ВИТЯзь на распутье

Нора Шах
Так уж устроена жизнь, что человеку приходится делать выбор в пользу добра или зла. Античный герой Геракл колебался между двумя жизненными судьбами: Добродетелью,  то есть путем трудным, но ведущим к славе, и Пороком  -  путем, на первый взгляд, легким и полным привлекательности. В трактате Маттео Пальмьери «Libro della vita civile» подобный выбор аллегорически назван колебаниями между благоразумием (примарным удовлетворением ежедневных телесных нужд) и высшей мудростью, которая рождается в одиночестве в размышлении о высших материях.

Эдаким «Геркулесом на распутье» (Ercole al bivio, Scelta di Ercole) оказался ныне и Президент Украины Виктор Янукович, затруднившись, как могло показаться в какой-то момент, в выборе между двумя своими решениями, одно из которых явно является правильным и которого ждали от него украинский народ и европейские партнеры, обнадеженные подписью главы державы под парафированным Соглашением об Ассоциации с Европейским Союзом и многочисленными заверениями в сохранении верности выбранному курсу евроинтеграции, зато второе —  более или менее приятным, к которому его подталкивал президент соседней восточной державы, посуливший скорую, осязаемую финансовую поддержку. Януковичу, похоже, милее оказалась синица в руке в виде небольшого, может быть, даже и безвозвратного финансового вливания со стороны России, нежели огромный и красивый белый журавль, также предлагавший Украине с высоты европейского неба финансовую помощь, но на определенных жестких условиях.

Выбор и впрямь непростой. Восточный сосед сулит быстрые и реальные деньги в обмен на жесткое подчинение, возможно сдачу ГТС и земельный передел, западный же определяет четкие рамки партнерского взаимодействия и использования финансовых средств, гарантий прав и свобод для граждан Украины, безвизовый въезд, контроль за инвестициями и т. д.

Тем не менее и накануне вильнюсского саммита, и в дни его проведения очевидно было, что  Президент Украины, без смущения жаловавшийся там на свою тяжелую жизнь коллегам из западноевропейских держав, прибыл туда, уже сделав свой выбор. Последняя попытка Януковича добиться (а точнее, неуклюже выторговать) от Европейского Союза выделения абсолютно нелепой астрономической суммы ассигнования в размере 160 млрд. в обмен на туманные обещания реформ провалилась. Он не вызвал ни сочувствия, ни доверия, а лишь утратил свой авторитет в глазах общественности и внутри страны, и за ее пределами. То, что должно было завершиться всеобщим триумфом, обернулось сплошным разочарованием.

Разочарование народа вылилось во вполне мирный протест против политики Президента, в которой больше были заметны признаки шулерства, нежели политически зрелых, обдуманных и ответственных действий.

Не сработал ни один из приемов, заготовленных Януковичем и его командой для саммита в Вильнюсе: ни угроза отдать предпочтение договору с Россией (с которой он водиночку борется много лет и которая все же оказывает на него сильное давление) о вступлении Украины в Таможенный Союз,  ни одновременное с этим заверение, что договор об Ассоциации с ЕС будет подписан, но не сейчас, а в неясном будущем, ни выдумки о негуманных и неприeмлемых требованиях МВФ, ни желание вдруг изменить отдельные положения уже парафированного договора. 

Расстроенный своим провалом в Вильнюсе, рассерженный на европейских политиков за то, что не позволили обвести себя вокруг пальца и не подарили таких желанных денег, Янукович нашел главного виновника своих бед. Им оказался украинский народ. На нем и решил выместить  свой гнев глава державы.
Первыми его жертвами оказались юные студенты, собравшиеся на Майдане, чтобы доступными им политическими методами выразить свое несогласие с изменением курса президента и правительства с евроинтеграционного на откровенно пророссийский и напомнить о желании молодежи жить наряду с их сверстниками в Европейском Сообществе, жить в системе европейских ценностей, иметь возможность нормально учиться, работать, лечиться, путешествовать, полагаясь на действенность законов и будучи уверенными в их соблюдении всеми частями общества, свободного от коррупции и насилия. В ответ на разгон, а точнее жестокое избиение мирно протестовавших студентов военнослужащими спецподразделения «Беркут», на их защиту поднялся народ. Простестное движение стихийно охватило и вывело на улицы самые разные слои украинского общества. Но и тех, кто вышел защищать детей, а, значит, и будущее Украины с «высочайшего дозволения» тоже покалечили и избили бойцы «Беркута». 

Попытка физического усмирения протестов вызвала, однако, реакцию, на которую президент Янукович и его окружение явно не рассчитывали. Народ вышел Майдан на улицы и площади не только Киева, но и всех городов и сел Украины.. Только очень далекие от  украинского народа, от знания его культуры, традиций, менталитета и психологии люди могли так просчитаться и быть уверенными, что методами силового усмирения этот народ можно заставить замолчать и подчинить себе.

Наряду с выборами и референдумами Майдан и народное вече были и остаются высшей формой  народного волеизъявления украинского народа. В украинской Конституции записано что б источником власти является народ. С помощью  Майдана народ апеллирует к власти, честно и открыто говоря ей о ее ошибках и о проблемах, назревших в обществе, требуя решения этих проблем. Возникает он тогда, когда власть не просто перестает слышать свой народ, а намеренно игнорирует его чаяния и требования.
Себастьян Брант в своем «Корабле дураков» описывает дурака, который, в отличие от Геракла, не может сделать правильный выбор между двумя дорогами. Не дано дураку  разобраться,  что есть зло, а что благо.
Народ Украины показал, что не дурак: давно во всем разобрался и приоритеты расставил правильно. А вот Президент и правительство, к сожалению, не смогли и, в отличие от украинского народа, поддались то ли на уговоры, то ли на угрозы российского президента и не сдержали своих прежних обещаний.

Майдан не давал разрешения Януковичу ехать в Москву, чтобы подписывать очередные тайные и предположительно кабальные соглашения с Россией в особенности касательно вступления Украины в Таможенный Союз. Янукович, невзирая на Евромайдан и вече, в очередной раз не захотел услышать народ, пренебрежительно и трусливо повернувшись к нему спиной, и отбыл в Москву именно с целью подписания тех самых нежелательных документов.

Однако Майдан сделал все-таки свое дело. Испуганный реакцией народа на его действия, далеко не с легким сердцем отправился Янукович в гости к своему российскому коллеге. С одной стороны на него давит Путин, постоянно напоминая о мифических выгодах от тесного контакта и взаимодействия Украины и России. С другой стороны, он продолжает неуклюже заигрывать с Европейским Союзом, не теряя надежды получить какие-то выгоды от сотрудничества с ним.

И в этом смысле он напоминает былинного витязя на распутье скартины Виктора Васнецова, отправившегося в дальний, полный неизвестности и опасностей путь. Оказавшись в широком поле, над которым нависло недоброе небо и в котором кружат в поисках добычи коршуны, остановился в раздумье он перед старым камнем-"вещуном". На камне из всех надписей хорошо видна лищь эта: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному,» две прочие -  «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» -  стерлись от времени и поросли мхом.  Витязь, замерев перед камнем и прочитав надписи, задумался над своей судьбой, потому что понял,  что  у него лишь одна дорога -  туда, где «живу не бывати».

Выбор пути - один из роковых вопросов человеческой жизни. В старой былине витязь бросил вызов судьбе и, не испугавшись трудностей, бесстрашно поехал прямо, уничтожив злую силу, мешавшую двигаться вперед.
 
Украинский же президент выбрал дорогу, ведущую «налево»,  думая, что это позволит ему «богату быти». Это его личный выбор. Его не интересует страна, оказавшаяся на грани дефолта и почти раскола, ее будущее, народ. Его интересует лишь личная выгода. Ему, так страдающему в душе от перенесенных в детстве и юности тягот и постоянно публично говорящему об этом, очень хочется лишь одного  - «богату быти». И ему то ли невдомек, то ли просто очень не хочется верить в то, что судьба так или иначе тоже сделала за него выбор. И та дорога, которую выбрал Янукович, сделав несколько витков, выведет его все равно скорее всего туда, где «живу не бывати».