Эвакуация. Гатчина

Алена Алатало
Истории моей мамы
Эвакуация. Гатчина

         Школу я закончила в 1941 году.  А еще через неделю — 22 июня, война.  Мы, пятеро комсомолок, конечно, пошли в райком комсомола, и нас направили в закрытую зону парка, дав в руки по мелкокалиберной винтовке.  Питьевая вода подавалась из Серебряного озера, и мы охраняли зону водозабора от возможных диверсий.  Папа продолжал работать во Дворце-музее. Мама умерла раньше.
         К 17 августа 1941 года во дворце была закончена подготовка к отъезду.  Нашему папе было поручено руководить эвакуацией.  Товарные вагоны загружены упакованными ценностями Гатчинского дворца-музея.  Для нас, семей дворцовых служащих, был выделен один товарный вагон. В этот день начался артиллерийский обстрел города.  Бомбежка была уже привычна.  16 августа мы с сестрой решили не идти ночевать во дворец, а когда утром пришли, у нашего крыльца  была огромная воронка от бомбы, вплотную к лестнице.  Вокзал находился совсем рядом с дворцом. Паровоз все-таки дали и мы – огромный эшелон с 4 дворцовыми и товарными вагонами – поехали.
        В первую же ночь перед поездом бомбой было разрушено железнодорожное полотно. Стояли сутки в ожидании, когда починят. Так и ехали целый месяц. Погода была теплая, солнечная.  Множество эшелонов ехали или стояли на разных путях.  На одной из станций, уже недалеко от Урала, встретили нашего земляка, Петра Юшкевича, который после расстрела отца в 1937 году как «врага народа», был сослан сюда с семьей.  Он сказал, что в городе Сарапул, куда мы ехали, живет его мать с его братом. Они были тоже в 1937 году сосланы  туда.  Он дал папе ее адрес, так как наши родители дружили.