Повторная неграмотность

Ирина Батюк-Белковская
Сетования относительно низкой грамотности молодёжи и её слабой ориентации в окружающем мире, сложных процессах, происходящих в эпоху геополитических изменений после крушения социалистической системы, уже стали банальностью. Сопротивление глобальной манипуляции сознанием было бы более сильным и продуктивным, если бы молодёжь обладала, хотя бы теми навыками и уровнем мышления, который буквально дарила ей советская школа. Но тем не менее, мне кажется, вполне приемлемым предположить, что именно уровень культуры и образованность украинцев позволял им столько лет независимости буквально единственными из всех жителей союзных республик избежать крупных трагических конфликтов, гражданского противостояния.

Всегда говорилось, что УССР была самой советской из республик.
Я бы даже выразила восхищение событиями этого ноября-декабря, которые лишь укрепили мою веру в сильную положительную инерцию феномена человека постсоветской эпохи, его русскости, украинскости, как хотите, даже советскости. Так красиво избежать конфликтов при огромном скоплении возбуждённых людей может действительно лишь умный и культурный народ.

Враги наших земель испокон веков при любом удобном случае внушают нам ненависть друг к другу, но мы братья, и с этим фактом просто нужно смириться. Когда читаешь такие опусы про "голодное существование" русского мира, то недоумеваешь степени злобы и глупости, таящейся в головах евроромантиков-фанатиков. Как можно утверждать о голоде, когда развитая промышленно-машинностроительная и сельскохозяйственная территория никак не может быть, по крайней мере, хуже земель, где с помощью рестуций перезагрузиться собственность на с/х площадях, когда, исходя из соглашений с ЕС нашим производителям с/х не будет разрешена помощь со стороны государства. С/х в ЕС - серьёзная дотационная отрасль, и она таковой останется. Наоборот, территория аграрно-индустриально развитая не может быть голодной! И это школьный курс географии 7-8 класса. Она имеет высокий шанс развиваться в результате сближения с ТС, или хотя бы при нормальных отношениях с нашим соседом – Россией. Все мифы о будущих положительных изменениях при ассоциации с ЕС, после нескольких лет трудностей - это ложь. Такие варианты проходили многие страны, и результаты оказались лишь плачевные. К тому же к нам, как и к Сербии, как православным государствам, жёсткость со стороны ЕС будет намного больше, чем странам, ранее вовлекшимся в орбиту ЕС.

Всё вышеизложенное говорит о том, что сознание населения самым наглым образом подвергается массированной лжи и подмене смыслов, воздействию двойных стандартов. Так об избитых "детях" повторяют, как заезженную пластинку, умалчивая о раненых, и довольно серьёзно, мальчиках-срочниках, три часа выдерживающих штурмовиков с цепями, петардами, палками. Разве не вопиёт такая несправедливость?? Неужели необходимо нашей интеллигенции, как писал Кара-Мурза, на собственной шкуре испытать все прелести новой эпохи повышенных в 2 р.тарифов ЖКХ, физических травм, циничного и подлого введения для их малолетних детей уроков порнографии, голодного существования, чтобы они стали соображать, что же происходит?! А теоретически мыслить не получается?! Хочется просто посрамить людей, которые получив высшее образование, растратили свой потенциал гибкости и жадности мышления, пренебрегли установками их наставников в вузах "учиться всю жизнь", сосредоточившись узко на своей специфической сфере.

Авторы сокрушаются обычно молодёжью с клиповым мышлением, но недооценивают падение уровня мышления и аналитических способностей взрослого населения, которое получили в своё время отличное образование при советской системе. 60-тники, 70-тники идут на поводу телеэкранных (интернет) гипнотизёров. Винить полностью этих людей было бы не объективно. Гуманитарная атмосфера постсоветской территории, воцарившаяся в 90-е годы, способствовала крену массового сознания в иррациональность, мистику, уходу от здравого смысла, удобряя всё это культом потребления, банализируя насилие и блуд на экранах ТВ, которые, приходится признать, являются главной консолидирующей силой в обществе информационных технологий. Лишь возникновение Интернета всё же уберегло падение человеческого разума в бездну полного бреда. Интернет открыл колоссальные коммуникативные и информационные возможности для сохранения человека как разумного, с чувством собственного достоинства. О трудностях и препятствиях на пути совершенствования и освобождения от паутины абсурда говорить не буду, это понятно. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Учёные установили, что человек, три года не проработавший по своей специальности, теряет квалификацию за три года. То есть, несмотря на приобретённые навыки научного, технического и гуманитарного профессионального мышления, его можно лишиться, потеряв связь с практикой. В современной системе информационных войн такая деградация происходит намного скорее, чем это было в СССР. Что поддерживало высокий уровень развития населения? И качество телепередач, и масса периодики, в том числе качественной художественной, научно-популярной литературы, общественные лекции, на которые порой необходимо было и заставить пойти, и политинформации, помогающие, хотя бы отдалённой от истины, ориентировке человека в окружающей (международной) среде. Да и главную роль, конечно, играло то, что население было встроено в систему дисциплины трудовых коллективов, неизбежной структурированности высококвалифицированного индустриального производства, НИИ (отсюда и дисциплина мышления, серьёзная коммуникация, обмен жизненной интеллектуальной энергией), которые в большинстве своём распались.

Вывод напрашивается очень неутешительный: при всей мощи советской системы образования и воспитания, сформировавшей ныне зрелого человека, как и в игре на пианино, отрываясь от постоянной практики применения собственных знаний и от труда, тот же постсоветский 60-тник, 70-тник, может стать жертвою, так называемого феномена повторной неграмотности. И вся его гордость и уверенность в своей справке о высшем образовании превращается в пыль.

Говорить о том, что именно современные студенты и вообще молодёжь лишена рационального подхода к происходящему в окружающем их мире, поэтому будет НЕ верным. Рядом с этими юными мечтателями с мистикой и мифами в головах ходят похожие на них в этом плане люди взрослые, с довольно высокими задатками и накоплениями ума в прошлом, но подвергнувшиеся, в том числе по собственной лени и легкомыслию, феномену повторной неграмотности. Что очень печально. Стоит обратить внимание на данную проблему и пытаться её постепенно решать, не позволяя манипулировать своими мыслями и взглядами кукловодам из-за экранов СМИ.

© Солька* 17 декабря, 2013 г.