О судьбе русских коронных драгоценностей

Владимир Бахмутов Красноярский
               

    Еще в XVIII веке по специальному указу Петра I в России была создана уникаль-ная коллекция наиболее значительных и ценных вещей, являвшихся достоянием всего государства Российского в целом, а не принадлежащих исключительно царской династии. Дорогостоящие предметы многих поколений Российских царей  хранились в Зимнем Дворце в специальном Бриллиантовом кабинете.

В сентябре 1739 года, т.е. через  полгода после захвата Дели, правитель Персии шах Надир направил ко двору русской императрицы Анны Иоановны в Санкт-Петербург великолепное посольство с роскошными дарами, захваченными  в том числе и в сокровищнице Великих Моголов.
 
     Торжественная процессия на конях и 14 слонах двинулась на север через Европу. Надир-шах, видимо, хотел поразить воображение русской государыни, да и правителей других европейских государств богатством и могуществом их южного соседа. Однако пока слоны добирались до нашей северной столицы, прошло почти два года и Анны Иоановны, которой они предназначались, не стало. На трон, при поддержке гвардии взошла дочь Петра Великого Елизавета Петровна, которая и распорядилась посольскими дарами.

     В числе экзотических предметов, принадлежавших некогда Великим Моголам, особым изыском отличались шесть небольших, - 26-32 см. высотой, золотых кувшин-чиков для благовонных масел  с высоким горлышком, сплошь покрытых орнаментом из  рубинов и изумрудов. На одном из них уместилось 1258 рубинов и 763 изумруда, на другом – 694 рубина и 394 изумруда, на третьем – 1343 рубина и 308 изумрудов, на четвертом 1091 рубин и 322 изумруда, на пятом – 1439 рубинов и 509 изумрудов, на шестом преобладают изумруды, – их 1551, а рубинов всего лишь 509.

     Камни, конечно, в большинстве своем мелкие, зато каково их количество! Именно эта тонкость кружевного орнамента, выполненного сверкающими капельками самоцветов, вместе с грациозной формой самих кувшинчиков и придают как раз изящество и изысканное благородство всему изделию. А можно ли описать словами фантастическое долготерпение мастера, его изготовившего!

    Стоит упомянуть еще  пару ножных браслетов, украшенных цветочной гирлян-дой из плотно примыкающих друг к другу крупных алых цветов, каждый лепесток которых опоясан золотым кастом  и составлен из ярких рубинов, а  сердцевинки цветов – алмазами. Всего в этом изделии 1025 рубинов, 5 алмазов, 2 бриллианта и 68 изумрудов.

    Еще больше самоцветов в декоре низенького столика (23,7х23,7х10 см.): камни, унизывающие столешницу, слиты в сплошном ковровом орнаменте. Лишь в самом центре композиции из-под самоцветных цветочных веточек виден золотой фон. В этом столике 1762 рубина, 1017 изумрудов, 380 жемчужин и 4 алмаза. Известно и имя мастера, – Ситурам. Его профессия, судя по авторской подписи на изделии, звучит как "украшающий камнями".

                *

    Еще не началась Первая мировая война, а Николай П уже отдал приказ о тайной эвакуации коронных драгоценностей. Знаменитая  коллекция была срочно перевезена в подвалы Московского Кремля. Это была одна из самых засекреченных операций, которую провел министр императорского двора граф Фридерикс. Основные коронные драгоценности, – Большая императорская корона, две Малых, венчальная императорская корона, скипетр, держава, другие наиболее ценные коронные драгоценности уместились в два сундука. Их под расписку сдали 16 июля 1914 года директору Оружейной палаты Московского Кремля Трутковскому.

    В 1917 году коронные драгоценностей вместе с ценностями императорских двор-цов, а также драгоценности кладовой Кабинета из Аничкова дворца были отправлены Временным правительством в Москву. Оружейная палата приняла ящики запечатанными. Их хранили до 1922 года, не вскрывая.

    9 марта 1922 года заместитель особоуполномоченного Совнаркома "по учету и сосредоточению ценностей" Базилевич секретным рапортом доносил своему начальнику Л.Д. Троцкому следующее. 8 марта в Оружейной палате им,- Базилевичем, в присутствии представителя Гохрана Чинарева были вскрыты ящики "с личным драгоценным имуществом бывшей царицы и царской семьи – без всяких описей".

    Приглашенные на  следующий день ювелиры Котлер  и Франц оценили драгоцен-ности императрицы в сумме 458 700 000 золотых рублей. (Чинарев оценил их в 300 миллионов). Названная ювелирами сумма отвечала условию, если бы нашелся оптовый покупатель. Распродажа драгоценностей, как товара отдельными камнями дала бы по мнению ювелиров всего лишь 162 625 000 золотых рублей. Речь при этом шла не о коронационных ценностях – они находились в других двух ящиках. По описи, которая имелась при них, они оценивались в семь с лишним миллионов рублей.
 
    После вскрытия этих двух ящиков в начале апреля 1922 года их содержимое было практически полностью перечислено Базилевичем в его докладной записке от 15 июня 1922 года в Политбюро. Сталин разослал ее Ленину, Троцкому, Рыкову, Томскому, Каменеву и Зиновьеву. Петроградской комиссией экспертов  драгоценности Романовского дома были разделены на три категории. К первой были отнесены вещи, имеющие большую ценность по своей старинной работе (они как раз составляли ядро коронных драгоценностей и относились к ХУШ – первой половине Х1Х века). Именно они отличались "по подбору старинных и редкостных камней и по своей истории" особо от других, отнесенных ко второй и третьей категориям.
 
    Эксперты настояли, чтобы вещи первой категории стоимостью в 654 939 000 золо-тых рублей были отнесены к "неприкосновенному" фонду республики. Вторая и третья категории драгоценностей оценивались экспертами соответственно в 7 382 000 и 285 524 золотых рубля. Базилевич послал в Политбюро ведомость, в которой были перечислены драгоценности первой категории. Все они тогда находились в Гохране, который возглавлял Базилевич. И их уже готовили, несмотря на мнение питерских экспертов, к "реализации".

      
    В 1922 г. предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства, как уни-кальные экспонаты, были выставлены в кремлевском музее Государственной Оружейной палаты под названием Алмазного фонда России, где они экспонируются и по сей день, потрясая посетителей своей неописуемой красотой и изысканностью.
 
    В так называемую историческую часть Алмазного фонда наряду с императорскими регалиями, старинными орденами и  лучшими образцами ювелирных изделий XVIII-XIX веков, входят уникальные драгоценные камни, известные как "Семь исторических камней", или "Семь чудес Алмазного фонда". Это семь всемирно известных драгоценных камней, особенно крупных, красивых и значительных по своей ценности, - алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд, сапфир и хризолит.

    Бриллиант "Орлов" - самый ценный и знаменитый из семи исторических камней Алмазного фонда. С 1784 года он украшает Императорский скипетр Екатерины Великой. Это восхитительный камень необычной формы, ограненный в виде индийской розы, имеющий 180 граней и вес 189,62 каратов. Согласно легенде, алмаз "Орлов" представляет собой обработанный природный осколок огромного кристалла весом в 400 карат, а по другой версии первоначальный вес алмаза снизился с 400 до 189,62 каратов после его огранки в бриллиант.

    Интересна непростая история этого дивного камня, который считается самым крупным алмазом, добытым в Индии. Первым его владельцем стал Джехан Шах - потомок великой династии Моголов. Следует отметить, что алмаз Великий Могол, который также принадлежал Джехан Шаху, и который был впоследствии утерян, нередко связывают с алмазом Орлов, и есть версия, что эти два алмаза - на самом деле один и тот же камень. Так это или нет в точности не известно. Найденный  в Индии в начале XVII века, прежде чем попасть в Россию, он поменял нескольких владельцев.

    В 1768 г. камень был куплен в Амстердаме  графом Григорием Орловым за 400 000 золотых рублей в подарок Екатерине Великой, - в 1773 году он был преподнесён Орловым Екатерине  в день её именин. Императрица повелела вставить камень в свой золотой скипетр. В знак благодарности Екатерина дала алмазу имя своего верного подданного. Алмаз "Орлов" представляет собой кристально чистый прозрачный камень, слегка отливающий зеленовато-голубоватым оттенком. Величиной и формой с половину куриного яйца, вставленный в императорский скипетр, он является одним из наиболее известных экспонатов Алмазного фонда.
               
      Вторым в драгоценной коллекции считается не менее знаменитый и известный алмаз "Шах" массой 88,7 каратов. Он был найден там же, где и алмаз "Орлов", - в Голкондских копях в Индии, в XVI веке, незадолго до того, как их забросили. Это прозрачный камень редкой чистоты, с незначительным желтоватым оттенком, без огранки. Природная форма его практически полностью сохранена, лишь в некоторых местах он слегка отшлифован.

    На камне три надписи на персидском языке, означающие имена его прежних владельцев и соответствующие даты в мусульманском летосчислении, основанном на лунном календаре: сперва это был правитель индийской провинции Низам-шах, затем Шах-Джахан из династии Великих Моголов, третьим - персидский шах Фатх-Али-шах, уже из рук которого он и попал в Россию.

    Алмаз "Шах" был преподнесен сыном наследника персидского престола в дар русскому царю вместе с другими ценными дарами в надежде на исчерпание конфликта, назревавшего в связи с трагическими событиями в Тегеране. В 1829 году алмаз был привезён Николаю I принцем Хозрев-Мирзой как выкуп "во искупление" за убийство в Тегеране главы Русской дипломатической миссии А.С. Грибоедова. Считается, что покоренный прелестью алмаза, император принял дары посла и забыл тегеранский инцидент.
               
    В Алмазном Фонде также представлен удивительный абсолютно плоский алмаз весом в 25 карат и общей площадью в 7.5 кв. см., вставленный в изысканный золотой браслет, выполненный в готическом стиле. Это - "портретный" алмаз, под который вставлена цветная миниатюра портрета императора Александра I. Этот прозрачной чистоты камень считается самым крупным из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире.

    Алмаз вместе с браслетом, изготовленным по заказу во Франции, прибыл в Россию в XIX веке. Теперь он хранится в коллекции Алмазного фонда среди семи исторических знаменитых камней. Браслет сам по себе является редким шедевром ювелирного искусства, "портретный" алмаз в инкрустированной эмалью и изумрудами изящной оправе из золота представляет великолепное дополнение к браслету.
               
    Другим прекрасным драгоценным камнем Алмазного фонда является велико-лепная ярко-красная огромная шпинель массой 398,72 карата, украшающая символ Алмазного фонда - Большую императорскую корону.

    Обладательницей первой русской короны была супруга Петра 1 – Екатерина 1 в 1724 году. Первую российскую корону из позолоченного серебра венчал замечательный рубин (позднее оказалось – шпинель), который купил еще при царе Алексее Михайловиче его посол в Пекине, ученый, дипломат и писатель Николай Спафарий. После смерти Екатерины   этот камень  оказался в короне внука Петра 1 – Петра П, умершего юношей.

    Воцарившаяся  на российском престоле Анна Иоановна – дочь брата Петра  тоже не устояла перед соблазном украсить свою корону этим камнем. Позднее эту корону возложили на голову дочери Петра  - Елизаветы Петровны.

    Екатерина П на десятый день после  вступления на престол 8 июля 1762 года поручила камергеру Ивану Бецкому заняться организацией коронации. Подготовку первого эскиза новой короны поручили придворному ювелиру Жереми Позье, выходцу из Швейцарии, но француза по происхождению. Однако главный ювелир при дворе Георг-Фридрих Экарт забраковал замысел Позье. Он сам изготовил ажурный каркас короны, израсходовав при этом килограмм золота. Украсил же корону камнями Позье, – Экарт понял, что такая роль по плечу только лишь ему.

    "Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать в ней камни, в ней оказалось пять фунтов весу",  –  вспоминал Позье в своих "Записках".

    Задача оказалась далеко не простой, - ведь в касты короны нужно было вправить 4936 бриллиантов, 75 жемчужин и знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца.
Оценили корону в два миллиона рублей, что по тем временам было суммой просто фантастической.

    В архивах сохранились имена талантливых золотарных мастеров, участвовавших в "деле короны" – Ивана Евстигнеева и Ивана Липмана. Тогда же бы-ли изготовлены и другие, непременно сопутствовавшие короне  регалии – держава и скипетр, тоже из золота и серебра и осыпанные бриллиантами.

    Павел 1, - сын Екатерины П, всегда поступавший наперекор матери, став императором, заменил жемчужный наряд короны: вместо 75 теперь ее украшали 54 более крупные жемчужины. В таком виде Большая Императорская корона России служила и другим русским самодержцам, пока революция 1917 года не сделала ее музейным экс-понатом.
               
    Прекрасный колумбийский изумруд, вправленный в брошь,  также входит в число семи исторических камней коллекции Алмазного фонда. Величина камня (масса 136, 25 кар), равномерность распределения насыщенно зеленой окраски и чистота по-зволяют относить его к уникальным творениям природы. Изумруд вставлен в изящную брошь из благородных металлов, усыпанную бриллиантами. Ступенчатая огранка камня идеально сочетается с декоративными вензелями и листьями из золота и серебра. Этот удивительный камень найден и привезен из Колумбии в XV-XVI веках, а в первой половине XIX века он попал в Россию и был вправлен в брошь неизвестным ювелиром.
               
    Еще одним из семи исторических камней Алмазного фонда России является красивый крупный старинный сапфир с Цейлона, сохранивший древнюю индийскую огранку. Он был приобретён  Александром II в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне у индийского раджи в качестве подарка императрице Марии Александровне.

    Камень вставлен в ажурную золотую оправу изысканной броши, инкрустирован-ной  множеством мелких и крупных бриллиантов. Этот сапфир считается самым большим и красивым сапфиром в мире. Его вес составляет почти 260 карат, уникальна оригинальная огранка, а изумительный сиренево-синий насыщенный цвет в сочетании с прозрачностью и чистотой камня поражают воображение.

    Кроме изумительного цвета, камень замечателен и своей обработкой. На нём нанесено более 100 граней, с чрезвычайным вкусом подобрана и оправа из бриллиантов. Верхняя часть камня сплошь покрыта мелкими шестиугольными фасетами, и лучи света, разбиваясь об эту многогранную поверхность, искрящимися фонтанами льются в разные стороны, создавая приятную мягкую игру. Бриллианты усиливают яркость этого прекрасного самоцвета.

    Брошь была изготовлена в середине XIX века, её ступенчатая форма удачно скрыла излишнюю толщину камня, заключённого в высокий лёгкий ажурный каст. К сожалению, почти ничего не известно о происхождении этого сапфира. Согласно преданиям он тоже прошел долгий путь из Индии через Персию и Кавказ, прежде чем попасть в Россию. В 1882 году эта брошь  с сапфиром и бриллиантами, оцененная в 88300 руб.,  согласно завещанию императрицы Марии Александровны тоже поступила  в "комнату Коронных бриллиантов". 
               
    Седьмым удивительным камнем в уникальной коллекции семи исторических камней Алмазного фонда представлен один из самых крупных в мире хризолитов, - оливково-зеленый камень весом 192,75 карата (хризолит весом 310 каратов хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне, а хризолит в 146 каратов - в Геологическом музее в Лондоне).

    Этот дивной красоты прозрачный и чистый, как родниковая вода, покрытый уникальной старой огранкой камень, был найден на вулканическом острове Зебергет в Красном море. Гигантскому хризолиту нет равных во всем мире по чистоте, прозрачности и красоте цвета. Крупная, слегка выпуклая верхняя площадка окружена ступенчатыми гранями, а обратная сторона камня огранена менее обычно и покрыта сложной комбинацией многочисленных неправильных четырёхугольных граней.

    Камень имеет удлиненно-овальную форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5 см. и достигает 1,05 см. по толщине. В прошлом он был заключен в золотую оправу с тридцатью бриллиантами. Историки утверждают, что именно этот камень и есть тот самый, якобы, «изумруд», сквозь который римский император Нерон взирал на устроенный им самим пожар Рима. В многочисленных гранях этого драгоценного камня преломляются, исходя из его глубины, сверкающие лучи света всех зелёных оттенков. Этим чудом природы завершается коллекция семи исторических камней.

    Нам известна история бриллианта «Орлов», - осколка знаменитого алмаза «Великий могол». А  что же стало с тем вторым осколком "Великого Могола", который был огранен Боргисом и которого Аурангзеб нарек именем "Тадж и Мах", - Лунная корона? Об этом мало что известно, а имеющиеся данные противоречивы. Алмаз близкого размера и веса в начале 18 столетия появился у короля Франции Людовика ХV под именем "Голубое око Персии". Есть сведения, что он был подарен русскому императору Петру 1. Тот, будто бы, приказал сделать "зело богатую диадему" и вставить в нее алмаз.

    После Октябрьской революции диадема с "Голубым оком Персии" исчезла. По личному распоряжению Дзержинского на ее поиски была брошена специальная группа чекистов. Работа увенчалась успехом, - роскошная диадема императрицы вернулась в русскую сокровищницу, хотелось бы верить, - навсегда.

    Однако говорят, что на закате правления Брежнева диадема снова исчезла.  Во всяком случае, в перечне драгоценностей алмазного фонда  ее не стало. Впрочем, может быть все это досужие домыслы, которыми всегда сопровождались  истории больших драгоценностей. Дело в том, что еще в 1942 году на аукционе в Лондоне советским правительством был продан алмаз весом в 183 карата под названием "Луна". Специалисты считают, что этот камень некогда находился в сокровищнице русских царей и назывался тогда "Луна гор".  Да разве это меняет  суть дела.

    Печальна и судьба той великолепной коллекции драгоценностей из сокровищницы Великих Моголов, которую когда-то грозный Надир-шах направил в качестве подарка русской императрице Анне Иоановне. В реестре 1741 года упомянуто 22 крупных предмета (помните, - в каждом по несколько сотен рубинов, сапфиров, изумрудов и алмазов) и 15 перстней. Так вот, сегодня из этой коллекции сохранилось лишь 16 крупных вещей и всего лишь один перстень.

   Как же так, - спросит меня читатель, - как такое могло случиться?  Ну что я могу на это ответить. Это уже особая история. Скажу лишь, что  известной комиссией академика Ферсмана, подготовившей в 1924 - 1926 годах четыре выпуска "Алмазного фонда СССР",  были описаны драгоценности дома Романовых.  Так вот в этих  описаниях названо в два с лишним раза меньше алмазных диадем, чем их было в самом деле в "ящиках", отправленных в Москву в 1914 – 1917 годах. Так утверждают специалисты-историки.