Возвращение на Родину

Виктор Минеев
               

                По мотивам рассказа Аиды Ожешко
                «Возвращение на малую Родину»

   Вячеслав сорокадвухлетний мужчина отдыхал на своей благоустроенной даче в компании друзей – бизнесменов. После многочисленных тостов и деловых разговоров речь зашла о детских годах.
     - Я мужики, детство своё всегда с теплом вспоминаю. - Вячеслав налил товарищам и себе водки, поставил бутылку на стол и продолжил: - Простое оно у меня было. Без компьютеров, телефонов и прочей нынешней дребедени. Зимой на санках катались. Летом на речке весь день. Рыбу, раков ловили…
     - Как будто у нас не то же самое было! – вторил ему Андрей. – «Лапту» помните? А «городки»?
     … - «Казаки-разбойники», «клёка», «выбивного»… - продолжил Константин. – Про футбол я и не говорю. Нас с братом маманя за испорченную обувь часто ругала.
     - Эх! – вздохнул Андрей. – Вернуться бы хоть ненадолго на свою «малую родину» Да всё дела! Будь они не ладны!
     - Разбередили вы мою душу, мужики… Вы как хотите, а я завтра съезжу  в свою деревню. Она тут неподалёку.  Километров сто, на север. Да мы с вами проезжали мимо неё как-то раз. Я же вам показывал.
     - «Кабаниха» что ли? Помним, конечно, - подтвердил Костя. – Ты ещё заехать тогда хотел.
     - Вот завтра и заеду, - Слава встал. – Всё, мужики! Я больше не пью. Утром мне за руль.

                .....

   После ночного ливня просёлочная дорога становилась почти непроходимой для обычных машин. Но у Вячеслава полного решимости был новенький «БМВ».  Машина с лёгкостью преодолевала многочисленные ямки заполненные водой. И всё же в одной из них, уже перед самой деревней, он застрял конкретно.
   Ревел мотор. Переключая скорости, Слава гонял машину туда-сюда – бесполезно! Он выключил зажигание и огляделся. Голая степь. Ни деревца, ни камушка, чтобы бросить под колёса. Вдруг позади него послышался шум приближающегося трактора.
     _ Что мужик, застрял? – из кабины высунулась небритая физиономия полупьяного крестьянина. На, держи трос… цепляйся.
   Обрадованный Вячеслав, как был в лакированных туфлях и при костюме, так и прыгнул в грязь. Зацепил трос, сел в машину.«Беларусь» напрягся. Обрызгав лобовое стекло иномарки свежей порцией мокрой глины, вытащил её на спасительный пригорок.
     - Спасибо, мужик! – произнёс Слава, отцепляя трос.
     - Спасибом сыт не будешь, - усмехнулся сельчанин, покидая кабину. -  С тебя на «пузырь».
     - Конечно, конечно! – засуетился спасённый водитель и зашарил по карманам. – Ой! Смотри, твой трактор поехал!
     - Ё-моё! У меня же тормоза плохие!
   Как бы ни был пьян тракторист, он с лёгкостью вскочил на подножку внезапно тронувшейся техники и остановил её.
     - Ты… ты чего гад, наделал! – вдруг заорал Слава, показывая на свой вывернутый с корнем бампер.
     - Сам виноват, - спокойно отреагировал сельчанин. – Нахрена ты трос на бампер накинул?
     - Я не накидывал. Он случайно на него попал, когда я отцеплялся от фаркопа. Ты меня отвлёк своим «пузырём».
     - Я! Да пошёл ты!
   Слово за слово – сцепились. На толчок горожанина тракторист ответил кулаком в глаз. Слава упал. Соперник на него. Он уже занёс руку над лежащим для очередного удара и вдруг остановился:
     - Погоди! Ты… ты же Славка Степашин! Мы же с тобой за одной партой сидели. Помнишь?
     - Серёга… Рыковский…
     - Узнал, наконец, - Сергей помог ему подняться. – Вот так встреча! Ну что Славян, обнимемся! Столько лет не виделись.
     -  Да, похоже, что уже пообнимались, - улыбнулся весь измазанный Вячеслав, потирая ушибленный глаз.
   Отпустив ещё пару шуток по поводу столь интересной встречи, мужчины сели каждый в свой транспорт и въехали в деревню. Там притормозили.
     - Славян, ты, где хочешь остановиться? – перекрывая шум трактора, прокричал Сергей. – Поехали ко мне.
    Поехали. Дома Сергей в пять минут накрыл стол, опустошив свой холодильник.
     - Хлеба нарежь, - скомандовал хозяин. – Ножик ты знаешь где. Или забыл?
     - Да нет, помню, - гость оглянулся. – У вас за тридцать лет ничего не изменилось. И вы… почти не изменились.
     - А чего нам меняться. Мы люди простые. На земле живём. А земля она выпендрёжа не любит. Людка жена с детьми к матери поехала. Прихворнула  тёща моя. Так что я дня на три холостяк. Присаживайся.
     - И я холостяк, - признался Слава, берясь за рюмку. – Развёлся я полгода назад…
     - Понятно. Давай за встречу!
   В разговорах прошёл вес вечер. На новом месте сразу не заснёшь. Вот и Вячеслав долго ворочался не в силах справиться с нахлынувшими воспоминаниями. Разбудили его крики домашней птицы.
     - Проснулся? – спросил гостя заглянувший в раскрытое окно, хозяин. – А я тут хозяйство кормлю. Удобства у нас во дворе, если помнишь.
   Слава помнил. Он с удовольствием умылся дождевой водой из переполненной бочки, вытерся полотенцем. Потом долго стоял и глотал чистый деревенский воздух.
     - Сейчас молока  парного попросим у соседки. Катя! Катерина! – крикнул Сергей.
     - Чего тебе? – раздалось из соседнего подворья. Над плетнём показалась женская голова.
     - Ты смотри, кто к нам приехал? Узнаёшь?
     - Слава… - с придыханием в голосе произнесла женщина. – Ой! А откуда у тебя синяк под глазом?
     - Подрались, - усмехнулся Вячеслав. – Вот с ним.
     - По пьяни что ли? – удивилась Катя.
     - Почему по пьяни? – вступил в разговор Сергей. – Из-за тебя. Как в детстве. Помнишь?
     - Шутите всё, - улыбнулась женщина. – Сейчас молочка принесу. Ты надолго у нас?
     - Не знаю, - пожал плечами Вячеслав.
     - Катька, как и ты, разведена. Имей в виду, если что, - сообщил Сергей после того, как соседка скрылась из виду.
   Вскоре она возвратилась с полной банкой молока:
     - Пейте на здоровье!..



                …..

   Утром третьего дня, разгоняя по сторонам вездесущую домашнюю живность, по узким деревенским улочкам пронеслась иномарка. Остановилась возле дома Сергея. Водитель и пассажир вышли из машины. Это были Андрей и Константин. Хозяин и его гость копались во дворе.
     - Ну, здравствуйте! – поприветствовал их Андрей. – Еле тебя нашли, Слава, – увидев лицо друга, воскликнул: - Не понял! На тебя что здесь наехали? Кто? Да ты только скажи, мы их зароем!
     - Не надо, ребята, - улыбнулся Вячеслав. - Всё нормально. И знаете что! Я, наверное, в деревне останусь.
    -  Как останешься? – воскликнул Костя. - Ты что, спятил? Чего ты здесь делать будешь?
    - Скотину разводить… землю пахать… Да мало ли чего! Вы вот что, мужики. Долю мою по возможности деньгами мне отдайте. Документы я подпишу. Мне тут дом купить надо. Я уже присмотрел один…
     - Да… - почесал голову Андрей. – Зря мы тогда эту тему подняли. Видишь что получилось.
     - А что! Я бы то же остался, - поддержал друга Константин.
     - Так в чём же дело, мужики! Оставайтесь. Мы здесь таких дел наворочаем.
     - Нет уж! – усмехнулся Андрей. – Ты начинай, а мы посмотрим. Ладно. Поехали мы. Не скучай, Димон! Ещё увидимся.
   Заработал мотор. Андрей с Костей в последний раз оглянулись на провожающего их друга. У него были счастливые глаза.