SOS!!!

Сергей Попов 3
Август в Заполярье замечательная пора. Кто ходил через перевал Ильмараёк на Сейду в это время, мог полакомиться черникой, вороникой и голубикой уже на спуске с перевала; для тех, кто хорошо знает тропу, я назвал бы это место "у Маруси на позвоночнике". А в распадке на травянистых лужайках растут эталонные волнушки с яркими контрастными полосами и махровыми краями, хоть на выставку «Достижения лесного хозяйства» посылай. На болотистых опушках по краям, под мелким кустарником и березняком можно собирать позднюю морошку. На озере утки старательно учат молодое поколение летать. Зрелище это очень весёлое, когда выводок во главе с уткой-мамой по её команде начинает отчаянно грести лапками, помогая крыльями, развивает максимальную скорость, пытаясь оторваться от воды. Когда силы на такой спринт иссякают, переходят на лёгкое плаванье, отдых и повторение упражнения.

По тропе мы шли не одни, к озеру, похоже, шла группа школьников, и, похоже, шли самостоятельно.  На озере дул северный ветер, и на попутном ветре мы с Володей Петровым до Чевруайва на резиновой лодке дошли очень быстро, минут за сорок. Ночевали в туристическом доме, который построили архангельские туристы в память о своих погибших товарищах Александре и Алексее. Ночь была холодная, с дождём и мокрым снегом ветер усиливался. Мы топили печь. Подробности нашего промысла я пропускаю. Кто верит рассказам рыбаков? Даже со связанными руками, рыбак может показать, какую крупную рыбу он поймал, вернее её глаз. Утром, когда я пошёл по берегу озера к устью ручья, на берегу нашёл самодельное весло, подумал, что школьники упустили.

 Во второй половине дня мы собирались возвращаться, и, несмотря на ветреную погоду, проявляя изобретательность при отчаливании от берега, спешили завершить свой промысел. При волнении у берега лодку захлёстывало, по мели шла высокая волна с гребешком.

Для того чтобы отчалить, нужно было выбрать момент: из-за небольшого мыса при малых волнах выскочить на глубину и выполнять манёвры на снастях, удерживая лодку носом к ветру. Когда отплыли от берега, чтобы снять свои снасти, в губе под берегом я увидел прибитую ветром низкобортную, чёрную резиновую лодку. Показал Володе и сказал: "Не приведи, Господи, найти там ещё и рыбака!» Потом я вынес лодку к тропе. К нам на табор пришёл Андрей Г. И мы его попросили прибрать лодку. Уже перед уходом, когда пили чай, довольно близко раздался ружейный выстрел. Думали, что пришёл хозяин лодки, но никого не было. Я пытался выгрести против ветра, но скоро убедился, что это сделать не удастся. Лодку пришлось спустить, и моя поклажа солидно увеличилась. Нас обогнала команда из шести молодых людей, они работали ногами, как утята, которые учатся летать, и нам за ними было не угнаться. Когда проходили мимо безлесного острова, то увидели, что по берегу острова бегают два человека и машут руками. Это был сигнал SOS!!! Стало понятно, чья лодка найдена нами в губе. Между островом и мысом берега, который укрывал от ветра и волн, было метров сто, но в сужении волны были ещё выше, с частыми гребешками. Посовещавшись, надули лодку, меня одели в оранжевую резиновую робу. Володя сказал, что в этой робе я похож на МЧСника. Для себя я решил, что буду  держать лодку носом к ветру и грести двумя вёслами одновременно, только левым веслом усилие делать сильнее, чем правым, и тогда лодка будет медленно перемещаться к другому берегу. Бортом к ветру поворачиваться было нельзя, так лодку  легко перевернёт, и тогда МЧСник станет потерпевшим и будет дрейфовать по ветру в лучшем случае с километр. Когда выгреб на волны, я, как щука, боковым зрением отслеживал каждую большую волну и старался попасть на неё точно носом лодки. Ветром меня сносило и пыталось развернуть, но всё получалось, как замыслил. Володя потом мне рассказал, что когда в проливе стало болтать и орошать брызгами, он начал молиться. И, по-видимому, молитва его дошла... Во времени я не ориентировался, следил за волнами, которые накатываясь на лодку были вровень с бортами и по изгибам тонкими струйками стекали в лодку. Берег медленно приближался. Причалил.

 К лодке прибежали два хлопца, судя по майданам, не обделённых здоровьем. У одного было ружьё. Я сказал, что двоих взять не могу, погода нелётная. Теперь я грёб делая левым веслом большее усилие. Во время переправы на противоположный берег Сергей Волков рассказал, что вчера, когда они плыли по озеру, уже прилично дуло,  у них сломалось весло, и  пришлось причалить к острову.  Лодку они не закрепили, и как только  отошли от неё,  порывом ветра лодку понесло от берега. Продукты вымокли, только водка хорошо сохранилась.

Ночь была очень холодная. Костёр пытались разжечь от тлеющих пыжей, стреляя из ружья, но костра не получилось: всё было мокрое, да и дров на остове не было. Пытались отгородиться от ветра и подогреваться спиртным. Очень замёрзли и ещё ночь они бы не выдержали. Когда переправились, я его спросил: "Поплывёшь за приятелем?" Он ответил, что сильно замёрз и не сможет. Я сказал ему, где их лодка. Выгреб к мысу и уже, как робот МЧСник, всё повторил. Мужики потом сутки спали и только после пошли за лодкой. Мне можно было вырезать деревянную медаль «Хорошо, что не стал утопающим!» (Это для того чтобы на воде лучше держаться). Из-за вынужденной остановки пришлось сушиться в начале озера и заночевать. Вернулись мы на следующий день.