Малиновки опять ко мне вернулись. Рассказ о пернат

Татьяна Сергеевна Дмитриева
               
                ЗАРЯНКА-МАЛИНОВКА.

Вот уже 15 лет у нас растет виноградная лоза. И каждый год в ее листве вьют гнезда малиновки - зарянки. Вот и в этом году с появлением первых признаков весны прилетели малиновки.

Первыми появились самцы. Они стали отвоевывать территории, на которые позже прилетели самки. И стали строить гнезда. Из подручного материала – веточек, пуха, мха и другого натурального материала, что попадалось в клюв.

 Малиновки – птицы – индивидуалистки. Их редко встретишь в компании сородичей. Они живут семьями и за лето выводят 2 выводка. Откладывают 5-7 светло-розовых в крапинку яиц и высиживают 2 недели.

Почему же им дали имена: малиновка, зарянка? Во-первых, это птицы семейства мухоловковых, то есть охотятся на насекомых садов и огородов. Птички очень доверчивы, живут на расстоянии вытянутой руки от человека. Особенно первогодки, которые не узнали всех опасностей жизни.  Они по размеру меньше воробья, с красивым оперением. У взрослых особей  ярко-оранжевая грудка и голова. Старые птицы имеют на шее ярко-красное пятно. Молодые не столь ярки. У них длинные ноги, большую часть времени они прыгают в поисках добычи.

 Малиновками их прозвали за нежный малиновый голосок, незаметный и тихий, что отличает их от соловья. Поют обе птицы, и самец, и самка. Каждая мелодия заканчивается трелью, напоминающей перезвон колокольчиков. Эти звучные мелодии продолжаются до середины июля. Пока птицы выводят птенцов. А уже до осени, до их отлета на юг, пение их становится более тихим.

Зарянками же их зовут потому, что поют они особенно красиво и звучно на вечерней заре.
 
В середине июня ( видимо, это уже была вторая кладка яиц) мы заметили птиц совсем перед «нашим носом»: самка свила гнездо прямо над столом под листьями виноградной лозы. И заметили мы их только тогда,  когда уже были отложены яйца.

 Может, им казалось, что они хорошо законспирировались, а может просто привыкли к нам или в силу своей доверчивости. Но снизу, из-за стола, было видно гнездо и сама самка, высиживающая яйца.

Интересно было то, как самка, желая прогуляться и подкормиться, взывала к самцу. Она тоненьким голоском призывала его покараулить гнездо: «тю-и-и, тю-и-и». Видимо, самец всегда был неподалеку, потому что прилетал он сразу, садился недалеко от гнезда на яблоню и подавал голос: «тю-тю, тю-тю». Это могло означать: «Я здесь, дорогая. Лети, разомни крылышки и покушай».  Правда, иногда она звала его достаточно долго, видимо, он прогуливался и общался с сородичами – ведь впоследствии они вместе обучали птенцов. Но все равно, всегда откликался на призыв своей второй половины.

Так, быстро прошли 2 недели, и стали поочередно вылупляться птенцы. Однажды дедушка Витя заметил под гнездом выпавшего птенца – он был голый, без оперения, выглядел беспомощным. И матери в гнезде не оказалось. Тогда он вымыл с мылом руки, чтобы не пахло «человечиной», и посадил птенца обратно. Заодно увидел, что в гнезде еще 2 яйца.

 Самка долго не прилетала, мы даже забеспокоились, не вспугнули ли мы ее, не потревожили ли их жилище. И родители бросили птенца.

Весь день мы заглядывали в гнездо и не находили там самки. Благо, погода была теплая и не дождливая. На исходе дня самка появилась. В чем была причина ее отсутствия и почему птенец выпал, мы так и не поняли. Но успокоились. Что жизнь в гнезде наладилась, птенца она приняла и не выкинула назад. А мы были рады, что оказались рядом вовремя и соседские коты не успели пронюхать и разорвать птенца.

Птенцы стали вылупляться друг за другом, всего 3. И когда первый птенец уже оперился и стал вылетать, остальные два сидели на краю гнезда и обозревали мир вокруг. Они видели нас, но не пугались, молча глядя нам в глаза. А молодому оперившемуся птенцу позволялось возвращаться в гнездо. За его полетами наблюдал самец, сидящий на яблони, иногда поправлял его или оберегал об опасности протяжным «тсс…тсс…».

Только когда оперение подросшего птенца станет ярким, ему будет запрещено находиться возле своего гнезда.

И тогда из подросших птенцов всех соседних гнезд особо опытные вожаки сбивают стайки. В этих стайках жесткая дисциплина.

Я не раз наблюдала, как в соседнем саду на большой яблоне старые самцы обучали перелету с ветки на ветку молодых едва оперившихся птенцов. Это сопровождалось таким гвалтом и криком! Совсем как у людей. Когда, например, 6-7 летних детишек учат плаванию. Или в детском саду собираются на прогулку.

Родители оберегают и подкармливают птенцов даже тогда, когда они выучились летать. Но как только последний птенец окрепнет и вылетит из гнезда, все семейство покидает насиженное место и, сбившись в стайки вместе с соседними семьями, улетают в поля и луга.

 И там готовят птенцов к большому перелету на юг, в Великобританию, южную Европу и на север Африки. Чтобы ранней весной, с появлением первых проталинок, вновь вернуться в родные места.

Фото из Интернета.


http://www.proza.ru/2013/12/17/220 - "Запоздалые вестники весны"