Индийский Гамлет

Сергей Журавлев
Сюжет Гамлета, принца датского, не зря столько раз воплощался в английских пьесах, и, наконец, увенчал творчество величайшего драматурга человечества.

Похожая история, например, лежит в основе “Бхагавад-гиты”. Правда, индийская версия балансирует где-то между Шекспиром (в своей завязке) и вариантом современника Шекспира, где Гамлет, не долго думая, подпоил своих врагов, связал их одежду крошечными дротиками и запалил дворец. (Реальный принц Амлет, кстати, просто всех убил, расчленил, сварил и скромил псам).

Итак, юный воин Арджуна должен силой отстоять свое право на наследство, отнятое у него недобросовестными родственниками. С помощью Кришны Арджуна собирает огромную армию. Но, перед самой битвой, выйдя на поле предстоящего боя, Арджуна всматривается в ряды своих врагов и вдруг осознает с кем же ему предстоит сражаться, и тогда по-человечески потрясенно говорит: “При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна, подкашиваются мои ноги, во рту пересохло. Дрожит мое тело, волосы дыбом встали. Стоять я не в силах, мутится мой разум. Не нахожу я блага в убийстве моих родных, в сраженье. Те, кого ради желанны царство, услады, счастье, в эту битву вмешались, жизнь покидая: наставники, деды, отцы, сыны, внуки, шурины, тести, дяди все наши родные. Их убивать не желаю. После убийства что за радость нам будет? Ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть? Горе, увы, тяжкий грех мы совершить замышляем: ради желания царских услад погубить своих кровных. Так молвив, в боренье Арджуна поник на дно колесницы, выронив лук и стрелы; его ум потрясен был горем” (Бхагавад-гита. 1. 29––47).

Короче говоря, сплошное "быть или нет быть?".

И тут ему на помощь приходит Кришна: “Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших. Эти тела преходящи, именуется вечным носитель тела. Итак, сражайся, Бхарата! Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; о неотвратимом ты сокрушаться не должен” (1.3,18,26). Все это Кришна говорит “как бы с улыбкой” (2,10). “И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга. Поэтому воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева. Всех богатырей, убитых Мною в сраженье, рази не колеблясь” (11.32––34).

Кришна, кстати, очень близок здесь к идеологии, выросшей, в конечном итоге из идеологии Ренессанса, заложником которой, так или иначе, были все герои Шекспира.