Степанида 12

Наталя Василенко 2
***

Не задержалась и осень. Пришла пора рыть картошку. Всем семейством взялись они за свой первый урожай, споро таская в телегу полные плетеные корзинки, радовались изобилию.
Вдруг на краю поля появился верхом на взмыленном коне Фирька.
- Теть Стеша, скорея цепляйтеся назади меня, с мамкой беда, помочь просит…
Напуганная Стеша, как была, с грязными руками, заляпанными землей ногами ввалилась, в Стульневскую мазанку. На топчане исходила криком, измученная Дуся.
- Ой, Стеш, никак чой-то, уж больше дня маюся, мой в село метнулся за повитухой, а я боюсь не дождуся-аа…
На секунду оторопев, Стеша быстро пришла в себя, дело известное, мать у неё повивала было дело, да самой то, одной не приходилось, мамонька моя - вразуми, наставь, не покинь!
- Катюня, ну-ка быстро мне умыться. Руки помыть надоть, скоренько слей. Водка есть в дому? Али самогонка…давай скоренько. Дуся! Дуся! Терпи касатка! Иду! Катя, ножик вострый мене надоть, самый вострый, которым батя баранов свежует - давай, давай скоренько…
Открыла печную заслонку, прокалила нож на огне, помыла руки с ножом в самогонке и подошла к роженице…
Перекрестив лоб, осмотрела, обмяла легкими прикосновениями живот - головка показалась, а воды уж все сошли…
- Так, - улучила момент, между потугами, насекла кончиком острия промежность, разрезала, и едва успев руки опростать, приняла мальчугана, похлопала по спинке, и он хрипловато запищал, радуя мать, сестру и свою крёстную…
- Гляди, Дуня, богатырь какой, с полпуда будет. Синцой немного пошел, но успели - не задохся, слава тебе Господи, осенила себя крестом Стеша.
- Катя, тащи-ка, девонька мне иголку, нитку и еще самогонки. А нитку хорошо бы шелковую, да где ж ее взять, эт токо Таись Ивановна бывалоча доверяла мене шелками расшивать... Есть? Ну, Дуся, повезло тебе, меньше гноиться будет, а може и навовсе обойдется, а теперя, придется еще как следовает потерпеть моя хорошая.
-Катя, ты пока братика-то скупни, да запеленай, справишься? Вот и умница.
Еще через полчаса Стеша вышла на улицу и споткнулась об плачущего Фирьку.
- Не реви, горюшко луковое, жива мамка-то, братик у тебя махонький народился, радуйся! А к мамке пока нельзя, спит она, умаялась.
-С сыночком тебя, куманёк, - поздравила Стеша, подоспевшего Алексея, осатаневшего от неудачной поездки - не нашел повитуху, все в поле, работают…
- Стеша, золотая моя, неужто? Как они? Здоровы?
- Да, да, тихонько, задушишь, чертяка!
- А чой то от тебя моей самогоночкой попахивает? А? Уж обмываешь? В однову?
- Фу, грубиян какой, да я от заразы ее использовала…  А вот и не откажусь, обмою сынка твово, перетрухала я добро… Резать Дуньку пришлося, я видать то видала, как делают такое, а самой впервой пришлось, до сих пор пальцы дрожат…теперь денька через три нитки надо повыдергать. Приеду…  А если чо не так пойдет, опять Фирьку пришли… Сходи погляди новорожденного сыночка, а потом отвези меня пожалуйста домой…
Всю дорогу проспала уставшая, перенервничавшая Стеша на плече у счастливого Лексея, а он одной рукой удерживал повод, а другой нежно обнимал свою новоиспеченную куму…

***

Пришла зима, освободила от одних забот, добавила других…
Женщины засели за вязание, хлопцы увлеклись охотой, малышня с Чернышом с горки кататься…
Скотина не давала расслабиться, корм задавать надо? Надо. Майны бить, на водопой гонять, базы чистить, а так хотелось в займище сходить, да набить зайчатинки, да нажарить ее с лучком, да с картошечкой…эх!
По осени Степа настрелял гусей, сбивавшихся в стаи для отлета в теплые края. Садахал дробью в самую гущу и потом  лазил по воде собирал, думал околеет от холода, сетовал на Черныша, мол подрастал бы скорей, за него работу выполняет. Добыча была богатой - за несколько дней десятка полтора тушек припер домой.
Общипали, выпотрошили, щедро обсыпали солью и подвесили в сарае под потолок - вялиться.
-Первая пуховая подушка - мамане родимой.- Счастливо произнес Степа.- Мы Вам всего добудем, будете жить, как барыня, дайте только срок.
Степанида приняла из рук дочери подушку - мягчайшую, без единой кострики, обхватила обеими руками, уткнулась в нее лицом. Потом оглядела сияющих от удовольствия детей и прослезилась…  Это были слезы радостной благодарности…

продолжение:http://www.proza.ru/2013/12/16/728