Радиоприёмник, ,Балтика, ,

Юрий Рубцов
РАДИОПРИЁМНИК ,,БАЛТИКА,,-из повести ОТ ЭВАКУАЦИИ ДО РЕПАТРИАЦИИ.
  Мой отец, по окончании войны в июле 1945,приехал в Самарканд ,город куда была эвакуирована его семья.Его приняли на работу главным инженером пивзавода.Этот завод представлял пустырь на котором строились корпуса и был заставлен трофейным оборудованием пивоваренного завода вывезенного из немецкого города Дрезден.Многие узлы и агрегаты имели повреждения от массовых бомбордировок,которым подвергся Дрезден и восстонавливать их было не просто.На строительство,восстановление и монтаж оборудования ушли 2 года и первую продукцию завод выдал только в мае 1948 года.Все годы продукция Самаркандского пивзавода славилась и была на расхват.Мы жили на территории завода,папа к празднику 1 мая,получил премию и купил радиоприёмник ,,БАЛТИКА,,.Это была настоящая диковинка,ещё ни у кого такой вещи не было и к нам приходили товарищи отца и соседи  слушали музыку на коротких волнах и удивлялись диковинке !Я учился в первом классе и мне было очень интересно узнать,как в приёмник забираются люди ,да ещё с музыкальными инструментами и из него говорят и поют...Я заглядывал в приёмник сзади.Там была картонная крышка с круглыми дырками через которые я видел стекляные светящиеся стаканчики,по бокам которых бегали голубые огоньки.Папа сказал,что это радиолампы и в них всё образуется.Я даже не мог учить уроки из головы не выходило,как в этих лампах помещается столько людей да ещё с инструментами ???Когда дома никого не было,я отодвинул приёмник,открыл задвижки и снял заднюю крышку.Сердце моё так билось,там стояли и стекляные и железные лампы и штуковина,которая поворачивалась,когда крутишь ручку приёмника.Я крутнул другую ручку,засветилась шкала,зелёным светом загорелся глазок и полилась музыка.Но хоть бы одного человечка,не видел ни кого,но кто же играет ???В домах у людей было радио-Чёрный картонный рупор из которого говорили гундосым голосом,но в радио приёмнике столько всего и говорит по- настоящему...И кому я не задавал вопрос,кто же поёт в приёмнике-никто мне ответить не мог.Папа приносил каждый день бидон пива и распив у него поднималось настроение.Мама его ругала:-ты от этого пива раздуваешься,как пузырь,я потихоньку тоже пробовал пивко,но оно горькое,мне не нравилось и я удивлялся,что в нём такого,что мужики кружками хлещут.Папа увидел,что приёмник сдвинут и его крышка вставлена не до конца.-Ты зачем лазил в приёмник ?-спросил он.-Я хотел увидеть тех,которые говорят и играют музыку-сказал я.Папа рассказал,что там никого нет,а когда люди разговаривают изо рта выходят звуки,эти звуки МИКРОФОН превращает в электричество,а на радиостанции ПЕРЕДАТЧИК это электричество превращает в РАДИОВОЛНЫ ,которые летят по всему свету и радиоприёмники их ловят и превращают в звуки.Вот здорово,подумал я,как до такого додумались люди ?А папа сказал,чтобы в этом разобраться нужно хорошо знать математику и физику.Мне очень хотелось разобраться и я с того дня стал считать математику самым главным предметом в школе.В те годы у всех в квартирах были радио точки и целый день бурчал громкоговоритель,то последние известия,то погоду,то о спорте.Это радио я и разбирал и чинил.Как то мне пришла мысль включить радио в приёмник.В нём сзади были гнёзды с надписями-звукосниматель и громкоговоритель.В гнезде громкогов.радио техонько говорило,а когда я включил радио в гнездо-звукосниматель ЭВРИКА,я сделал открытие-что говоришь в радио,приёмник громко повторял.У меня появился МИКРОФОН.Я у радио удлинил провод, выходил с ним во двор и приёмник громко повторял всё,что я говорил и пел.Я рассказал это мальчишкам в классе и несколько стали тоже радиолюбителями !В те годы уже продавали граммпластинки завода МЕЛОДИЯ на 78 оборотов и я приставал к родителям,чтобы купили проигрыватель.Добился этого,когда уже учился в пятом классе и с каждой зарплаты папа покупал новую пластинку.Потом появились пластинки и на 33 оборота на которые помещался десяток песен и даже длинющие рассказы,сказки и театральные постоновки.У меня был самодельный картонажный театр с крутящейся сценой.Я поставил СКАЗКУ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ нарисовал много декораций и героев .Сцена освещалась лампочками от батареек и спектакль шёл под граммпластинку.Мои зрители-девчёнки и мальчишки из соседних домов были в ВОСТОРГЕ !!!Этот приёмник стал моим практическим пособием при изучении радиотехники,ведь я с шестого класса не пропустил ни одного занятия радиокружка в Доме Пионеров. В 8-ом сделал довольно сложный переносной приёмник на миниатюрных радио лампах,в десятом появились транзисторы и приёмники стали помещаться в мыльницу.На втором курсе института делал самодельные телевизоры ,один с самым ,на то время,большим экраном и был в нашем городе одним из лучших мастеров по ремонту приёмников и телевизоров.В Казани на производственной практике по окончании 4-го курса, попал в общежитие,где жили трое инженеров -электронщиков.Когда я сказал,что радиолюбитель они надо мной начали издеваться.Попросили посмотреть телевизор в комнате отдыха,который не работал и который не могли починить их умельцы.Я  используя тестер ,нашёл повреждения,попросил детали и паяльник,когда соседи мне эти детали нашли,я телевизор сделал и меня они признали радиолюбителем на равных.Приёмник ,,БАЛТИКА,,я берёг много лет и только в 2000 году подарил его в рабочем состоянии музею промышленно-экономического колледжа в котором работал.