Откровение бабушки

Андрей Авраменков
Любовь - это игра, в которой проигрывает он,
проигрывает она, а выигрывает
только человеческий род.
Андре Прево

Я не раз убеждался как в глупости, так и в мудрости моей бабушки. И именно ее мудрости я боялся больше всего. Она давала мне много советов, особенно насчет девушек и как ни странно оказывалась всегда права. Поэтому с возрастом я прислушивался к ней все больше и никогда не жалел об этом.
Хотелось рассказать об одном нашем разговоре, о впечатлении, которое он на меня произвел.
Осенью 2008 года я приехал погостить на недельку к бабушке в деревню. Летом не получилось вырваться из Луганска: устроился на подработку и она занимала все мое свободное время. А когда началась учеба, я решил, что все-таки нужно съездить к бабуле. К тому же, я никогда не был в Веселеньком осенью, и мне очень хотелось посмотреть на село, усыпанное опавшими листьями. И картины, увиденные мною, не разочаровали, а заставили еще больше полюбить то место.
Дом моей бабушки был самым красивым на улице. Ставни окон всегда покрашены, стекла чистые, с улицы видны красивые занавески. Вокруг дома находились палисадники, в которых росли цветы. А новые железные расписанные узорами ворота, ведущие во двор, так и вовсе мозолили глаза всем соседям.
Меня, кроме того, что осеннее Веселенькое завораживает своими красотами, радовало еще одно обстоятельство – не надо было ничего делать. Сено заготовили летом, картошку уже выкопали и без меня, комнаты побелили и все в таком духе. Так что мне оставалось только любоваться природой. Бывало, что выходил к местному бару выпить пару бутылок пива со старыми знакомыми. Но это скорее исключение, чем правило. В основном я либо гулял по селу один, с сигаретой в зубах и думая о своем, либо валялся на кровати и разговаривал с бабушкой, которая рассказывала мне все деревенские новости, сплетни, кто женился, кто умер, кто куда уехал.
- А как вы познакомились с дедушкой? – спросил в один из вечеров я.
- Ой, внучек, да мы еще со школы были знакомы, в одном классе учились. Потом вместе работали на ферме. Он разогнал всех моих ухажеров. А позже начали жить вместе, - ответила бабушка. – Хорошее тогда время было. И на моря ездили, на Кавказ на экскурсии. А при нынешней власти за все платить надо.
- Ну а как же. Так и есть. За удовольствие надо платить. Мы с Викой на море собираемся скоро… Ба, а ты любила дедушку?
Старушка долго смотрела в окно, на стадион, где летом проходили соревнования между селами, и где сейчас не было ни души. Глаза ее стали стеклянными и я понял, что она перебирает в памяти какие-то отрывки. Моменты счастья или моменты обиды и горечи?
- Наверное, нет. Не любила. Было что-то другое: привязанность, уважение. Иногда он меня бил, да так, что приходилось прятаться по углам. О какой любви здесь может идти речь? Мне кажется, и я ему не особо была нужна. Сначала – да! Как у всех молодых. Но влюбленность прошла, а любовь не появилась. А появились дети. Поздно было что-то менять.
- Выходит, что ты никого не любила в своей жизни?
- Почему же, детей своих любила и люблю. Ну а с мужчинами не повезло. Не испытала я такого сильного чувства.
Разговор как-то быстро сошел на нет, а внутри остался неприятный осадок. Как будто что-то поменялось, что-то маленькое и в тоже время очень серьезное. Как будто ученые доказали, что Земля на самом деле не круглая. И та уверенность, что она именно круглая, с которой ты жил все время быстро испарилась. Как будто рушились все основы миропонимания и мироощущения. Теперь ни в чем нельзя быть уверенным. Я подумал, на какой же лжи держится этот мир. Хотя почему лжи? Я был уверен, что дедушка понимал все и сам не особо любил бабушку. Тогда в чем вообще смысл…
Я не злился на бабушку за это признание, заставившее меня надолго задуматься над простыми и в тоже время многогранными вещами. Так сложилась ее судьба и виноваты только сами люди. Хотя может, даже люди не виноваты в том, как складывается их жизнь. Я ничего не буду утверждать, так как не уверен ни в чем.