Глава 2. 11. Прогулка с профессором

Марина Лебедь
Утром город  выглядел неприглядно: моросил противный дождик, с деревьев под порывами ветра стекали целые струи мутной  воды, зато  в полдень  яркие лучи  солнца,  прорвавшись  сквозь  туманный морок, разогнали  тучи, высушили асфальт, и  все вокруг стало  ярким и радостным.  Прогулка обещала быть чудесной. Вика    вдохнула  полной грудью и взглянула на профессора.  Он шел рядом с совершенно отрешенным видом. Нет, не время   наслаждаться чистотой свежего воздуха:  перед ней не простая задача – извлечь Евгения Странггера из пучины  научных рассуждений и направить ход его мыслей в нужное направление.
 
 - Скажите, а  как влияет научная деятельность на вашу личную жизнь?   - произнесла она заранее заготовленный вопрос.   
- Исследуя квантовые взаимодействия,  я  так увлекаюсь, что, кажется,  полностью ухожу в области других, не земных  измерений, оставляя   фобии и  проблемы  в  реальном мире,  - вяло откликнулся Евгений. -  Возвращаюсь  к суете повседневности я несколько измененным: что-то остается со мной, может быть, понимание сложнейших функциональных взаимосвязей, управляющих явлениями природы.  И еще, - добавил он уже совершенно отрешенным тоном, - после возвращения я замечаю, что обнаруженные мной закономерности квантовой        реальности, пусть в несколько другой форме, действуют и в обыденном мире.

Евгений продолжал развивать свою мысль: физические, философские термины сыпались из него как из рога изобилия. На пять предложений у него было двадцать  пять неизвестных терминов: понять, о чем он говорит, было совершенно невозможно. Виктории  оставалось   прислушиваться  к интонациям его речи - и она совершенно не видела отличия  между тем, как он читал лекцию и тем, как говорил в непринужденной обстановке личного общения. Очевидно, профессор не осложнял жизнь такими дифференциациями: он стремился как можно точнее и, по возможности, без лишних артефактов донести до собеседника свои мысли,  полагая, что академический тон,  оттенок интеллектуального превосходства,   ясные артикуляции и однообразные интонационные  модуляции  голоса подходят ко всем случаям жизни. 

- А как выглядит любовь в дополнительных измерениях? – Виктория  рассчитывала, что этот вопрос обязательно оживит разговор, придаст ему личный характер. Евгений ответил все тем же академическим, лишенным эмоций тоном:
- Любовь имеет бесчисленное множество измерений.   Пути к ней многовариантны, и каждый выбирает путь, соответствующий  именно ему.
Порывшись в портфеле, Странггер извлек небольшую книгу в мягком переплете.
- Это вам. Почитайте, в этом сборнике разных авторов интересующая вас   тема подробно освящена именно в моей статье.

Вика рассеянно взглянула на название «Экзистенциальные проблемы современного человека в свете новейших открытий квантовой механики»,  и представив,   что мог накропать этот, не от мира сего, ученый о великом чувстве любви, поскорее спрятала книгу в сумку. 

Евгений замолчал, полностью ушел в свои раздумья и, скорее всего,  забыл, что не один. Подавив смешок,  и, затаив дыхание, Виктория наблюдала за глубоко задумавшимся профессором, но пауза затянулась,  и ей стало скучно.

 А что если позвонить Феликсу и сообщить, как-будто между прочим, что она на прогулке с   профессором. Интересно, как он отреагирует? Нужно проверить и немедленно!   Вика набрала номер гроссмейстера.

- Здравствуйте, Феликс.
И замолчала, обдумывая, как рассказать про Евгения.
- Почему звонишь, что-то случилось?
- Нет, я просто так звоню.
-  Просто так? -  повторил гроссмейстер фразу, но с особенной, своей интонацией. Не было человека на земле, оттенки одного только голоса которого, Виктория   так хорошо понимала. В двух словах он сумел выразить, а Виктория   услышать целую симфонию эмоций: недоверие, легкую усмешку, заинтересованность, одобрение и  радость. Да, радость она тоже услышала.  В ней сразу что-то откликнулось и задрожало, а сердце гулко застучало и ухнуло к пяткам.   Обладая  непреодолимой притягательностью,  голос Феликса действовал на нее   как живительный эликсир. Он был приятен  даже сам по себе,  Виктория хорошо чувствовала  и слышала  разнообразные оттенки его речи и даже, как будто, видела стоящие за ними эмоции. 

 Вот дьявол! Как удалось ему  коротким вопросом перечеркнуть все удовольствие от затеи  знакомства   с чудаковатым профессором?
- Шифруешься и  что-то недоговариваешь,  Вика.
Когда гроссмейстер произносил  ее  имя, девушка  слышала не просто слово, он умел  вложить  в него целую симфонию чувств. В его устах она слышала  свое имя как зов и откликалась всем своим существом: сознательным  и бессознательным,  всеми инстинктами и всем самым лучшим, что в ней было.
- Где ты сейчас? – спросил Феликс.
- Гуляю, - ответила Вика, и поспешила уточнить подчеркнуто значительным тоном, - 
с   профессором, специалистом в области квантовой механики.
- Накануне областных соревнований занимаешься физикой? -  искренне удивился гроссмейстер. -  Кстати, хочу тебя огорчить, на вчерашней жеребьевке тебе выпало играть с ветераном Поповым. Напомни, на каком ходу ты сдалась ему на аналогичных соревнованиях  в прошлом году? На двадцатом, двадцать первом? Дедушке в этом году исполнилось восемьдесят шесть. Неужели опять проиграешь?  Попадешь во все шахматные анекдоты.

В начале разговора тон его голоса был  взволнованным,   манящим и томным,  теперь  он резко изменился - в нем появились  насмешливо-грубоватые нотки.
-   Я в шахматном клубе. Приезжай немедленно, посмотрим его  последние партии, - и,  не дожидаясь ответа, гроссмейстер положил трубку.
 Все еще во власти голоса Феликса, не сразу осознав, где находится, Виктория невидящим взглядом посмотрела на профессора.
- Мне нужно идти.
- Простите, вы что-то сказали? - спросил он, явно продолжая думать о своем.
- Мне нужно идти в шахматный клуб,- незаметно для себя Виктория повысила голос, обращаясь к Евгению как к глухому.
- Можно я пойду с вами?
- Конечно! – обрадовалась Виктория.
Отлично! Ягненок сам идет на заклание: увидев их вместе, Феликс обязательно заревнует и хоть какой-то прок будет от бестолкового знакомства.

Они направились в сторону шахматного клуба.
- С шахматами - неожиданно начал говорить Евгений, - у меня связаны интересные воспоминания.  Когда я был подростком, как-то раз зашел в шахматный клуб. Там как раз решали задачи, тренируясь ставить мат в два хода. Узнав правила и ходы фигур, я попытался  принять участие в конкурсе. Первая задача шла с трудом, вторая легче, а третью я  решил с наслаждением.

Родители купили шахматный учебник, и я перерешал его весь за неделю,  получая все возрастающее удовольствие от   четкой  логики   и оригинальных решений. Шахматные композиции были, красивы, более того, они были совершенны!   Выделив наиболее сложные, я решил обсудить их с тренером, но он не поверил, что я сам смог додуматься до правильных ответов. Заметив, что даже он не сможет решить половину этого учебника, тренер  назвал меня фантазером и посоветовал играть в шахматы с другими детьми. Он сказал,   что без живой борьбы на арене соревнований не достигнуть  прогресса, лишь обретя опыт игры, можно стать хорошим шахматистом и   поставил условие – я  начинаю  играть в шахматы с другими детьми или больше не прихожу   на занятия.  Я  обещал, но обнаружив, что доска и расставленные на ней фигуры представляют собой  интересные математический объекты, уже  не решал задачи, а проводил  разнообразные вычисления. Когда я вновь пришел  в шахматный клуб, то сразу сообщил, что задачи не самое важное в шахматах. Тренер похвалил за благоразумие и предложил сыграть партию, но я ответил, что играть тоже не хочу, а мне нравится производить вычисления с шахматной доской.  Разгневанный тренер обозвал мои математические эксперименты  броуновским движением без смысла и цели и прогнал меня прочь.  Я отвернулся, что бы тренер не увидел слез, и ушел.

- Что было дальше? –  нетерпеливо спросила Вика.
- Потом я увлекся квантовой механикой, затем  математическими расчетами  в области ядерной физики.
Неожиданно  Евгений  замолчал, он был рядом, но вне пределов досягаемости.  Было  видно, что профессор без остатка  погрузился в свои воспоминания. Неожиданно он остановился и спросил:
- Куда мы идем?
Виктория  опешила. Она уже уяснила, что поведение  профессора не вписывается в принятые нормы, но этот вопрос её обескуражил.
- Разве мы  не говорили об этом? 
- Не помню, - задумчиво ответил Евгений,  по всей видимости, оставаясь  в плену своих размышлений.
-  Евгений Павлович, мы идем в шахматный клуб, - ответила Виктория, стараясь говорить как можно мягче.
Они пошли дальше. Он  задумался, и, пробормотав нечто невразумительное,  опять замолчал.  Виктория  смотрела на Евгения  и думала о том, что он  погружается в мир, сконструированный в его сознании – для него этот мир реальный, а для нее фантастический.  Вот он идет рядом, но отстраненный и чуждый,  – Виктории  стало неуютно.
Внезапный  вопрос Евгения заставил ее остановиться.
-  Так я не понял, куда все-таки мы идем?
-  В лес, Евгений Павлович,  -  ответила Виктория, уже теряя терпение.
- Как в лес, почему? – изумился профессор, - мы же собирались в шахматный клуб?
«Коза драная, - с внезапной злостью вспомнила Виктория Аню, -втянула в дурацкое знакомство. Я как была, так и осталась шахматной игрушкой гроссмейстера, а теперь, к тому же, становлюсь  нянькой незадачливого профессора».
Прогулка уже тяготила ее и она была рада, что они,  наконец,  дошли до шахматного клуба. Виктория сразу прошла в кабинет Феликса, а профессор выразил желание подождать ее в коридоре. Он сразу направился к вахте.  Когда спустя два часа Виктория вышла в холл, он все еще беседовал с Маней.

 «Чудак, - подумала Виктория, ощущая  смутное раздражение,- пришел  за ностальгическими воспоминаниями, а сам никак не отлипнет от вахтера. О чем они могут говорить? Неужели столь разные люди могут найти общие темы для разговора?» Она подошла ближе.
- Вот и вы,  - заметил  повеселевший  Евгений, - мне как раз пора уходить.
- Был счастлив познакомиться с вами, милые дамы! - произнес он, косясь на бюст Мани. - Благодарю Вас, Виктория, за то, что нашли время обсудить ряд интересующих меня проблем. Вопросы это камертон размышлений и  весь сегодняшний вечер  я буду думать о затронутых вами темах.  Позвоните, если возникнет желание продолжить дискуссию. 
 Польщенная Виктория улыбнулась. Обыскав себя, Евгений нашел ручку в самой глубине своего кейса и безобразно неровным  почерком написал номер своего телефона.
-  На меня произвело   сильное впечатление ваше  умение выражать эмоции по поводу и в   полном соответствии с обсуждением темы разговора, -  продолжил профессор, обращаясь теперь уже к Мане. Он взял ее пухлую ручку и медленно поднес к губам,  -  всегда рад незатейливой интенциональной  беседе  с очаровательной  собеседницей.  Вы позволите навещать вас иногда, милая Манечка?