Шариковая ручка

Ершов Максим Александрович
Урок математики в 4 Б только начался. Учительница Надежда Фёдоровна даже не успела взять в руки мел, и как обычно написать на доске тему занятия, как вдруг, дверь распахнулась, и в классе появился  директор школы Василий Петрович Рывкин.
 
 - Сидите, сидите, вставать не нужно, - успокоил директор.
 
 Обычно его приход не сулил ученикам ничего хорошего. Сашка, разглядывая серьёзное и даже озадаченное лицо Рывыча, пытался понять, зачем же он пришёл к ним на урок. Вдруг опять будет ругать за физру? Переболев простудой,  хитрые дети заверяли учителя физкультуры, что у них освобождение, и не ходили на занятие.
Однако Василий Петрович  начал сразу говорить, развеяв все Сашкины страхи.

 - Ребята! Мне только что позвонили и сказали – к нам в школу, посмотреть на наших школьников, приедут иностранцы, предположительно из Соединённых Штатов Америки. Поэтому, предупреждаю всех, если гости захотят посмотреть, как проходят занятия – вести себя необходимо как подобает настоящему пионеру.
 
 -  Василий Петрович, а что же они именно к нам в класс зайдут? – спросила директора учительница.
 
 - Надежда Фёдоровна, я хочу им показать лучший класс, а 4 Б у нас как раз такой, не даром переходящий вымпел у вас висит. Да и ребята ваши думаю, захотят на иностранцев посмотреть.
 
 Сашка много раз уже видел иностранцев. Когда мама вывозила его на прогулку в центр, на станции метро Площадь Революции, на Новослободской, или на Киевской, в людской массе Сашка часто замечал красиво одетых людей, которые в отличие от других пассажиров, никуда не спешили. Они ходили и просто изучали статуи матросов, солдат, или цветную мозаику. Иногда среди гостей столицы были даже негры – люди с совершенно чёрным цветом кожи. Если подобное  происходило зимой,  забавно было смотреть, на чёрных теплолюбивых людей, закутанных в тёплые пальто и в меховые шапки.
 
 - Так вот ребята, - директор прервал Сашкины мысли. – Нам необходимо показать, что мы хорошо учимся, и что мы многое знаем про их страну. Кто из вас видел негров? Поднимите руки.
 Сашка поднял руку и огляделся по сторонам. Оказалось, что почти половина его одноклассников видели негров.
 
 - Так, пусть Васильева скажет, - указав на девочку, сказала Надежда Фёдоровна.

  - Негры, это такие люди, которых белые в капиталистических странах постоянно обижают. Негры в Америке постоянно не доедают, - зазвенел тонкий девичий голосок.
 
 - Правильно, - прервал ответ директор. – Во многих ресторанах и магазинах США висят таблички «Неграм вход воспрещён». Белые в Америке отказываются лечит негров в больницах, не принимают их детей в школы. Эти проклятые капиталисты веками эксплуатируют  людей с чёрным цветом кожи. Начнём с того, что они  негров  вывезли в Америку из Африки в качестве рабов, заковали их  в кандалы, и заставляли работать на плантациях. Надежда Фёдоровна, договоритесь с учителем литературы, пусть на внеклассном чтении он прочитает вашему классу «Хижину дядюшки Тома».
 
 - Так вот, ребята, вам всем просто повезло, что вы родились в такой замечательной стране. У нас нет рабства, каждый может поступить в школу и дальше в институт. В театр? Пожалуйста! Билет в театр 60 копеек стоит….  Кстати, Надежда Фёдоровна,  нужно будет в этой четверти детей обязательно в театр сводить….  Вот значит ребята, поэтому и едут к нам все эти иностранцы, ибо Владимир Ильич Ленин самое правильное государство на свете придумал. До него и Степан Разин и Емельян Пугачёв хотели народного счастья, но у них не получилось.  Царь и дворяне наш народ в рабстве держали. По истории крепостное право в этом году проходить будете - там всё и узнаете. Ты чего Селивёрстов руку тянешь? Говори, - прервал свой рассказ директор.

  Неуклюжий Селивёрстов был отстающим учеником. Он постоянно попадал в смешные ситуации, отчего любое его действие вызывало в классе улыбку. Мальчишка встал, приподняв край парты, и спросил.
 
 - А мне старший брат сказал, что Ленин написал: «Государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим». Так как же тогда у нас тоже государство, но у нас ведь никто  никого не эксплуатирует?

 Гомон пронёсся по классу. Одноклассники привычно смеялись над новой глупостью Селивёрстова.

 - Селивёрстов, у нас другое социалистическое государство. Дай мне твой дневник, я напишу маме, чтобы брат твой переросток подстригся, и чтобы она вместе с ним для беседы ко мне в кабинет пришла. А то   ходит старший Селивёрстов по школе, как этот самый… как хиппи - это безработные в Америке так называются.  Ему ещё плакат нужно в руки дать «Ищу работу», от ихнего хиппи тогда точно не отличишь. Вот я ему работу и подберу, чтобы он правильно труды Ленина читать научился. Я ему проведу политинформацию, - слегка нервничая и явно сбившись с мысли, говорил директор.

 - Не беспокойтесь Василий Петрович, ребята не подведут, - заверила надежда Фёдоровна.
 
 - Тогда 4 Б сегодня пусть на другие занятия не идёт. Проводите для них целый день математику, - подытожил директор.

  На перемены пионеры провели в классе уборку:  разложили возле доски новый мел, протёрли  стёкла, и аккуратно расставили сзади на полках книги. Надежда Фёдоровна разглядела, что у некоторых учеников несколько не свежие пионерские галстуки, сделала им внушение, и попросила пересесть на задние ряды. Среди таковых оказался и Сашка. Теперь он сидел в левом ряду у окна на самой последней парте. «Очень даже хорошо, авось к доске не вызовут» - думалось ученику.

 Математика в голову не шла. Сашка постоянно глядел в окно, и на четвёртом уроке, наконец, увидел, как к школе подходит группа  людей. Их было человек 5-6 не больше, но среди них, словно девятиэтажный дом над пятиэтажками, выделялся рослый негр.
 Сашка толкнул в бок своего товарища Кольку, тот передал сигнал по цепочке дальше.

 Через некоторое время в дверь постучали.

 - Войдите, - ответила Надежда Фёдоровна.
 
 - Класс, встать!- прозвучала далее её команда.  На мгновение загремели откидные парты, ученики  вытянулись словно струны. В классе повисла тишина. Сашка даже слышал, как от непонятного волнения забилось его сердце.

 И вот сияющий Рывыч, пригласил  иностранцев войти.
 
 - Здесь у нас 4 Б занимается. Ребята учатся на отлично! У всех только пятёрки и четвёрки, -  тараторил перед гостями директор.

  Иностранцы вошли в класс, бегло окинув взглядом помещение. Глаза ребят как по команде устремились на рослого негра. Гигант явно не производил впечатление обиженного и заэксплуатированного белыми капиталистами. Почувствовав на себе вектор детского любопытства, негр даже несколько  застеснялся. Улыбнувшись, он сверкнул ослепительно белыми зубами, достал из кармана ручку, и, сказав что-то по-английски, подарил её одному из учеников.
 
 Задерживаться в классе гости явно не собирались, и лебезивший перед ними директор, повёл их куда-то дальше.
 
 - Встать! – вновь прозвучала команда.

 Подойдя к двери, Надежда Фёдоровна слушала удаляющиеся шаги, и лишь через некоторое время скомандовала садиться.
 
 Сашка не мог поверить своему горю. Негр подарил кнопочную шариковую ручку Димке Скоробогатову – вот что значит фамилия. На перемене Димка показывал, как от нажатия кнопки в его шариковой ручке выскакивает и прячется обратно стержень. Девчонки облепили счастливчика. Мальчишки, разглядывая это чудо техники, восторженно цокали языками, а Сашка от горечи едва сдерживал слёзы.
 Причём самое обидное в этой ситуации было то, что Димка сел именно на его место. Мама у Димки работала в гостинице Орлёнок, куда постоянно приезжали иностранцы, отчего у сына частенько во рту появлялась жвачка.
  Ну почему жизнь так устроена, что все голы идут в одни ворота?!  Ну почему  Сашка вчера забыл погладить свой галстук? 

 Через месяц на радость одноклассников паста в Димкиной ручке закончилась, отчего счастливчик  начал писать как все обычной ручкой.  Позже, через некоторое время, в продаже появились подобные шариковые ручки. Сашка попросил у мамы 10 копеек, купил такую ручку, и, нажимая туда-сюда на кнопку, успокоил  душу.
 В школе приходилось  много читать, считать и писать, отчего про данный случай ребята скоро забыли.

 Вспомнилось это Сашке, когда он, будучи по делам в Африке, вдруг услышал от темнокожих детей робкое: «Пен, пен…». Конечно, Александр Петрович вынул из кармана свою ручку, и подарил её.
 
Друзья, если занесёт вас судьба в бедную страну, возьмите с собой несколько ручек. Дарить подарки, увидев при этом счастливое лицо,  намного приятнее, чем получать.