХIХ в. в их хозяйствах выращивались хлопок, табак, рис и сахарный тростник, этот выгодный товар экспортировался в Европу. Наиболее богатые рабовладельцы вели аристократический образ жизни.
   Во всех американских штатах выпускались газеты. Много статей было посвящено проблеме рабства, особенно острые публикации появлялись в «Свободном журнале».
  Северяне были против рабства, и к 1804 году  в северных колониях оно было упразднено.
  Огромную роль в освобождении рабов сыграли идеи  Мартина Лютера - немецкого проповедника XV века, основателя немецкого протестантизма (лютеранства).
  Многие белые американцы Севера рисковали своей жизнью, помогая рабам бежать от своих хозяев.
  Но самый тяжёлый удар по рабовладельцам Юга, пожалуй, нанесла Гарриет Элизабет Бичер-Стоу своим романом «Хижина дяди Тома». Было напечатано и распродано 300000 книг, роман переводился на иностранные языки и вскоре стал известен в Старом Свете. В театрах ставились постановки по этому роману. Перед  Конгрессом был поставлен вопрос о рабстве как моральной проблеме.
 
   Южане не хотели расставаться с бесплатной рабочей силой на своих плантациях. Образовалось две антагонистические системы в одном государстве - рабовладельческая на Юге  и капиталистическая в северных колониях, что раскололо молодое, недавно созданное государство. В 1861 г. началась  страшная, кровопролитная гражданская война, которая продолжалась 4 года и закончилась победой Севера.
  Это была война не только за экономические интересы, это была война идеологий. Победила идея недопустимости существования института рабства в демократическом государстве.
    1 февраля 1865 г. президент США Авраам Линкольн подписал резолюцию Конгресса о внесении в Конституцию США 13-й поправки об отмене рабства. С тех пор в США ежегодно празднуется Национальный день свободы.

     Во второй половине ХIX в. рабство было упразднено в двух государствах: в 1865 г. в США, а четырьмя годами ранее в России  Александром II было отменено крепостное право.

     Течёт время. Меняется лицо Земли. Когда-то на континенте жили, воевали и молились сотни разноязыких племён, предки которых мигрировали туда из Азии. Вот как писал о них великий Г. Лонгфелло:

  Вдоль потоков по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чактосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны
Делавары и Могоки,
Черноногие и Поны ,
Оджибвеи и Дакоты -
Пред лицо Владыки Жизни.

  Спустя века на этой земле белые переселенцы увидели нетронутый цивилизацией мир - бескрайние саванны, подобные широким рекам стада бизонов…  Теперь там одно из сильнейших и развитых государств земного шара. Варварское истощение земли, уничтожение растительного и животного мира бурно развивающейся промышленностью и строительством железных дорог приостановлено. Люди пытаются спасти природу и восстановить её. Нация американцев, состоящая из представителей всех рас, имеющих равные права, населяет часть северной Америки. Индейское население, оставшееся после жестоких военных конфликтов с белыми, живёт в своих поселениях, пользуясь всеми правами, гарантированными им конституцией.

   Но научится ли человечество, любя весь мир своей планеты, жить на ней по словам Адама Мицкевича, «в единую семью соединившись» или продолжит свои попытки экспансии в космосе?