Молодёжная вечёрка как элемент народной культуры

Дмитрий Турбин
Сия работа родилась из переписки. Может быть кому-то будет полезной...

Народная традиция бережно на протяжении столетий выработала механизм отсеивания того, что может быть для человека вредно, не способствует укреплению, развитию и процветанию рода, ведёт его к вымиранию. Очевидным подтверждением может служить то, что мы ещё живы и страна наша занимает самую обширную территорию на планете. Слабый народ не смог бы освоить и сохранить такое пространство. И сегодня мы можем воочию наблюдать эту закономерность. Правда, со знаком «минус»…

Много губительного возникало в народной среде (на недопустимость чего указывают св.отцы), но именно благодаря появлению подобной заразы и вырабатывался духовный иммунитет против неё. При ближайшем рассмотрении мы видим как мудры и красивы коренные обряды, те же духовные стихи – какая в них глубина и простота – ум не всегда понимает, а душа отзывается, плачет, тоскуя по чистоте, которая сквозит в каждом звуке этих народных произведений. Душа, что по природе своей христианка, чует своё. А веселье и праздники (не праздность!), это вторая полноценная и неотъемлемая часть жизни той же души, того же самого народа, что обрёл, очистил и сложил своё, необыкновенное по красоте понимание истинной духовной жизни человека, Духа Христова. Не признавать это – унижать народ!

Стоит ли приводить в доказательство русскую литературу, которая дала миру уникальное, ни с чем несравнимое по красоте понимание человека, раскрыла, вынесла на свет терзающую бездну противоречий, но и радость усмирения этой разрушающей силы, совладания с ней. Откуда же это могло взяться, где могло зародиться и вырасти?! Только в недрах народной культуры. И «широта русской души» это не метафора, это буквальное обозначение необходимого размера котла, способного переварить, выплавить и явить миру подобные блюда. И пугать этот процесс приготовления может лишь того, для кого сие вместилище чуждо и непонятно. Непонятное всегда пугает. А враг не дремлет, вводя в действие всё новые и новые технологии подмены понятий и разрушения традиций. К великому моему сожалению мы все, в силу известных нам событий советского периода, становимся чужды своей собственной колыбели.
 
Истинные ревнители народных традиций, коих, к сожалению, совсем не много осталось, это те люди, которые пытаются донести до нас скрепы, что способны удержать трещащий по всем швам мир, поражённый болячками больших городов. Ведь мегаполисы состоят из людей, а движущей силой человека всё равно является дух, и именно качество духа на бытовом уровне позволяет определить мировоззрение, наполняющее народную культуру. По-другому просто не бывает. Ведь когда разрываемому противоречиями жителю мегаполиса представляют удобное русло, по которому может течь его жизнь, то он (член потребительского общества) скорее отдастся течению – удобно! Сейчас истинно русские, здоровые русла забыты в угоду новым, заморским. А что они несут? Мы все видим, а многие уже «наелись» этих чуждых нашей природе суррогатов. К примеру, такой набивший оскомину вопрос как «свободная любовь».
Многие помнят, как когда-то давно сегодняшний разврат начинался с простецкой игры в «бутылочку». А ведь она – сильно урезанная версия русских «целовальных игр».

Рассмотрим это направление с точки зрения русской культуры.
Запрос на такие игры в определённом возрасте очень велик и если не позволить ему реализоваться в рамках приличия, то он всё равно пойдёт, только уже по совсем неприличным, хорошо известным сценариям. А когда-то неоценимую формирующую роль жизнь молодёжи играли Вечёрки. Если мы возьмёмся изучать этот вопрос, то становится понятным, почему существовало разделение Вечёрок по возрастам – почему на некоторые вечёрки было «детей нельзя» (действительно ещё не ко времени, в их возрасте определённых запросов просто нет и провоцировать их появление раньше времени совсем не стоит!), а молодёжи можно и нужно (запрос есть)! Становится понятным и объяснимым, почему игры проводятся у всех допущенных на виду, а не в полутьме, под мерцание мятущихся огней… И (не дай Бог!), если кто позволит себе лишнего! Но зато как волнительно, возвышенно и целомудренно (через платочек) это всё происходило! Игра позволяла обнаружить молодому человеку и девушке в себе волнение – не только некое новое чувство, но и способ обращения с ним. А сколько было других игр, направленных на удаль и сноровку, умение владеть своим телом? А они уже работали не только на целомудрие, но и на безопасность страны, ибо развивало качества, необходимые для её защиты.

Везде могут быть «перегибы». Но, как я уже сказал, когда всё на виду у старшего поколения (как это было на Вечёрках), то любые нездоровые отклонения (вызванные молодой и горячей кровью) пресекались на корню очень мудрым, выверенным дедовским способом (отдельная тема). А мы сегодняшние – то самое старшее поколение, которое утратило нить понимания выведенной нашими предками канвы. Мы сначала стали чураться старины, а затем призрачных перегибов. А сегодня уже не замечаем, как давно упустили наших детей в обработанное средствами массовой информации поле, где в наших детях провоцируют страстность, раннюю сексуальность, культивируют праздность, зарабатывая на этом миллионы даже совсем не наших денег. И если и дальше не понимать традиций, бояться спорных моментов, если упирать только на возможные перегибы, то «вместе с водой мы выплескиваем и младенца».
В той же признанной русской литературе полно ересей и заблуждений. Одно толстовство чего стоит. Но из-за него мы не отказываемся от чтения выдающихся произведений Льва Николаевича, который без сомнения, мастер слова? Так и с Вечёркой. Нельзя делать из неё некий муляж, показ ряженых. Это будет полная профанация, которая никого не зацепит, никому ничего не даст, а будет выглядеть как стороннее наблюдение сторонних людей. А ведь это страшно – русские люди будут смотреть на русскую культуру как сторонние наблюдатели! Что они вынесут? «Да, вот так раньше было. Понятно. Но сейчас ТАК НЕ ЖИВУТ (не могут, не хотят, не нужно – ведь это стороннее, чуть ли не чужое, уже не цепляет), пойду смотреть телевизор. А недавнее открытие учёных показало, что ДНК человека начинает «танцевать» (т.е. откликается на внешние раздражители определённым образом) в трёх случаях: при пении птиц, журчании воды и при фольклорном пении. И я так понимаю, что не на всякое пение оно откликнется, а только на то, которое также идёт изнутри, от такого же «танцующего» ДНК, откуда родом.

Русского узнают везде, русский дух не спутаешь ни с каким другим. Но без народных корней этот дух будет погибать. Не многие доберутся до живительного родника веры, дорога к которому в немалой степени растворена в народных традициях.

Без Православия народная культура станет язычеством. Православие освящает её, благословляет через неё душу народную. Это органичная и тесная связка, та самая симфония, если хотите. И если Христос сошёл на Землю ради спасения человека, указав тем самым на его величину для Бога, то какой же глубиной и величием должна обладать русская культура, чтобы её под свой покров взяло Православие в масштабе такой державы как Россия!

Русская культура это океан, тонкой плёнкой на поверхности которого пребывает фольклор. И ограничение проникновения в русскую культуру только копированием и демонстрацией этой плёнки есть тупиковый путь, по которому, к сожалению, пошли многие народники и фольклористы. У меня дочь учится в таком заведении и там уже дошли до «пения» под фонограмму на концертах. В почёте – внешняя сторона, на сцене никто не живёт. И такое отношение суть предательство и обман. Так сызмальства детей приучают врать, работать напоказ.

Есть руководители, которые выполняют неблагодарный труд. То, чем люди раньше просто жили, они пытается привить на тех коротких занятиях, что происходят несколько раз в неделю. Ученики то ухватят, то снова упускают суть преподаваемого в силу разных причин. Их, наверное, можно было натаскать на исполнение определённых песен или номеров, но не в этом же цель! Задача – породнить с духом, которым были живы наши предки, чтобы и он жил в наших современниках. Без этого проникновения смысла в преподавательской деятельности нет. Да его и быть не может. Если только мы не хотим получить нечто усечённое, лишённое жизненно необходимых свойств. Чем и является, например, выступление под фонограмму.

Наш народный коллектив каждое Рождество ставит кукольный Вертеп. Это рассказ о Рождественских событиях, злом царе Ироде и первых христианских мучениках. Некоторым зрителям показалось скучным смотреть каждый год один и тот же спектакль, и они предложили сделать на этот год перерыв в его представлении. Прося прощение за такое сравнение, замечу, что Рождество тоже бывает каждый год, и некоторым духовно подслеповатым людям оно также может наскучить. Но для верующего человека, соприкоснувшимся с духом Христовым и переживающим Его Рождество с непреходящей радостью, надеждой и утешением, было бы глупо делать перерыв в его праздновании. Пусть вам не покажется кощунством и ещё одно сравнение, но Литургия тоже бывает каждый день лишь с небольшими отличиями. Но от этого её значимость не умаляется. Ведь, право, не во внешнем же её значимость. Хотя кому-то отстоять службу бывает сложно, а кому-то она вообще кажется бесполезным занятием. У меня мурашки по телу пробежали на одной, далеко не первой репетиции Вертепа, когда я, наконец, проникся его глубиной. Так может быть настроение многих довлеет к смене лишь внешних декораций, а не способствует к погружению в суть вещей? Тогда их можно сравнить со срезанными цветами, которым нужно постоянно менять воду, иначе они завянут. Но и в этом случае может прийти на помощь великая, глубокая культура, которая и выведет из душевного оцепенения, и здоровым духом проникнет.

Снова скажу о корнях, которые растятся не за один день, но обеспечивают долгую и полноценную жизнь. И следует ли пытаться отращивать новые корни, если у нас есть такое богатство как русская народная культура, нацеленная на здоровое продолжение рода, на правильное, спасительное понимание отцовства, материнства, уважение стариков, любовь к детям? Именно это и освящало всегда Православие в русском народе.