Скрипка СССР

Ибраев Геннадий
   Впервые, случайно,  увидел фотографию Мастера. В газете «Красный Север» № 91 от 27 апреля 1937г. помещена статья по названием «Скрипка «СССР», и фотография Мастера во время его приезда в Москву в 1937г.
   Фамилия Мастера Добрянского Л.В. узнал недавно три четыре года назад, а по слухам знал давно, что был у нас, в СССР, человек, который мог превзойти всех по части изготовления музыкальных инструментов. Вот только фотографию не мог отыскать нигде. Пробел теперь кажется восполнен.
   Трагична и судьба Льва Добрянского описанная Еленой Литвак на сайте «Еврейский Обозреватель» об Еврейской Одессе:
   — Когда-то я занимался биографией Льва Добрянского, которого называли «одесским Страдивари», — вспоминает вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Это человек, который создал за свою жизнь не более полусотни скрипок, но на них играли выдающиеся мастера своего времени. Он придумывал свои формы, свои лаки, свое дерево... Последнюю свою скрипку Добрянский сделал в 1940 году. А в 1941-м погиб в Одесском гетто. Сегодня известны всего две его скрипки. Одна находится в Московском музее музыкальных инструментов, а вторую, которая представлена на выставке, совершенно случайно в Одессе на Староконном рынке нашел Игорь Коваленко.
http://jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=955

Теперь мы можем узнать гораздо больше о самом Мастере, вот статья:

   В Одессе, на Дегтярной улице, в скромной квартире хранится замечательная драгоценность. Это – скрипка «СССР». Ее благородные формы, ее чудесный звук, нежный и глубокий, сильный и певучий, ее способность передавать тончайшие нюансы человеческого голоса могут поспорить с достоинствами гениальных творений Страдивариуса, Гварнери, Амати. Здесь в тиши и одиночестве живет и творит создатель этой скрипки Лев Владимирович Добрянский. Жизнь этого человека интересней многих захватывающих романов.
   74 года прожил Лев Владимирович Добрянский.
   Великие мастера из Кремоны – создатели неповторимых скрипок – Страдивариус, Гварнери и Амати оставили миру свои творения, но унесли с собой в могилу неразгаданный никем секрет дерева, формы и расчетов, таинственный рецепт кремонского лака – эликсира силы, звука и долголетия благородного инструмента.
   Чутьем вдохновенного художника и пытливой мыслью исследователя проник Добрянский в тайники древнего и неизведанного мастерства кремонских чародеев.
Весь музыкальный мир начала столетия был поражен, и громкая слава замечательного преемника кремонцев стучалась в двери Добрянского. О нем печатал восторженные статьи лондонский «Таймс», ему поручил реставрировать и облагораживать коллекцию своих уникальных скрипок герцог Баварский. Великий Рентген проводил вечера с одесским мастером в беседах о сложных законах детонации и акустики. Гениальный Иоахим и оба знаменитых Штрауса в 1907 году участвовали в экспертизе четырех скрипок Добрянского и оставили потомству восторженныю запись о «выдающемся успехе в области скрипичного производства».
   «Король скрипачей» Ян Кубелик, покорявший концертные залы Европы и Америки, играл на скрипках Добрянского и оставил Льву Владимировичу в знак своей благодарности и глубокого уважения портрет с надписью: … «выражаю Вам свое удивление по поводу счастливого разрешения Вами кремонского вопроса. Вашей скрипкой Вы не только достигли совершенства итальянских мастеров, но и перещеголяли их».
   В Одессе как-то после концерта, он от всей души говорит Добрянскому: - «Отныне я буду играть только на вашей скрипке. Струны моего Страдивария кажутся мне теперь шпагатом».
   Имя Добрянского по праву вошло в энциклопедии мира. В лейпцигской знциклопедии Мейера сказано о Добрянском, как о «гениальном реформаторе скрипок».
   Прервем эту увлекательную экскурсию в отдаленное прошлое. Истлели номера «Таймс», умер Иоахим, состарился Кубелик, и кто знает, где, в чьих руках теперь звучат, волнуют слушателей 28 скрипок мастера Добрянского…
   - Оставим разговор о прошлом, - говорит нам старый мастер. И он бережно раскрывает сафьяновый футляр. В нем покоится светлокоричневое, с розоватым оттенком двадцать девятое произведение «гениального реформатора скрипок».
   - Вот моя осуществленная мечта, - с дрожью в голосе говорит Добрянский, поворачивая к свету скрипку. - Сорок лет я искал. И вот – завершение долгих и трудных творческих поисков.
   Свою двадцать девятую скрипку Добрянский назвал «СССР». На ее нижней деке выгравирован герб Союза Советских Социалистических Республик. Одиннадцать месяцев создавал эту скрипку Добрянский. Он вложил в нее всю неиссякшую силу своего замечательного мастерства, все богатство своего чуть ли не полувекового опыта, свою любовь к родине. И это свое творение он посвятил Иосифу Виссарионовичу Сталину.
   Чарующе звучит этот инструмент. Форма его не совсем обычна. Вырезы скрипки («эфы») изменены. Скрипка приобрела благодаря этому новые достоинства. Это – скрипка советского изобретателя, скрипка советского Страдивариуса – мастера Добрянского.
   И.Осипов
   М.Шумов

Еще одно фото скрипки:
Солист Московской филармонии Б.С.Фишман играет на скрипке "СССР", изготовленной скрипичным мастером Львом Владимировичем Добрянским.