Дуалистические монологи

Ольга Бран
Дуа(э)листические монологи

О ВКУСЕ.

Мужской взгляд.

Если говорить о вкусе, то мало того, что это понятие очень расплывчатое, зависящее не только от культуры в целом и от конкретной эпохи, но еще и очень индивидуальное. Недаром говорят: «На вкус, на цвет товарищей нет», или «О вкусах не спорят». Тем не менее, есть товарищи и на вкус, и на цвет, и спорить о вкусах можно и нужно, да и вкус конкретного человека не только многое говорит о самом человеке, но и о его среде, окружении, воспитании и многом другом. В рамках каждой культуры можно также определить и понятие безвкусицы. Приведу простой пример. Я водки не пью и ничего в ней не смыслю – у меня нет вкуса к водке. Обычный американский человек, пьющий водку считает, что шведская водка «Absolute» или финская «Finland», или «Grey Gouse» - хорошая. Это все люди с хорошим вкусом, воспринимающие американскую рекламу. Люди понимающие ценят «Столичную» московского разлива, «Юрий Долгорукий», а недавно ездивший в Санкт-Петербург знакомый сказал, что по сравнению с «Русский Стандарт Платинум» и «Кристалл» и «Посольская» просто не смотрятся. Все это вкусы. Если кто-либо, попробовав этот самый «Платинум» скажет, что «Grey Gouse» ему нравится больше – это конкретный вкус конкретного человека. Но если кто-то скажет, что ему больше нравится перегнанный дома настой из свеклы (самогон, дымка), то это уже не вкус, а безвкусица, проявление низкого грубого вкуса, говорящего о происхождении не просто из низших слоев, но об определенном внутреннем неприятии вещей более высокого качества, более тонких, чистых, изысканных. Есть люди, особенно в винодельческих районах, которые предпочитают кустарное вино вину профессиональному, но обычно вино, сделанное дома очень невысокого качества. Хотя может быть и вкусным – дело вкуса.
Я, в принципе, не люблю Пикассо – это вкус. Я люблю Рембрандта, а мой друг Вермеера – это разные вкусы. А когда один парень сказал, что для него «все картинные галереи одинаковые» - это безвкусица. В любом вопросе я приемлю очень широкий диапазон вкусов, но у любого диапазона есть границы.
Однажды я познакомился с женщиной. Она любила еврейскую поэзию, а восточной не знала. Я познакомил ее с Шота Руставелли, Фердуоси, Низами, Фуркатом, и она оценила их неповторимую прелесть. Она любила «старых мастеров», а импрессионистов не любила – я показал ей Моне, Ренуара, Ван Гога, Матисса. Ей очень понравился Ренуар (я это предполагал), Моне понравился меньше (тоже понятно), Ван Гог не понравился вовсе, что меня удивило, Матисс понравился, чего я понять совсем не могу, т.к. Матисса не люблю. Все это свидетельства хорошего вкуса. Человек может чего-то не знать, чего-то не любить, а что-то незаслуженно любить, но это все вкус, который я уважаю и ценю.
Когда речь заходит о вещах доступных и понятных, как, например, книги, одежда, еда, питье, тут колебания становятся еще больше, а собственный вкус более важным.
После длинного вступления о вкусе вообще перейду к конкретной теме: до какой степени я считаюсь со вкусом женщины, а где начинается требовательность. Начну с простого.
Внешний вид – штука важная и своеобразная. Я вовсе не настаиваю, чтобы женщина, как говорится, «за собой следила», я, скорее, противник этого в общепринятом смысле этого слова. Но все дело в том, что в Америке, как собственно и в Германии, но в Германии все же в меньшей степени, чем в Америке, большинство женщин в повседневной жизни одеваются не просто безвкусно, а я бы сказал с какой-то преднамеренной демонстративной некрасивостью. Не буду вдаваться в детали этого явления, но суть в философии прагматизма – вещь должна быть удобной, практичной, а не эстетичной, а отсюда – антиэстетичность. Мне все это, в целом, неприятно, но впрямую близко никогда не затрагивало. Когда мы с другом сидим в скверике и комментируем друг другу проходящих женщин, мы отмечаем и мешковидные кофты, и неумение ходить на каблуках, и безобразную форму каблуков, расширяющихся к низу, чтобы эти коровы (даже молодые и стройные) все же могли на них держаться, и многое, многое другое. Что меня задевает – это тотальное, поголовное ношение брюк. В юности я смотрел на это спокойнее, но это не было повальным. Я понимаю, что на стройке или в поле брюки для женщины незаменимы, но их антиэстетичность даже в повседневной жизни меня раздражает. У брюк есть еще и другая сторона: брюки это мужская одежда. Женщины Востока тоже носят штаны, но эти штаны – скорее нижнее белье, хотя и высовываются из-под юбок. В Европе брюки – мужская одежда. Женщина в брюках так же нелепа, как мужчина в юбке. Про брюки можно говорить долго и много (например, это мало кто знает, но Жанну Д’Арк сожгли именно за ношение брюк!!!), но ограничусь лишь, что если женщина в брюках, то я ее ниже пояса просто не вижу, а если женщина со мной в городе или в интимной обстановке, то мне брюки неприятны – да мне безразлично, что снимать: брюки или юбку, юбку я снимаю, а брюки предоставляю снимать самой. У меня, практически ни с кем этой проблемы не было. Женщины если и появлялись на свидание в брюках, то это не было проблемой, я говорил, что не люблю, и это исчезало.
С брюками ясно, но юбка тоже юбке рознь. Я понимаю, что в длинной узкой юбке, в которой женщина смотрится лучше всего, неудобно ходить. Выхода три: укоротить юбку, сделать ее широкой, сделать разрезы. Все это известно, все этими методами пользуются. Я не против коротких юбок, но всякому возрасту своя длина. Длинная юбка идет любой женщине: и в 12 лет, и 25, и в 40, и в 60, и даже в 90. Юбка чуть ниже колен тоже почти универсальна, но чем дальше за 30 тем ниже. А вот юбка выше колен даже на идеально сохранившейся женщине старше 35 выглядит вызывающе пошло, безвкусно. Нормальная юбка даже на молодой девочке должна закрывать половину, лучше 2/3 бедра, когда женщине за 20, юбка должна начинать приближаться к колену. Разрезы выглядят менее вызывающе, поэтому их можно делать выше (для удобства ходить), но никак не выше 1/3 бедра выше колена. А запахи или разрезы до трусов или до пояса – это можно позволить себе лишь в исключительной ситуации – одноразово поддразнить мужика, который очень нравится. Практически все мои женщины это прекрасно понимали.
Выше идет кофточка или блузка, а если это платье, то верх платья. Здесь опять целое море возможностей для проявления индивидуальности. У меня нет никаких особых требований в этой области. Тем не менее, мне очень не нравится современная американская тенденция выставлять напоказ живот, особенно пупок. Во-первых, это бессмысленное заимствование восточной традиции не имеет никаких корней в западной культуре, а во-вторых, и в восточной традиции – это атрибут гетер, а не приличных женщин, или часть выпендрежа, «заявки» о себе, самоутверждение, поветрие моды. С этим у меня никогда не было никаких проблем ни с одной из моих женщин – никто из них не опускался до такого уровня безвкусицы, а может быть наоборот, я никогда не опускался до такого уровня безвкусицы.
Декольте, наоборот, - часть европейской культуры. Европейские женщины всегда стремились обнажить верхнюю часть тела: шею, руки, плечи, верхнюю часть груди. В этой области европейский вкус за 1000 лет создал очень многое. Тем не менее, если вырез платья был достаточно глубок, что в него было видно раздвоение женской груди – это всегда было символом непристойности. Если женщина «выставляется», я всегда на нее смотрю, смотрю в упор, не стесняясь, но если что-то, вдруг становится случайно видно в результате неловкого движения – я не смотрю. Выставлять сиськи – это пошло, следовательно, безвкусно. В Америке, в отличие от Европы, не слишком принято выставлять наружу титьки. (английское слово «tits» - это в точности русское титьки или сиськи). В Америке также не принято даже летом ходить без лифчиков. (русское слово «лифчик», происходит от английского слова «lift» - поднимать, а лифчик по-английски «bra», как по-русски настенная лампа). Хождение без лифчиков, а точнее с голыми сиськами – это один из предметов борьбы феминисток. Так вот, возвращаясь к глубокому вырезу: в целом, у меня и с этим проблем не было.
О лице и голове скажу очень кратко, хотя это тоже не маловажно. Я не люблю косметики. Постоянное использование жирных кремов убивает кожу, превращает ее в мягкий лоснящийся пергамент, лишая ее естественности, нежности, приятности на ощупь и на вкус. Пудра и крем-пудра куда лучше – они кожу подсушивают, но не убивают. Что же касается раскраски, то я не люблю любую видимую раскраску, особенно синие и серые тени на веках и яркую помаду. От чего меня просто тошнит (в самом прямом и переносном смысле) – это от блестящих губ. Есть такие помады или подкраски, от которых губы имеют вид, будто они блестят, как от жира – это во мне вызывает физическое отвращение и тошноту. Я не люблю крашеные волосы, но если уж женщина волосы красит, если они все равно мертвы, безвременно поседели, то уж красит в нормальный цвет, близкий к естественному, а главное – одноцветно, а не клочками. В Америке волосы красят и мужчины и женщины. Красят и в красный, и в синий, и в зеленый – в какой угодно цвет. У меня здесь проблем почти никогда не было.
А еще я люблю длинные волосы. Кроме того, что длинные волосы приятны на ощупь, они просто украшают женщину, делают ее моложе.
Говорить о вкусе и вкусах можно бесконечно. Хороший вкус вырабатывается годами, десятилетиями – всю жизнь. В заключение я хочу высказать еще одну важную мысль. Каждая эпоха, каждая культура, каждый народ выдвигает свои собственные этические и эстетические принципы. Но у каждой культуры, у каждой эпохи, у каждого народа есть свое, быть может, в корне отличающееся от других представление о – извините за грубое слово, но мне необходимо выразиться очень точно – ****ском виде. У папуасов, например, при том, что они ходят почти голыми – это обнажение женского затылка. У народов Востока – обнажение лица, куда в большей степени, чем, скажем, ног. Сергей Есенин так описывал свое представление персидского б-дского вида:
Не за даром мне сверкнули очи,
Преоткинув черную чадру...
Русская народная атрибутика – это нарумяненные щеки, напомаженные или прилизанные растительным маслом волосы, яркая, обычно красная одежда, конечно же, полуоткрытая грудь.
Европейская культура имеет свое представление о б-виде. К этому относится не полное обнажение груди, например, для кормления ребенка, а именно неполное обнажение. Мадонна, кормящая Христа – это символ чистоты, а вот женщина с полуголыми грудями – символ нечистоты. Но есть уйма других признаков и проявлений: яркая помада, ухоженность лица, высокий разрез на юбке, вычурная одежда, в Америке это еще высокий, тонкий каблук и чулки со швом. Читая французские, немецкие, английские, итальянские и другие романы, мы часто наталкиваемся на описание женщин с б-видом, но, не зная специфики народа и эпохи, просто не понимаем этого. Согласитесь, что из описания: «Она шла по улице, на ней была шляпа «Рембрандт», - не зная, не поймешь, что в конце 19 века дамская шляпа «Рембрандт» была ярким признаком б-вида, не меньшим, чем в России 70-х женщина с сигаретой. А вот Гашек в «Швейке» б-вид опереточных танцовщиц описывает так, что они танцевали «кан-кан» без трусиков, а губки тщательно брили. Выбривание половых органов в Европе – символ крайнего б-вида, а вот у татар – это национальная традиция. В России, Европе, Америке ежедневное мытье половых органов – элементарная гигиена. А для таджиков, туркменов, афганцев, если женщина помоется не после менструации. После менструации – это ритуальное омовение, а просто так, то это предмет сильной ревности и сильного недовольства: прихорашивается для русского любовника.
Б-вид не следует путать с проституционным. Б-вид говорит: «Вот она я!». А проституционный говорит: «Вот она я, заплати и получишь». Проституционный вид – это вульгарная, дешевая, навязчивая форма б-вида. Б-вид – это вид тех самых непродажных женщин, которые стоят очень дорого.
Нормальному взрослому мужчине крайне неприятно, если у женщины рядом с ним б-вид, если она выглядит так, что является объектом скабрезных, грязных шуток или объектом дешевого вожделения всякой нечисти. В то же время любому мужчине чрезвычайно приятно, когда его женщина вызывает восхищение и зависть других мужчин. Чем более мужчина лишен вкуса, тем сильнее он принимает сальное, пошлое внимание к его женщине за восхищение. Если же отсутствие вкуса не пассивное, как во многих – ну нет у человека вкуса, он просто не знает и все, а активное, когда человек не просто лишен вкуса, но считает, что вкус у него есть, принимая за вкус собственную жлобность, а такое случается с людьми при деньгах – тогда держись. Такие люди порождают ужасно мерзкие вещи. В русском языке есть такое понятие: «купеческий вкус», т.е. все очень богато и до ужаса безвкусно.
Если ты заметила сильное влияние Р. Мюселя и О. Спенглера, то не удивляйся, я очень уважаю и люблю этих философов-писателей. Влияние М. Пруста слабее, но тоже чувствуется. А главное – я не сказал ничего нового ни в эстетике, ни в этике.


Женский взгляд.

Когда творческой личности удается образец индивидуального вкуса сделать эталоном мировой культуры, это является свидетельством и признанием высокого вкуса. Мировая художественная культура в целом элитарна, она скорее вертикальна и никогда не получает широкого горизонтального распространения. А горизонтальная, так называемая массовая культура, это чаще выражение массовой безвкусицы. Собственно, подражание, как правило, свидетельствует о неспособности человека выработать свой индивидуальный стиль, а также боязнь показаться нелепым в глазах окружающих. Здесь я не имею в виду крайние формы проявления индивидуализма – стремление к эпатажу. Такие крайности скорее отрицают вкус вообще.
Умение дать точную оценку тому или иному эстетическому явлению – будь то произведение искусства, блюдо, напиток или даже внешний вид говорит о наличии высокого художественного вкуса. Только эстет или гурман может действительно по достоинству оценить то, в чем он искушен и хорошо разбирается. Особенно интересно познакомиться с тем как настоящий мужчина оценивает женщину и посвящает в свои личные вкусовые предпочтения.
Интересна тема «всеобщего восхищения», когда речь идет о женщине. Восхищение других, очень часто становится одним из самых важных, критериев выбора. Завладеть предметом всеобщего восхищения для некоторых становится самоцелью, а впоследствии – наказанием, расплатой за отсутствие личного вкуса. Если женщина стремится быть привлекательной для всех мужчин или даже если она хочет нравиться исключительно самой себе – для того, кто ее выбирает это должно быть определенным сигналом о том, что ему придется впоследствии с этим бороться или смиряться. По этому поводу вспоминается украинская поговорка: «Бачили очи, шо покупали, ешьте, хоть повылазьте» - эта поговорка сама по себе не является образцом высокого вкуса, но она наилучшим образом подходит для тех, кто начинает впоследствии жаловаться на неправильное поведение своей избранницы. Мне довольно часто пытались высказывать подобные жалобы. Я их всегда пресекаю: «женился именно на этой женщине, это был твой выбор – неси ответственность и за себя и за неё».
Тему о вкусе можно развивать до бесконечности. Например, о вкусе в живописи. У художника, безусловно, есть вкус. Если это художник, то именно свой вкус он стремится выразить, запечатлеть на холсте, предъявить и, может быть, даже навязать зрителю. Главное выразительное средство, которое живописец использует – это цвет, а цвет обладает, пожалуй, самым сильным эмоциональным воздействием. Вкус зрителя реагирует положительно или отрицательно в соответствии со своим настроением, состоянием здоровья, а иногда и с привитым ему воспитанием, накопленными знаниями, то есть опытом. Хотя не каждый может уяснить такую простую вещь, о которой Гоген сказал: «килограмм зеленой краски, это больше, чем полкило».
Форма, фактура тоже воздействует сильно, может быть, в большей степени на подсознание. А с сознанием общается содержание. Если живопись беспредметна, то некоторые зрители начинают бунтовать. Им кажется, что их бесит бессмысленность, а на самом деле, эта эмоция - реакция на вторжение в их подсознание, своеобразная защита от проникновения. Когда человек понимает язык цвета, формы, линии, он может или восхищенно наслаждаться или осознанно не соглашаться с предложенной ему концепцией.
Поэзия, безусловно, выше, чем проза. Сам по себе поэтический дар это большая редкость. Некоторые образы и настроения можно передать только в поэтической форме, если это перевести в прозу, то получится банально и безвкусно. Поэтому в поэзии очень важен индивидуальный вкус и того, кто слагает стихи и того, кто ими наслаждается. Выбор – это и есть свидетельство вкуса.
Мужчине приятно, когда его женщиной восхищаются, это восхищение не только эстетическая оценка женщины, выбор, которой подтверждает его собственные высокие стандарты вкуса, но и этическая - самого мужчины, так как женщина, которую высоко оценивают и другие, отдала предпочтение именно ему.
Восхищение двух видов:
а) эта женщина всегда вызывала восхищение других мужчин, а досталась она именно тебе;
б) эта женщина стала вызывать восхищение других мужчин после того, как она стала принадлежать тебе;
В первом случае, мужчина завоевал свою женщину в конкурентной борьбе, следовательно, был лучшим и стал победителем.
Во втором случае, он мог остановить свой выбор на женщине, на которую до него мало кто обращал внимание, а он сделал из нее объект достойный восхищения.
В первом случае он женщину покорил, во втором сотворил. И то и другое тоже достойно восхищения, то есть, я хочу сказать, что другие мужчины могут восхищаться не только женщиной, но и способностями ее обладателя.
Вообще, я не знаю, что для мужчины предпочтительнее, первый или второй вариант. Но мне кажется, что второй таит в себе опасность для мужчины. Неизвестно, выдержит ли его избранница искушение всеобщим восхищением, к которому она не привыкла.
Всеобщее восхищение или даже просто всеобщий интерес явление довольно странное. Это как массовый гипноз или психоз. Что именно является его возбудителем трудно сказать – это какая-то тайна. Я знала женщину, которая обладала таким даром. Я сама много раз видела, как мужчины начинали вести себя в ее присутствии. Независимо от того, сколько их было, они все одновременно делали стойку.
О том, как воспринимают женщины то, что её избранником восхищаются другие женщины, я не думала. Но мне кажется, что, вряд ли я могла бы увлечься мужчиной, которым восхищаются многие женщины.
О Б-дском виде мне и добавить нечего. Кроме, пожалуй, предположения о том, что есть какая-то обратно пропорциональная связь между понизившейся мужской потенцией и смелым женским гардеробом. Могу только сказать, что такой мужской взгляд был бы очень полезен, потому что в большинстве случаев женщина приобретает б-дский вид не вполне осознанно, и если бы она знала, как это воспринимает настоящий мужчина, то задумалась бы.
Может быть, это и есть твой оригинальный вклад в этику и эстетику?