За чужие грехи

Юрий Жуков 2
Всегда  вот  так…  Вспомнится  что-то  смешное  из  детства,  а ему  в противовес - печальное  выплывет,  и  переносишься  непроизвольно  в  прошлое,  как  на  машине  времени,  где  госпожа  Судьба  приготовила  когда - то  очередной  сюрприз.
Произошло  это  в  июне.  Лето  было  сухое,  жаркое.  В  ту  пору  мне   восемь  исполнилось.

Наигрался  я  на  улице,  проголодался  как  волк,  залетел  домой,  налил  щей,  набухал  в  них  сметаны  и  сижу,   наворачиваю.  Ложка  так  и  мелькает  у  носа  -  на  улицу  к  друзьям  тороплюсь, - не  всё  ещё  там  доделано,  не  всё  ещё  доиграно. 

Распахивается  со  скрипом  дверь,  входит  отец.   Лицо,  руки  и  одежда  в  саже,  дымом  от  него  тянет,  как  от  хорошего  костра.   Встал  он  во  весь  свой  могучий  рост  у  двери,  уперся  кулаком  в  косяк  и  на  меня  смотрит.  Холодно  так  смотрит...  У меня  от  его  пронизывающего  взгляда  мурашки  по  спине  забегали.  Впервые  я  на  себе  такой  взгляд  испытал. 
   
Снимает   уздечку,   висящую   на   гвозде  у  двери,   взял   за  удила,  как  за  рукоятку, намотал  лишнее  на  кулак,  оставив  поводок  как  плеть,  и   спокойно,   выделяя    слова,   спрашивает  -  голос   у  него  скрипучий,  добра  не  сулящий:
-  На  задах,  на  соломе,  был?

За  сараями  у  нас  стояли  стога  соломы,  которые  за  зиму  не  скормили  скотине   или  не  использовали  на  подстилку,  мы  на  них  прыгали,  кувыркались,  боролись,  одним  словом,  играли.

Я  знал  крутой   нрав  отца,  и,  когда  он  был  в  гневе,   меня  непременно  бросало  в  жар,   однако  он  меня   никогда  не  трогал.  Но  мои  проделки,  видать,  в  своей  памяти  откладывал. 

-  Был,  -  отвечаю  робко.
 
Подходит  он  ко  мне  и,  не  говоря  ни  слова,  этим  поводком  вдоль  хребта…   будто  саблей  рубанул,  я  даже  выгнулся  коромыслом.  И,  не  зная,  за  какие  заслуги  мне  такая  честь,  юркнул  с  испуга  и  боли  под  стол.  Это  меня  не  спасло.  Он  выволок   меня  оттуда   за  ногу  и  давай   поучать  этим  поводком,  приговаривая: 
-  Не  играй  с  огнём!   Слушайся  старших!  Не  обижай  младших!  -  и  много   чего  сказал.  Все   заслуги  мои  вспомнил.  Тело  моё  пылало  пламенем,   и  я,  извиваясь  на  полу,  как  уж,  не  в  силах  вырваться  из  его  сильных,   мозолистых  рук,  визжал  от  невыносимой  боли  и  надеялся  на  чудо:  что  вот - вот  придет  с  работы  мама  и  вызволит  меня  из  этого  ада.

Бросил  поучать,  кинул   яростно  уздечку  к  порогу,  будто  она  ему  тоже  руки  обжигала  и  поставил   меня  в  угол.  После  этого  я  с  неделю  сидеть  не  мог,  на  животе  спал.  Мама  меня  каждый  день  какой - то  мазью   мазала,  муки  мои  сглаживала,  на  отца  долго  сердилась.

Походил  отец  какое - то  время  около  меня,  заложа  руки  за  спину,  побурчал,  а   когда  успокоился - умылся,  налил  щей  и  тоже  сел  обедать.  Ест,  а  сам  на  меня   поглядывает,  не  зло,  а  жалостливо  как – то,  особенно.

  Стою  я,  плачу,  переминаюсь   с  ноги   на  ногу  от  боли,   перебираю  в  памяти   свои  проделки,   прикидываю  в  уме:  за  что  меня  выпороли,   может  из – за   Вовки,  брата   моего?  Исцарапал  я   его  утром,  а  он  и  пожаловался? 

С  Вовкой   у  меня  частенько  стычки  были,  он  был  старше  на  два  года  и  сильней.   Хотел  верховодить.  Обижал  меня.  Но  я,  как  мог,  сопротивлялся:  то  искусаю,  то  поцарапаю,  то  доской,  его  огрею.  В  этот  день  я  ему  щеки  расцарапал.  Оставил  ему  память  до  будущего  раза.

Стою,  всхлипываю,  до  рубцов  на  спине  и  ниже  дотронуться  невозможно,  Вовку  проклинаю,  что  наябедничал.

 На  помин,  как  говорится,  и  оно  влетает,  то  есть  брательник.  Посмотрел  на  меня,  радостно,  улыбнулся    ехидно,  а  я  ему  кулак  украдкой   кажу  и  шепчу  сквозь  зубы:
-  Я  те  в  следующий  раз  не  так  харю  разукрашу.  Попомнишь!
Вовка  мне  тоже  кулак  показал  и  к  столу.  Отрезал  кусок,  смочил  его  водой,  посыпал  сахаром   и,  посматривая  самодовольно,  то  на  меня,  то  на  отца,  развалился   королём    на  стуле;   уплетает  за  обе  щеки  с  причмоком    и  деловито  так  рассуждает: 
-  Повезло  дядь  Грише!  Пьяный,  пьяный…  а  отполз.  А  так  бы  изжарился.
Отец  перестал  жевать,  посмотрел  на  меня  с  тревогой  и  спрашивает  у  Вовки:
-  Какой  дядь  Гриша?
-  Смирнов,  какой  ещё!  У  кого  солома-то  сгорела? – всезнающе  и  деловито,   отвечает  Вовка.  -  Он,  на  соломе – то  спал.  Курил  там,   видать,  и  подпалил.  Нашли  его недалеко  от  сарая  в  кустах  сирени,  пьяного.  Не  обгорел… правда,  волосы   малость  подпалены.

Я  прислушивался  и  думал:  «Почему  я  не  видел?  Играли – то  рядом.  И  когда  успела  сгореть  солома»?

А  Вовка,  покачивая  безмятежно  ногой,  рассуждал:
 -  Хорошо  хоть,  на  сараи  не  перекинулось,  а  то  б  и  наш  сарай   сгорел.  Стоят - то  рядом.

Отец   гневно  швырнул  ложку  на  стол  и,  ничего  не  говоря,  быстро   вышел  на  улицу.  Вовка  за  ним.  А  я  стою,  слёзы  по  щекам  размазываю.  Из  угла  выйти  боязно:   добавки  можно  отхватить.  А  самому  страх  как  интересно  посмотреть  на  пепелище,  узнать,  что  там  сгорело  и  в  каком  количестве?

Не  прошло  и  трёх  минут,   влетает   взъерошенный   Вовка,  глаза  полтинниками,   и  испуг  в  них,  и  радость,  и   нескончаемая   гордость.  Кричит  мне,  а  сам  весь  на  взводе…

-  Папанька  дядю  Сашу  с  дядь  Витей  молотит!  -  и  снова  на  улицу  досматривать,  я  за  ним,  он  обернулся  и  приказным  тоном  мне:  -  Ну – ка…  стой…  а  то  папке  пожалуюсь,  что  из  угла  вышел…
 
И  не  удалось  мне  посмотреть  битву  титанов.  После  уже,  от  брата  узнал:  что  отец  их  бил  за  обман.  Когда  отец  помогал  тушить  солому,  мужики   ему  и  наговорили  про  нас  с  Толиком,  «с  другом  моим»,  чтоб  отмазать  дядь  Гришу,  «они  с  ним  похмелялись  вместе»,  да  приврали  с  три  короба:  дескать,  они  нас   с  соломы  угоняли,  но  мы  на  них  ноль  внимания,  фунт  призрения  и  со  спичками  там  баловались.
 
Вошел  отец.  Посмотрел  на  меня  встревожено,  а  я  сжался  в  комок,  боюсь,  как  бы  ещё  за  что  не  перепало.  Не  знаю,  что  там,  на  улице – то  было.   Прижал  он  меня  к  себе,  гладит  по  спине  осторожно  и  нежно  и  говорит:

-  Извини,  сынок,  послушал  я…  -  он  нахмурил   брови  и   хотел  выругаться,  но  сдержался. -  Выходит… За  чужие  грехи  ты  муку – то  принял. 

Так  мне  обидно  и  больно  стало,  больнее  порки  даже.  Прижался  я  к  отцу,  обнял  его  и  не  могу  остановить  горького,  надрывного  рыдания.   Весь   мой   организм   в  конвульсии  бьётся,  и  сердце  из  груди  пытается  выскочить.

Подвел    меня  отец  к  дивану,  стоящему  на  кухне,   хотел  усадить,  а  я  в  крик,  будто  на  горячую  сковороду  сел  или  на  торчащие  гвозди.

-  Ты  на  живот  приляг,  -  с  жалостью  говорит  отец,  -  Оно  так  удобней,  -  а  сам  не  перестаёт  меня  гладить  и  вздыхать  горестно.

Растянулся  я  на  диване,  а  он   присел   рядом  и,  словно  сглаживая  свою  вину  или  успокаивая  меня,  как  маленького,  про  жизнь   свою   вспоминает.  Любил  я  отцовские  воспоминания  слушать,  особенно  перед  сном.  Это  было  самое  волнующее  время  в  ожидании  чего - то  нового,  неизведанного. Интересные  они  были,  поучительные,  красочные,  на   старинном  диалекте  или  говоре  - можно  по  любому  назвать. В  нашем   селе   только  древние  старцы   так   разговаривали   да  он,  когда  забывался,  а  может,  специально  доносил  до  меня  ту  красоту,  ту  певучесть,  ту  нежность  русского  слова.

-  Я  от  своего  отца,  твоего  деда,  однажды  тоже  не  за  что  оплеуху  отхватил,  до  сих   пор  её  ощущаю, -  начал  он  вкрадчиво.  -  Помнишь  деда  Демьяна – то?

Я  деда,  смутно  помнил:  поздно  родился,  однако  дед  без  года  век  прожил.  В  принципе,  отец  тоже  последним  в  семье  появился,  деду  уже  пятьдесят  стукнуло.  Помню   высокого  крепкого  ещё  старика,  со  светло – синими,  усталыми  глазами,  в  белой,  на  выпуск,  старинной,  расшитой   на  груди  рубахе,  подпоясанной  чёрной  тесьмой,  с  жёлтой  от  табака  седой   и   густой   бородой.   Дед   никогда   не    курил  -  табак  нюхал.   До  самой  смерти  на  ногах  был.  Бывало,  сунет  мне  в  нос  щепотку  мятного  табака,  и  я  чихом  исхожу,  а  он  довольный…  Нашел,  видите  ли,   себе  забаву!   И  подзывал  меня  к  себе  очень  интересно,   напевно  как-то:

-  Мнучёк,  подь - ка  сюды.  Мятным  угощу.

  Посадит  меня  на  колени  и  в  маковку  целует,  а  то  щекочет  до  невыносимости  провонявшей   мятным  табаком  бородой.

          -  Ну  вот…  -  продолжал  отец.  -  А  твой  дед  Демьян   строгим   был  и  не  любил  вольностей.   А  я  последним  в  семье  появился  и  егоза  несусветная,  они  меня  с  маманькой  никогда  не  обижали - баловали  последыша.  Однако  в  меру  баловали,  с  умом.  У твоего  деда  сильно  не  разбалуешься.  Господь  его  силушкой  наградил,  но  и  умом   не  обидел.  Спокойный  и  добрый  был,  но  когда  его  выводили  из  себя…  Не  приведи  господь  с  ним  лбами  столкнуться  или  на  глаза  попасться,   пока  его  гнев  не  схлынет.   Подковы  гнул  играючи.  Помню,  поехали   мы  с  ним  по  осени   на  мельницу,  малой   я  ещё  был.  Накидал  он  мешков  с  рожью  на  телегу  и  в  путь,  а  лошадёнка   слабая,   в   годах,   Маланьей   звали,   отец   жалел   её  и   как  за  дитём  ухаживал.  Сам  её  мыл,  сам  чистил,  если  занят  был,  то  меня  заставлял.  Не  худо  мы,  конечно,  жили,  но  и  не  богато,  чтоб  новой  лошадкой  обзавестись.
 
 Прибыли  на  мельницу,  смололи,   отец  загрузил  мешки  с  мукой,  а  тут  дождь  пошёл  да  хороший  такой,  как  из  ведра  хлыщет.  Накрыл  он  мешки  брезентом  и  меня  под  него  упрятал,  чтоб  не  застудить.  А  путь  не  близок,  верст   пятнадцать.  Дорогу  развезло.   На  колёса,  как  снежный  ком,  наворачивалась  густая,  жирная  грязь.  Лошадёнка   по  грязи – то  и  вымоталась.  Вымокший  до  ниточки  отец,  принимая  с  небес  холодный  нескончаемый  душ,  останавливал  лошадь,  счищал  с  колёс  ручкой  кнута  месиво,  недобро  высказывался  о  погоде  и  резкими  движениями  сбрасывал  со  своих  сапог  ошмётки.  До  дома  с  версту  осталось,  а  она,  перед   подъёмом  в  горку  встала.  Боками  ухает,  ноги  разъезжаются,  в  мыле  вся.  То  и  гляди  издохнет…  Отец  сзади,  толкнет  телегу,  а  Маланья  от  толчка  на  передние  ноги  падает.  Огляделся  он  по  сторонам,  убедился,  что  никого  нет,  «стыдился  он  своей  силы,  а  может  и  боялся  её»,  а  вокруг  только  голая  степь,  даже  суслики  попрятались  от  ливня,  закупорив  своими  телами  норы.  Выпряг  Маланью,  отдал  мне  вожжи,  чтоб  не  сбежала,  а  сам  за  оглобли  схватился.  Раз  качнул  телегу,  два  качнул  и  попер,  как  тяжеловоз,  только  оглобли  от  натуги  трещат.  Выволок  в  горку,   на  залог,  задрал  к  небу  глаза  и  будто  бы   отчитывается  перед  Богом.  Тихо  так  отчитывается,   растирая  мокрым  рукавом   рубахи  мокрое  лицо:
-  Куда  уж  там,  Маланьи – то…  Сам  еле  сдюжил.

Впряг  снова  лошадёнку  и  рядом  с  телегой  шел,   подталкивая  её  до  самого  дома.   Во,  какой  был…  А  строгий - ужас!   Всю  жизнь  плотничал  и  меня  учил.  Ха-а-роший   был  плотник!   Большинство  строений  в  посёлке  его  руками  сработаны  были.   Люди  его  уважали,  тянулись  к  нему.  И  сани  лучше  всех  делал - секрет  свой  имел,   как  удобней  полозья  гнуть  и  чтоб  надежней  были.  Однажды   по  весне   рубили  соседям  дом,  женщины  тоже     помогали,  и  мать  моя  там  была,  бабушка   твоя   Матрёна.   Добрая  женщина,  красивая,   умная.  Жаль,  что  ты  её  не  застал,  она  б  тебя  с  рук  не  спускала,  очень  любила  детей.   Рано  из  жизни  ушла.  Задавил  её  пьяный  водитель.

 Возвращалась  она  домой  из  района   на  лошади,    а    кобыла    с  норовом   попалась,  пугливая.  Водитель   стал   объезжать  телегу  и  посигналил,   поприветствовать  так  хотел  твою  бабушку,  лошадь  и  метнулась  под  машину.  Вот  так  и…  - отец  перекрестился  и  с  болью  сказал:  -  Царствие  ей  небесное,  пусть   земля  ей  будет  пухом.  -  Помолчал.  Подумал  о  чём – то  и  досказывать  стал:  -  И  вот…  Рубил  отец,  рубил  и   как  умудрился… - Чёрт  его  знает!  Может,  отвлёк  кто.   Ногу - то   и  развалил  себе  у  колена.  Топоры  острые  были,  как  бритва.  Мать  увидела,   а  она  скуповатая  была  на  счет  тряпья.  Отец  часто  с  ней  за  это  ругался  и  высказывал:   «Лишнее  тряпьё  в  доме,  только  моль  разводить»!  Да  как  не  быть,  скупой – то!  А  вернее  сказать  хозяйственной… Своими  руками  и  ткали,   и  пряли,  и  вязали,   и  шили,  всё  своими  руками   делали,  в  лавках - то  не  накупишься…  А  так - то  она  простая  была…  Последнее  отдаст.  Соседские  детишки  около  неё - как  пчёлы  возле  матки.   Она,   когда  пекла  пироги,  заодно  и  пряников   или  лепешек  напечет;  наберёт  полны  карманы  и  раздаёт.
  И  вот…  Рассек  он  себе  ногу – то,  а  бабушка  твоя  увидела,  и  кричит  ему:
-  Демьян!  Порку – то  не  разрубил?!
 
У  него  нога   до  кости  развалена  и  кровь  во  все  стороны  хлыщет,  а  ей  порку  жалко.

Схватил  он   в  сердцах   топор  и  в  неё…  Слава  Богу,  промахнулся!  А  так  бы  рассек  её  этим  топором,  как  полено.

  Нога  зажила  в  скорости,  как  на  собаке.  Он  её  детской  мочой  поливал.  Соседка,  от  своего  малыша  приносила.  А  бабушке  твоей  наказ  дал:
-  Кады  я  рублю,  шоб  духа  твово  рядом  не  было!

Отец   вздохнул,  пригорюнился,  долго  смотрел в  пол,  потом  прокашлялся  в  кулак  и  тихо,  словно  не  мне,   сказал:

-   Чем  больше  человек,  тем  добрей…  Сидит,  бывало,  на  крыльце,  смотрит,  смотрит  горестно  на  чумазую,  бесштанную  и  босоногую  соседскую   детвору,   потом   опустит   голову  на  грудь  и,  не  показывая  виду,   проведет   по  глазам  двумя  пальцами,  большим  и  указательным,  от  висков  к  переносице,  встанет  и  негромко  крикнет  твоей  бабушке:

-  Матрён!  Собери  ко  там…
 
А  что  ей  кричать…  она  и  без  него  знала,  что  детишки  голодными  бегают.  Семья – то  большая.  Бедно  жили.  Бабушка  твоя  им   постоянно:  то  одежонку  какую  перешьет  из  старья,  то  еду  соберёт.  Нам – то  хватало,  один  я  с  родителями  жил.  Братья  женились,  сёстры  замуж   вышли.  Все  жили  справно,  и  мы  в  достатке  жили.  Чего  уж  там… Да-а-а… -  протянул  он   натужно,   вороша  в  памяти  прошлое.
 И  казался  мне  отец  в  это  время   больным,  измученным,  состарившимся  лет  на  тридцать,  словно  не  меня  пороли,  а  его  из – под  стола  за  ногу  вытягивали.
 -  Мужики  пытались  над  ним  шутить,  -  с  грустью  сказал  он.  -  Знали  его  неимоверную  силу.  Твой  дед  в  основном  брёвна   на   сруб   готовил,  а  они  сруб  ставили.  А  бревна  попадались  -  шестером   не  поднять.  Захотелось  как – то  мужикам  повеселиться.  Положили  один   конец   бревна  на  сруб,  двое  придерживают,  чтоб  не  скатился,  а  второй  конец  на  земле.   Кричат  его:
-  Демьян,  иди  пособь…  Не  сдюжить  нам  без  тебя.
 
Отложил  он  топор  в  сторону,  подошёл,  ухватил  за  конец  бревна  и  осторожно  наверх…   А  они   только    видимость   создают.  К  бревну  руки  прислонили  и  шутливо  тужатся,  будто  поднимают.  Дед  твой  это  заметил  или  почувствовал.   Погрозил   пальцем  и  серьёзно  сказал:

-  Не  балуйтя! 
С  другим  бревном – то же  самое.  Он  им  опять:
-  Не  балуйтя!

С  третьим  бревном   не  предупреждал.  Взял,   поднял  и  отпустил  его,  а  сам   ухватился  за  поясницу,  согнулся  в  три  погибели  и  нарочно  стонет,  словно  поясницу  сорвал:

-  Да  в  помощников  мать - то!  Да,  шаромыжники  вы  этакие!   За  понюшку  табака  спину  изувечили!  Ироды!   Оправлюсь…  кажному  по - целковому  выпишу…

          Сел  на  бревно,  сгорбился,  лицо  мучительно   скособочил,   а  сквозь  бороду  ухмыляется   над   теми  мужиками,  на  которых  бревно  упало:  некоторых  здорово  прищемило.  Долго  его  мужики   побаивались,  ожидая  обещанных  целковых  и  поминая   всуе  за  увечия.   И  всё  равно  шутили  от  нечего  делать.  Так  и  время  быстрее  летит,  и  работа  ладится,  да  и  народ  весёлый  был,  простой:  чем  проще  жили, тем  жизнь  дороже  и  понятней  казалась.  То  бревно ему нарочно  не  так  положат - выворачивать  его  приходится,  то  бочку  с  водой  на  дороге   поставят  -  не  пройти,  мешается,  и  наблюдают  украдкой   со  стороны,  что  он  будет  делать.  А,  он  осмотрится:  если  нет  никого  или  не  видят,  быстренько  исправит  дело  и  дальше  работает,  но  если  кто  рядом  или  видят…  вовек  не  притронится   без  их  помощи.  На  поясницу  ссылался.  А  они  смеются  над ним:

-  Ты,  Демьян,  поясницу-то,  Матрениным  чулком  опоясывай,   чтоб  не  застудить  и  не  надорвать.  Чулок-то  мохнатей  кверху,  а  знамо,  целительный.
Сидели,  шутили,  и  он  с  ними  ухмылялся,  поглаживая  степенно  густую,  аккуратно  постриженную  бороду.

         А  мне  как  оплеуху  отвесил!  Вспомнить  смешно.  Мне  уж  тогда  лет  семнадцать   было.

 Полюбил   мой   друг   Стёпка  вдовушку   с  соседнего  села,  добротная,  весёлая  бабенка  была!   Муж  у  неё  где – то  на  заработках  сгинул.  А  Стёпка  бедненько  с  матерью  жили.  Отец  у  него  на  войне  погиб  -  помощи  никакой.   Ему  к  зазнобе   идти,  а  рубаха  старая,  потёртая  вся.  Стыдно.  А  роста  мы  одинаковы  и  белобрысы  оба - издали  спутать  можно.   Подходит  он  ко  мне  вечером  на  посиделках,  отводит  в  сторону  от  девчат  и  говорит:

-  Давай,   Исай,  рубахами  на  вечерок  махнёмся,  а  то  вдруг  не  глянусь  я  Любаве.

 Так  кралю  его  звали.  И вот…
 А  такая  рубаха  только  у  меня  была.  У  всех  белые,  чёрные,  даже  красные,  а  у  меня   зелёная:  маманька  из  своей  ситцевой  юбки  сшила.  Гордился  я  этой  рубахой,  ни  у  кого  такой  нет…  с  петухами…  Твоя  бабушка  кра-а-сиво  вышивала…
-  На - говорю. - Мне  без  разницы,  в  какой  на  сеновале  валяться.

 Я  летом  на  сеновале  спал.  На  хлеву  он  находился.

  Утром  подоила  твоя  бабушка  корову,  а  отец   её   к  пастуху  погнал.  Слышу,  стучит  она   в  потолок  черенком  от  метёлки - она  меня  всегда  так  будила   и  кричит:

-  Сынок,  отправь  телка  на  травку…

Я  взял  кол  с  топором,  привязал  к  телку  верёвку,  вывел  его  на  зады, нашёл  хорошую  лужайку  с  высокой  травкой,  чтоб  до  вечера  ему  хватило,  и  приколотил  там.  Иду  с  задов – то,  а  навстречу  отец  в  ворота  заходит.   Могуче  и  величаво  вышагивает,  как  царь  на  прогулке,  заложив  руки  за  спину,  только  борода  от  ветра  колышется.  Он   всегда   так  ходил  и  не  когда  не  спешил,  как  и  в  работе.  У  него  всё  обдуманно  было,  размеренно.  Манит  меня  рукой  и  зовет:
-  Исайка!  Подь - ко  сюды!  -  и  гневно  так  зовёт,  насупив  широкие,  лохматые   брови.

Подошел  я  к  нему,  хотел  спросить,   зачем   кличет,  а  он  мне,  молча,  с  разворота  из-за  спины  и  в  ухо.  И  ударил,  казалось,  без  усилий,  без  напряга.  А  мне  почудилось,  будто  кран  подъёмный  стрелой  крутанул.  Отлетел  я  метра  на  три  к  плетню,  оглох  как  тетерев  на  токовище,  и  солнце  на  время  померкло.  Ухо  здоровше  лопуха  стало  и  отвисло.  В  голове  сверчки  стрекочат,  а  что  вокруг   твориться,  не  слышу  и  не  понимаю.  Только  вижу,  он  ко  мне  идет  и  уже  выше  локтя  рукав  у  рубахи   вертит.  Хорошо,  мать   выскочила  из  хлева,  повисла  на  его  руке   и  в  крик.  Он  её  волочит  за  собой,   как  пушинку,  и  ноль  внимания.   А  бабушка  твоя   женщина  не  хилая  была,   пудов  семь  имела,  если  не  больше,  сама  могла   любого   мужика  в  бараний  рог  свернуть.  А  отца  побаивалась.  И  воет  она,  что  та  сирена.  А  что  она  кричала,  я  не  слышал,  только  догадываться  мог  по  губам:

-  Демьянушка…  Милай!  Не  бери  грех  на  душу,  не  калечь  кровинушку!  Сжалься!

  Закрыл  я   глаза,  а  про  себя  думаю:  «Умрёшь  ты  щас,   Исай,  не  знамо  за  что,  и  вовек  не  узнаешь,  за  каки – таки,   грехи».

Подошел  он  ко  мне,  сграбастал  за  грудки,  приподнял  как  мешок  с  овсом,  на  весу  держит   и  смотрит  на  меня  волком;  говорит  что-то,  а  я  не  понимаю  и  стоять  не  в силах:  ноги  будто  ватные.  Подержал  он  меня,  подержал,  сжалился  над  матерью,  а  может  надо  мной,  бросил  меня   к  плетню,  сам  сел  на  чурбак,  зажал  виски  руками  и  качается,  как  маятник.

Очухался  я,  подхожу  к  нему,   рот  широко  раскрываю,  руками,  как  глухонемой,  жестикулирую,  в  ушах  треск,  и  слова  как  в  пустой  бочке  разносятся.
-  За  что  ты  меня,  тять,  вот  так – то?

-  А  за  то,  чтоб  не  позорил  ты  род  наш.  За  то,  чтоб  не  блудил  по  вдовам.  Стыдно  перед  людьми,  за  тебя.  Что,  молодок   не   хватает,   что  ли…  подбираешь  что  нипопадя?  Срамник! 

-  Какие  вдовы?! -  бубукаю  я, -  Отродясь  с  ними  не  связывался. 
-  Мужики  зря  не  скажут,  видели  вечёр  тебя  у  неё.  По  рубахе  признали. 
Дошло  до  меня,   за  что   в  голове  - то  сверчки   застрекотали,  а  что  уж  поделать…  И  не  хуже  тебя,  так  обидно  стало,  заплакал  бы,  да  большой  уже - стыдно.  Кричу  ему,  а  мне  кажется,  что  тихо  говорю,  не  слышу  ни  рожна!
-  Рубаху – то  я  Степке  Кузикову  одолжил…  А  ты  не  разузнал  и  сразу  в  ухо.  Не  слышу  таперича.

Понял  твой  дед   свою  промашку,  трижды   перекрестился,  поднял  руку,  опустил  резко,  мол:   «Господь  простит» -  и  за  ворота  подался.    Нашел  тех  мужиков  и  поломал  их  слегка,   чтоб   напраслину   не  наводили.  А  мне  после  улыбнулся  и  говорит:

-  А  тебе,   Исайка,   выходит,   я   допречь  науку – то  выдал.  Быват!  В  будущем  подобное  не  сотворишь.  Давай  второ  ухо:  для  равновесия  поправлю,   чтоб   опосля   знал,  на  каки  - таки  нужды,  своё   добро   давать,  -  и  засмеялся.  Помолчал  немного  и  сказал  назидательно.  -  Род  свой  не  оскверняй  и  помни:   семья,  как  и  душа,  в  чистоте  содержаться  должна. 

Вот  так  вот,  сын…  Много  чего  ещё  было  со  мной,  всего  не  упомнить  и  не  пересказать.  А  на  деда  твоего  я  не  в  обиде,  наоборот,  почитаю.  Выбивал  он  «чертей»  из  меня  и  правильно.  Он  ведь  тоже  мне  зла  не  желал,  любил  меня,  мечтал,  наверное,  чтоб  из  меня  хороший  человек   вышел,  -  отец  снова  задумался,  закурил  и,  затянувшись,  сказал: - Видно,  удел  наш   такой:  за  чужие   грехи   терпеть.   А  синяки  с  болячками… Эт… В  жизни  и  не  такое  случится  может.  Упаси,  Господи!

Лежал  я  тогда,  слушал  отца,  поутихла  боль,   исчезла  обида,   только  смех  порой  раздирал,  а  особенно  раздирал,  когда  дедушка  отцу   по  уху  съездил.  Иногда  до  идиотизма   весело  становится,  когда  кому - то  больно.  Парадокс…
Сейчас  часто  родителей  вспоминаю.  Скучаю.

Помер  отец,  не  дожив  и  до  семидесяти,  а  мог  бы  и  до  ста,  как  дедушка.  Болезнь  его  свалила.  Жалко  мне  его.  Добрый,  сильный,  умный  мужик  был.  Будто  видел  он  будущее  или  знал  его.  Со  мной  тоже  за  прожитое  время   что  только  не  случалось  и  большинство,  не  по  моей  вине.  Но,  как   говорил   мой  отец:  «Всего  не  упомнишь  и  не  перескажешь».  А  за  чужие  грехи?  Что ж…  Приходилось   порою  терпеть.