Черный дядька

Дмитрий Бирман
Очень часто по субботам мои родители ходили в гости к Красновым или те приходили в гости к нам. Дядя Яша и тетя Марина Красновы были врачами, их сын Лешка, на три года старше меня, все время умничал, а дочь Ритка – моя ровесница, как рассказала мама много лет спустя, прочилась мне в невесты.
Лешка был в дядю Яшу (такой же спокойный и странноватый), а Ритка была похожа на маму (такая же яркая и эмоциональная).
Однажды дядя Яша принес и показал тете Марине анализ крови, в котором один из показателей превышал норму в тысячу раз, а через неделю (когда тетя Марина уже обзвонила всех знакомых врачей и примеряла черное платье и траурное выражение лица) он спросил ее: 
- Марочка, ты ничего не заметила?
А когда тетя Марина стала пристально всматриваться в него, улыбнулся и добавил:
- Я ведь там, в анализе единичку перед цифрой поставил...
Не знаю, как отреагировала тетя Марина, но несколько суббот ни мы к Красновым, ни они к нам не приходили. Потом как-то все встало на свои места и взаимные походы в гости возобновились.

Мне было, наверное, лет семь, когда Ритка впервые рассказала мне про Черного дядьку. Мы болтали в детской, взрослые спорили в гостиной, после чая с тортом, как вдруг погас свет. Пока папа с дядей Яшей меняли пробки (были такие предохранители, которые при перепадах напряжения перегорали), Ритка схватила меня за руку и стала шептать :
-Только бы не пришел Черный дядька!
- Какой такой дядька?- смело спросил я.
- Ты не знаешь?- зловеще шептала Ритка - он приходит каждую ночь, поэтому я с головой закрываюсь одеялом!
- Как это?- удивился я, чувствуя неприятный холодок внутри.
- А вот так! Как только становится темно, он приходит и сидит под окном,- тут Ритка, не отпуская мою руку, присела, съежилась и подняла голову вверх. Внезапно включившийся свет ( папа с дядей Яшей заменили перегоревшие пробки) зловещими лучами отразился в ее глазах.
Я вздрогнул, отдернул руку и, несмотря на бешено колотящееся сердце, сказал:
-Хватит врать, Ритка! Ерунда это! Не бывает Черных дядек!
- Да?- она усмехнулась той злой женской усмешкой, которая стала мне понятна много позже,- а ты попробуй ночью, посмотри, у тебя под окном он тоже сидит.
Всю дорогу домой я думал спросить у папы про Черного дядьку или лучше ночью проверить самому, кто там прячется под моим окном. В результате, я решил все проверить сам.
Жили мы в то время на первом этаже. Летом, если родители наказывали меня за плохое поведение и не пускали гулять, а сами уходили на работу, я с помощью дворовых друзей выбирался через открытое окно на улицу, а потом через окно возвращался домой. Тетя Женя, мамина сестра, которая приезжала к нам посмотреть телевизор в комнате родителей и присмотреть за мной, даже ничего не замечала. С того, что мы живем на первом этаже и начались мои сомнения. Конечно, Черный дядька мог подкрасться в темноте, подождать под окном и ...
Первым делом я закрыл форточку в своей комнате, проверил шпингалеты на створках окна и плотно задернул занавески.
Когда стемнело я, стараясь двигаться тихо и незаметно, выглянул из-за занавески в ночь и... увидел Черного дядьку, который сидел под окном, у куста шиповника. Конечно, я закричал, прибежали папа и мама, я им все рассказал, а они успокаивали меня, уверяя, что нет никаких Черных дядек, а папа открыл занавески и звал меня убедиться, что под окном никого нет, просто чья-то старая рваная шляпа висит на кусте шиповника.
Я кивал головой, но не поверил им. Первый раз в жизни.
Когда настало время ложиться спать, я вспомнил Риткин рассказ и немедленно укрылся с головой одеялом. Под одеялом было жарковато, но уютно и очень спокойно. Я крепко уснул.
С тех пор я стал спать, тщательно подвернув под себя со всех сторон одеяло и укрывшись с головой. Со временем я начал брать под одеяло фонарик и читать перед сном книги.
Мне было стыдно, но Черный дядька преследовал меня лет до четырнадцати. Я старался не подходить к окну, если было темно, вообще, боялся темноты и когда оставался один дома, обязательно включал везде свет.
Потом Черного дядьку вытеснили мысли о Ленке Малкиной и вечерние прогулки с друзьями, а когда я прочитал пушкинское "Моцарт и Сальери", то окончательно успокоился, поняв и приняв то, что у каждого, наверное, есть свой Черный человек.

Мне было лет тридцать, я возвращался вечером домой, в свою квартиру, где меня ждали жена и две маленькие дочки.
Я был расслаблен и доволен жизнью. Горбачевская перестройка открыла новые возможности, стали возникать кооперативы и частная собственность. Я, взрослый, самостоятельный мужик, плюнув на чьи-то советы и опасения, пошел своим путем и (так я думал тогда), не ошибся.
Я зашел в подъезд нового десятиэтажного дома, чтобы сесть в лифт, подняться на девятый этаж, нажать кнопку звонка и услышать, как мои девочки бегут наперегонки открывать дверь.
Света в подъезде не было, а лифт не работал. Тяжело вздохнув (в каждой руке по сумке с продуктами), я стал подниматься по лестнице.
Примерно на уровне третьего этажа я вдруг вспомнил про Черного дядьку... Те, детские, давно забытые страхи, нахлынули на меня. Я стал двигаться осторожно и, по возможности, тихо. Перед тем как сделать шаг с лестницы на площадку, я сначала махал вперед рукой с сумкой. Мне стало казаться, что за углом притаился Черный дядька, который решил, на этот раз, достать меня наверняка.
На седьмом этаже (только я отругал себя за идиотскую трусость), когда я, уже по привычке, махнул сначала сумкой, с криком: "Получи, сука!" из-за угла вылетела рука с зажатой в ней бутылкой.  Бутылка рассекла воздух перед моим лицом, а следом вывалился подвыпивший мужик, потерял равновесие и бухнулся на пол передо мной.  Я едва успел перескочить через него, развернулся и сумка (в ней была большая стеклянная бутылка молока) припечатала мужика прямо по башке!
Мужик заорал, на крик из квартир стали выходить люди – да-да, в те времена, на крики в подъезде люди открывали двери, а не закрывали – откуда-то появился фонарик, а вскоре включили свет в подъезде.

Все оказалось смешно и банально. Мужик недавно заехал в квартиру на восьмом этаже. Какой-то доброжелатель сообщил ему, что пока тот в отъезде, его жена ожидает другого, примерно в восемь часов вечера. Мужик специально вернулся раньше из командировки и, взяв пару бутылочек, встал в засаде, предварительно отключив лифт и свет в подъезде. Вот так.
Черные дядьки, с тех пор, перестали тревожить меня окончательно и бесповоротно.
Вот только если в подъезде нет света и не работает лифт, я прошу, чтобы меня лучше кто-нибудь встретил.