Осторожно Мышеловка!

Олег Мясников
Агата Кристи «Мышеловка»
Новый Художественный театр (г.Челябинск)
Режиссёр Римма Щукина

Итак, «Мышеловка» Агаты Кристи на сцене Нового Художественного театра. За выбором этой пьесы театром можно увидеть своеобразный и остроумный ответ засилью детективщины на ТВ, причём в лёгкой, изящной манере классического детектива. Уже видеопроекция: «Новый Художественный театр представляет…», иронично пародирующая, столь знакомую ТВ-заставку любителям телевизионного сериала об Эркюле Пуаро с Дэвидом Суше в главной роли, не оставляет зрителю никаких шансов. Мы втягиваемся в происходящее на сцене ещё до того, как там что-то начнёт происходить! Более того, режиссёр умело подогревает ожидание неспешным, но в тоже время полным загадок, началом спектакля. Вот Молли, осторожно прячет какой-то свёрток, а по радио сообщается об убийстве и даже называются приметы преступника. И муж Молли, Рэлстон ведёт себя как-то странно… И мирные разговоры супругов у камина… Но мы-то знаем, что каждый из них что-то скрывает. Мы ждём, нам объявили, что явится, он, тот самый, знаменитый персонаж Агаты Кристи, от которого не скроется никакая тайна.
 
Мы ждём детектива, и когда, наконец, последним из гостей, появляется мистер Паравичини, отпадают последние сомнения: сейчас начнётся!.. От этого персонажа постоянно чего-то ждёшь, Артур Каримов виртуозно и с огромным обаянием ведёт роль таинственного мистера Паравичини, грациозно и изящно пленяя зал. И даже когда всё-таки выясняется, что это персонаж совсем из другой пьесы, мы ни сколько не разочаровываемся, так уже настолько захвачены происходящим, что легко прощаем иронию создателей спектакля. В мышеловке оказывается зритель, и это зрителю нравится.

Но ирония, игра со зрителем, игра в жанр, - вещь не простая и даже коварная. Как-то не сразу понимаешь некое глубокое противоречие между заявленным жанром спектакля (ироничный детектив) и взятый им в объектив материал. Тексты Агаты Кристи деловито суховаты, герои её несколько схематичны, палитра писательницы довольно однообразна. Но вместе с тем, это всегда интересная интрига, за которой часто скрывается давняя драма. Тайны и ложь прошлого, продолжающие калечить души героев А.Кристи в настоящем. Такова и «Мышеловка».

Старый, добротный дом, надёжно защищающий героев от непогоды и, даже, жизненных невзгод. Убийство, случившееся сегодня, воспринимается как нечто нереальное и легко смешивается со сообщениями о погоде и другими новостями. Художники спектакля Елена Гаева и Наталья Болотских (костюмы) создают правдоподобную и уютную атмосферу английского особняка середины 20-го века. Но этот же дом оказывается и ловушкой, где герои пьесы вынуждены будут открыть свои тайны. И тайн оказывается много. И дело не только в том, что среди обитателей пансиона скрывается убийца, высматривающий двух своих жертв, а в том, что каждый из персонажей «Мышеловки» оказывается не тем, или не совсем тем, за кого себя выдаёт. И за каждой такой тайной стоит драма, глубокая, личная.

Выстраивая мышеловку для зрительского внимания, театр рискует оказаться в мышеловке сам, балансируя на грани лёгкой, ироничной игры в жанр и открывающимися внутренними драмами героев пьесы. Допуская крен в ту, или иную сторону легко можно погрешить либо против законов жанра, либо против правды жизни. Но театр в целом уверенно справляется с этой нелёгкой задачей лёгкого жанра и, в первую очередь, благодаря ярким и точным актёрским работам.

 Молли Ксении Бойко простодушна, добра и таинственна. В её игре сочетаются сила характера и открытая, почти детская, ранимость. С каким упорством героиня К.Бойко сначала пытается спасти тонущий корабль под названием семейный бизнес, потом, почти распад семьи, и вместе с тем, успевая позволить себе увлечься необыкновенно интересным гостем Кристофером Реном и выстоять под напором обвинений полицейского Троттера! Ксения Бойко с большой любовью, сочувствием и добродушным юмором относится к своей героине, постоянно подбадривая её: «Ничего, Молли, пробьёмся! Вперёд, Молли, только вперёд!»

А муж Молли, Рэлстон, в исполнении Дмитрия Николенко, человек серьёзный, любящий, чтобы всё было так, как надо. Как важно, с трубкой восседает он у камина! Ни дать, ни взять, английский лорд в миниатюре. И всё же ни для кого не секрет, что это только маска, а на самом деле это мирный обыватель ни в чём не умеющий перечить своей милой жене. Дмитрий Николенко словно улыбается своему персонажу, наивному, доброму и в чём-то даже беспомощному.

Под стать хозяевам особняка и их гости. Обаятельный и в чём-то даже поверхностный Кристофер Рен. Константин Талан играет человека с глубокой внутренней занозой, сбившегося с верного пути, но неистощимого оптимиста, умеющего верить и ищущего. Мисс Кэйсуэлл, Яны Алымовой, современная, свободная женщина, покорительница мужских сердец. Её героиня умеет произвести сильное впечатление на Рэлстона и он начинает простодушно ухаживать за ней. Но за маской роковой красавицы прячутся одиночество и жалость. Удивительно комичный, и вместе с тем традегийный, персонаж миссис Бойл создаёт Евгения Зензина. Застывшая, навек уснувшая человеческая душа. Актриса находит точные краски для своей героини, упрятавшей свою живую душу в футляр мёртвых правил, умея и пожалеть свою героиню, и потешаясь над ней.

Пожалуй, только майор Меткаф (Алексей Пименов) появляется в пространстве спектакля без видимых душевных драм и кривизн. Словно некое воплощение целостного взгляда на жизнь, спокойного и уверенного. Высокий градус интенсивной внутренней жизни этого персонажа мало ощущается по ходу развития действия. Возможно, поэтому признание майора в финале выглядит неким «божком из машины».  Это тем более жаль, что персонаж А.Пименова есть некий смысловой противовес таинственному мистеру Паравичини, столь блистательно и убедительно поданным Артуром Каримовым.
 
Гостям и хозяевам дома противостоит полицейский Троттер (Пётр Оликер). Он чужак в этом доме. Правда, он пришёл с определённой миссией: найти убийцу и спасти предполагаемых жертв. Но жертвы не спешат спасаться, а преступник признаваться, тем более, что преступление приоткрывает завесу другой, далёкой трагедии, с которой таинственными узами связаны обитатели особняка и их гости. И полицейскому Троттеру приходится несладко! П.Оликер создаёт образ человека обречённого биться о стену непонимания, но упорно движущегося к своей цели. Троттеру обязательно нужно быть уверенным и сильным, хотя за мундиром полицейского скрываются и порой проглядывают, и слабость, и робость. Актёру хорошо удаётся передать обречённость и надломленность своего героя, выбравшего ношу не по силам.

  Спектакль закончился. Злодей угодил в мышеловку. Счастливые влюблённые вновь объединяются. Сбившиеся с пути, обретают его. Или обретают уверенность, что обретут такой путь. Но история об испорченном празднике первой годовщины свадьбы, омрачённой трупом на кухне, не заканчивается. Ведь не могут закончиться человечность и юмор, столь присущие спектаклю по пьесе Агаты Кристи, вместе с поклоном артистов в финале спектакля. У каждого из нас свои тайны и ложь, но только самоирония и умение улыбнуться над собственными проблемами смогут уберечь нас от мышеловки собственных страстей. А вот сумеем ли усвоить урок, столь легко и ненавязчиво преподанный актёрами Нового Художественного театра, кто знает…