Глава II, продолжение

Татьяна Александровна Андреева
      Начало 1960 года.  О сокращении в войсках уже говорили некоторое время, но все, как всегда, случилось неожиданно и быстро: отец, вместе с тысячами других офицеров-фронтовиков, был отправлен в запас, то есть на пенсию.  Это сокращение в народе назвали «хрущевским», страной управлял тогда Никита Сергеевич Хрущев, известный радикальными взглядами и решениями коммунистический лидер.  При нем, вся страна то выращивала кукурузу, даже в Вологодской области и в других северных областях, то нам обещали коммунизм через 20 лет, то есть полное процветание, равенство и братство.  Я помню горой насыпанное кукурузное зерно на платформе товарной станции Грязовца, откуда его развозили по колхозам на посев. Зернышки были ровные, толстенькие, ярко желтые, так и просились в руки и на зубок, но такие твердые, что разгрызть их было невозможно.  Весной кукурузу посадили все хозяйства области, она даже взошла и выросла за лето на тридцать – сорок сантиметров.  Больше ее у нас не видели. 

     Отец был боевым офицером, прошедшим Финскую и Великую Отечественную войны.  Он рассказывал нам, своим детям, как замерзал в окопах на линии Маннергейма, как, будучи пехотинцем, прошагал, проскакал и прополз на животе к мирной жизни через всю Белоруссию и Польшу.  Он был одним из организаторов партизанского движенья в белорусских лесах, командовал партизанским отрядом и закончил войну в польском городе Лигнице комендантом города.  В белорусских лесах жить приходилось и в землянках и на голой земле. Часто зимой спали  на снегу, ложась на одну полу полушубка, а закрываясь другой.  От холода спасались спиртом. Спирт был универсальным допингом, и в бою помогал быть бесстрашными и спасал от холода.  Один недостаток у этого лекарства – к нему привыкают. Война страшна еще и тем, что с нее возвращаются люди, привыкшие к ежедневному приему алкоголя.  Армия, вернувшаяся в 1946 году в Россию, домой, принесла с собой алкоголизм, как известно, передающийся по наследству. 

     В сорок пять лет, отмеченный всеми орденами и медалями, кроме звезды Героя Советского Союза, (что его очень огорчало), здоровый, полный сил мужчина, вдруг оказался не у дел.  Переживания отец глушил старым дедовским способом.  В дивизии ему на выбор предложили, либо ехать генералом в Египет, либо уйти в отставку.  Отец предпочел отставку, уж очень был обижен.  Он имел право поселиться с семьей в любом столичном городе Советского Союза, но предпочел остаться в родной Вологде.

      Гражданскую работу дали «в бытовке».  Отец стал директором обувной фабрики, на которой еще в большом количестве работали бывшие фронтовики, почти все инвалиды, покалеченные на войне.  Фабрика, в основном, занималась ремонтом обуви, но было на ней и маленькое производство, где делали первые кожаные сапожки, вошедшие тогда в большую моду.  Сапожки – предмет вожделения всех вологжанок, выглядели очень хорошо, почти как импортные, время от времени завозимые в центральный универмаг и идущие нарасхват.   Вологодские сапожки были сшиты из лучшей кожи, на самом модном каблуке – шпильке, но имели один большой недостаток – при ходьбе скрипели, как армейские сапоги! 

     Первое время мы от отца почти ничего не слышали о его работе.  Наверное, он был растерян и унижен оттого, что его, полковника, боевого офицера поставили командовать мелким производством, на котором  невозможно было реализовать себя в полной мере.  Однако, будучи человеком, очень общительным и добрым, он быстро завоевал любовь и уважение своих «сапожников», ставших называть его «Батя», как на фронте.  Постепенно он привык к новому месту, у него появилась заместительница, молодая женщина с  образованием обувщика, хороший работник и прекрасный человек.  Кроме того, отца избрали председателем городского Совета ветеранов войны.  Работа с ветеранами была общественной, но она захватила отца гораздо больше, чем работа на фабрике.  Тут все было знакомо и привычно, со многими ветеранами до демобилизации он служил в одной дивизии, многих знал по Северному военному округу.  Сначала ветеранская работа приносила ему удовлетворение и даже доставляла удовольствие, позже, с годами, что-то изменилось.  Кто-то, заслуженно или незаслуженно получал большие льготы и пенсии, кто-то меньшие.  Появился внутренний разлад, и это не могло радовать отца, который старался помогать ветеранам в получении квартир, улучшении жилищных условий и тому подобное.  Встречи ветеранов, направленные на благое дело – сбор информации  об их участии в прошедшей войне, составление некоего исторического материала о них, хранящегося теперь в областном краеведческом музее, на работу с молодежью, перерастали в выяснение отношений.   В то время одни считали отца замечательным человеком и самым лучшим руководителем, у других он вызывал неодобрение и раздражение.  Как правило, эти другие были либо обиженные ветераны, либо крупные городские руководители.  Отца это не очень волновало, он говорил: «Я живу хорошо, у меня все есть, за себя я просить ни к кому не хожу».  И не ходил, никогда. 

     С годами редели ряды ветеранов, физически уменьшалась общественная работа. Но отцу очень важно было, чтобы его знали, помнили и любили.  Он ходил на все ветеранские встречи, бывал на всех праздничных демонстрациях, стоял на трибуне возле памятника Ленину и ходил рассказывать о войне и героизме советского народа всюду, куда его приглашали.  А приглашали его в школы,  в техникумы, в институты, в партийные организации, в газеты и тому подобное, и всюду встречали с распростертыми объятьями и накрытым столом. 

     Вскоре отец ушел на пенсию, все меньше его друзей собиралось по праздникам на площади Революции, и закончилось все ранним инсультом, диабетом и несколькими годами почти неподвижной жизни на диване поближе к кухне и туалету.  Он стал никому, кроме нас, не нужен.  Мы вдвоем с мамой на руках таскали отца с четвертого этажа к машине скорой помощи и возили его из одной больницы в другую.  В последние два года ему сделали четыре операции, отрезая по частям правую ногу. 

     Мой отец умер в 1992 году в возрасте 78 лет.  Природой в нем было заложено могучее здоровье, к примеру, его мать прожила 92 года, а бабка 115 лет. И он мог бы жить и жить.

     Не хочу, вспоминая отца, останавливаться на грустной ноте.   Потому, что он был большим оптимистом, весельчаком, компанейским «парнем», и была у него в жизни радость, которую никто и ничто не могло омрачить – любимая дача - «скворечник» из досок за деревней Баранково, да шесть соток болота.  За многие годы титанического труда мама превратила их в ухоженный клочок земли, где на каждом сантиметре что-нибудь посажено.  Там росли любимые папины цветы – флоксы, кусты смородины, малины и крыжовника, яблоньки, овощи и всякая зелень.  Он говорил: «Весело и быстро на дачу побежал», и бегал туда все лето каждый день.  У него там была свобода, солнце, воздух и генетическая память о покинутой родной деревне.  Даже умирая в больничной палате, в бреду, он  видел себя счастливым на даче и говорил мне: «Дай малины, вон на тарелке ягодки лежат»…         


     На прощании в Доме офицеров и на похоронах было много людей, говорили много хорошего, и я думаю, если бы он мог видеть свои похороны и слышать все сказанное, они бы ему понравились. 

     В день похорон я поняла, как сильно любила отца и как он мне нужен, пусть больной, ворчливый, подчас несправедливый, но чтобы был.   

     Из Грязовца в Вологду мы переехали не сразу, ждали, пока сдадут новый дом в самом центре города, на улице Батюшкова.  В этом доме отец получил двухкомнатную квартиру, так называемую «хрущевку», с проходными комнатами на четвертом этаже под крышей.  Еще у нас была трехметровая ванная комната, с титаном, нагреваемым с помощью дров, и пятиметровая кухня. 

     Здесь мы выросли, отсюда разъехались на учебу и на работу.  Несмотря на то, что в квартире нас было шестеро вместе с бабушкой, мы все здесь как-то размещались и устраивались. Папа с мамой и  Леной спали в «маленькой» двенадцатиметровой комнате.  Бабушка, Саша и я - в «большой» двадцатиметровой комнате.  (Забавно было однажды прочесть в дореволюционной вологодской газете – «семья рабочего Н., из трех человек ютилась в маленькой двадцатиметровой комнате»).  Мы с бабушкой спали на диванах, а Саша на раскладушке.   Я не случайно пишу, что мы спали в этих комнатах, жить там было негде.  Мы и жили на улице, в школе, в библиотеке и у друзей.  В нашей комнате стояла еще кое-какая мебель: два книжных шкафа, набитые книгами, стол, стулья и сервант. Несмотря на дефицит, книги были тогда в каждой семье, а не только в домах интеллигенции.  У каждого из нас была как бы своя библиотека.  У мамы шкаф с историческими книгами и энциклопедиями, у отца – военная библиотечка, в которой была пара книг, включающих статьи о нем самом и его боевых подвигах, чем он очень гордился.   У детей был шкаф с художественной литературой, Советской, русской и иностранной, имевшей тоже исторический уклон. Советский Союз действительно был самой читающей страной в мире.  Телевизоры еще только входили в обиход и были у немногих людей.  Немногочисленные центральные газеты и журналы носили чисто пропагандистский характер, они прославляли коммунистическую партию, ее настоящие и псевдо достижения, а также служили средством морального подавления «инакомыслящих».  Только сейчас я понимаю, какое это было мощное оружие, с его помощью ежедневно промывались мозги всем советским людям.  Здесь использовались новейшие методы внушения и самые простые повторы, безотказно действующие на людей.  Лично я в 15 лет не сомневалась в том, что коммунисты – это самые лучшие люди на земле, что наша страна - самая лучшая  и самая богатая.  Что мы живем лучше всех других народов.  Что капиталистические страны «загнивают» и скоро коммунизм наступит на всей земле, и так далее.  Эти идеи подкреплялись страхом, впитанным отцовским поколением.  Его поколение прошло через систему ГУЛАГа, государственных исправительных лагерей, где держали, мучили и уничтожали умных, талантливых, несогласных с системой, не побоявшихся сказать об этом вслух, и даже потенциально опасных для власти людей, так называемых «врагов народа».  Мое поколение уже почти ничего не боялось, скорее всего, потому что мы ничего об этом не знали. Все, что правительство и коммунистическая партия пытались скрыть, люди вычитывали в книгах, газетах и журналах «между строк».  В шестидесятые годы в пику книжному дефициту и запретам на издание многих замечательных русских и Советских писателей, а также поэтов начала века, таких как Юрий Тынянов, Федор Соллогуб, Михаил Булгаков, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и многих, многих других,  появился «самиздат».  Перепечатанные на машинке или просто переписанные, запрещенные книги передавались из рук в руки, читались по ночам и свято сохранялись интеллигенцией.  Запрещено было писать об истинном положении людей в стране, особенно колхозников, удерживаемых в деревне насильно – им просто не выдавали паспортов, когда они куда-нибудь ехали для решения своих житейских проблем.   Покинуть деревню можно было только  через армию, или уехав на стройки очередной «пятилетки» – пятилетнего плана развития страны, или на освоение целинных земель, освоение севера и тому подобное.  В общем, добровольно отправиться на пустое неосвоенное место, туда, где не хватало рабочих рук, где жизнь была связана с риском и лишениями.  Под особым запретом была лагерная тема.   

     Руководивший в это время страной Н.С. Хрущев был неоднозначной политической фигурой.  Он инициировал и провел ХХ Съезд коммунистической партии, на котором открылись преступления Сталина против своего народа.  Он также «прославился» знаменитой фразой, брошенной с трибуны ООН: «Я вам покажу Кузькину мать!», обращенной к американскому империализму.   Был он известен и названной в его честь «хрущевской оттепелью» – внезапным разрешением печатать, ранее запрещенную литературу, говорить вслух, то, что потихоньку обсуждалось на кухнях.  До этого до нас доходили только воспоминания бывших узников фашистских концлагерей.  Но уже это у читающего и думающего человека вызывало желание провести некоторые параллели.  В 1959 году появляется книга А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Публикуют её в журнале "Новый мир" в 1962 году. А надо сказать, что журнал "Новый мир", выходил огромными тиражами, то есть его прочла вся страна.  Многие незрелые умы быстро повзрослели и кое-что поняли.   Во мне же всегда был силен дух противоречия, желание разобраться, что к чему и правду ли мне говорят.  Например, молодежи постоянно и настоятельно рекомендовали читать газеты: «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду» и просто «Правду» – идеологические издания, пропагандирующие коммунистические идеалы.  Я газет не читала, разве что в детстве несколько номеров «Пионерской правды», потому что она была на самом деле детской.  Газеты «Известия», «Правда», «Труд» для меня были скучными и во многом просто непонятными.  Я с детства не люблю слушать радио (специально слушала только сказки и оперную музыку), и всегда удивлялась, как можно его слушать с шести утра до двенадцати ночи, не выключая ни на минуту.  Я ни разу за все свое детство не ездила в пионерский лагерь, мне хватало школьного шума и гама зимой, а летом хотелось уехать с родителями к морю или в лес и побыть с ними и с самой собой.  Мне хотелось свободы. 

      В следующем 1961 году мы купили первый в своей жизни телевизор, самый новый и самый большой – «Рубин», и смогли увидеть, как страна встречала в Москве на Красной площади первого в мире космонавта, Юрия Гагарина.  Как-то сразу обозначились те немногие передачи, которые мы с удовольствием смотрели.   Раз в неделю по субботам, шло первое советское шоу «Голубой огонек», по пятницам – веселый «Кабачок 13 стульев»,  своеобразное «окно в Европу», явно сатирического свойства, но официальные власти его терпели, поскольку действие происходило как бы в Польше, а не у нас. По понедельникам я с восторгом смотрела спектакли лучших московских и ленинградских театров.  С тех пор театр для меня – это еще одна маленькая жизнь.  Все остальное было сильно политизировано и нас, детей, не интересовало.  Телевизор мы почти не смотрели, настоящая жизнь вокруг была куда интереснее.   

     Как ни странно, Вологда шестидесятых годов не поразила моего воображения, хотя была  значительно больше Грязовца.  Просто я уже могла сравнивать, побывав неоднократно в Москве и на юге.  Да и жизнь моя ограничивалась тогда домом и школой, вхождением в новые отношения с новыми людьми, что само по себе сложно, тем более для подростка.  Вологда тогда была почти вся деревянная.  По ней бегало несколько автобусов и  автомобилей.  (Редкий автомобиль, особенно частный, считался роскошью).  Чистая, умытая росами Вологда весной и летом дышала свежим прозрачным воздухом, смешанным с запахами цветущих деревьев и трав, а по ночам на рыбной речке Золотухе пели соловьи!  Вологда  с давних пор славится зелеными насаждениями, благодаря счастливой привычке вологжан сажать деревья и кусты.  Она сохранилась до сих пор, и город наш пока не превратился в задымленную асфальтовую пустыню, несмотря на появление в последние годы огромного количества автомобилей.   

     Наш дом возвышался в самом центре города.   Во все стороны от него расходились неширокие улицы со старыми потемневшими от времени небольшими деревянными домами. Окошки были традиционно украшены резными наличниками, покрашенными светлой краской, а палисады чаще всего представляли собой глухие высокие заборы, с надписью «Осторожно, злая собака!»               
     Эти дома принадлежали, в основном, к застройке начала и средины 19 века.  С нашего балкона была видна почти вся центральная улица Мира, ведущая к вокзалу.  Внизу под балконом росла трава и маленькие деревца.   Чудесно было, устроившись на толстом одеяле представлять себе, что балкон – это моя отдельная комната, читать и посматривать вниз на происходящее вокруг. 

      Налево и направо убегала улица Клары Цеткин (сейчас ей возвращено исконное название - Благовещенская), по которой я буду ходить годами, сначала в школу, а потом в институт.  Эту улицу я могу пройти с закрытыми глазами, потому что мои ноги знают здесь каждую ямку в асфальте.  Каждый дом, старый и новый, выросший на моих глазах, мне знаком «от стен и до крыш».    

      Странно, что мои глаза и мое сознание скользили тогда по прекрасному старинному дому Константина Батюшкова, по дивным очертаниям вологодского Кремля и не задерживались на них, хотя располагались они буквально за углом нашего дома.  Меня и брата больше интересовала река Вологда, где летом мы с друзьями из нашего двора ловили на удочку ершей и окуньков, купались и загорали на травке, а зимой катались на санках и на лыжах с крутых берегов.  Мы свободно росли, отдаваясь течению времени и обстоятельств, потихоньку взрослели, накапливая опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми.  Это был период простой и легкой жизни.  Учеба почти не доставляла мне хлопот, все предметы, кроме математики и физики, давались мне с легкостью.  Стыдно признаться, но в старших классах я занималась только точными науками.  До сих пор мне иногда снится страшный сон, что я стою у доски и безуспешно пытаюсь решить задачу по алгебре, думая при этом: «Как же так, ведь школу я давно закончила, и институт тоже, и даже аспирантуру, зачем же меня снова заставляют сдавать алгебру?!»  Зато всем остальным предметам уделялось минут тридцать в день, а свободное время посвящалось книгам. Читала я запоем, даже на уроках, низко склоняясь над партой и передвигая книгу так, чтобы очередная строчка была видна в щелку между партой и ее крышкой.  А ночью, когда мама прогоняла меня с книгой из кухни или из ванной спать, я читала под одеялом с фонариком.  Мама принципиально считала чтение бездельем и, застав меня читающей, тут же давала какое-нибудь поручение, подмести пол или посуду помыть, поэтому у меня было одно потайное место, где можно было спокойно читать, правда, только летом – чердак!  Чердак спасал и от моего неуемного брата, всегда стремившегося вовлечь меня в круг своих интересов.   Однако чем взрослее мы становились, тем сильнее наши интересы расходились, хотя и общего оставалось довольно много, потому что мы всегда ходили в одну и ту же школу.  Широкая Сашкина душа охватывала весь наш двор и всю центральную часть   города, а также реку с ее берегами, Дом пионеров, школу, музыкальную школу, стадионы и так далее.  За нашим домом располагались тогда деревянные сараи – склады шкур и костей с мясокомбината, летом, время от времени, напоминающие о себе тяжелым смрадом.  Хорошо, что ветер в нашу сторону дул не часто. Множество закоулков, переходов и скрытых от посторонних глаз мест не могли не привлекать окрестных мальчишек, вечно занятых какими-то своими делами – разговорами, выяснением отношений, и не всегда безобидными играми, например в кости и в карты на деньги, или первыми пробами папирос и вина.  В начале семидесятых на месте этих сараев вырос нынешний крытый рынок, тогда он казался, чуть ли не столичной постройкой. 
     До его появления старый рынок располагался между улицей Маяковского и Проспектом Победы там, где сейчас находится дорога в сторону  улицы Чернышевского.  По правую сторону от нее были магазин «Овощи – фрукты» и уцененный  магазин.   Посреди небольшой площади стояла обезглавленная церковь, которую превратили в крытое рыночное помещение.  Оно было небольшим, и там продавали молочные продукты и мясо.  Разруб мяса был сортовой с обязательными плакатами за спиной продавцов одетых в белые фартуки и белые нарукавники.  На плакатах были нарисованы разрубленные пополам и в профиль коровьи и свиные туши, и на них цифрами обозначались разные части с названиями, например – «филе», «грудинка», «окорок» или «брюшина» и так далее.  Но самое главное каждая часть имела определенную цену, которую продавцы не вправе были менять и люди точно знали, что сколько стоит.  Разброс цен был достаточно велик, так что люди любого достатка могли купить себе мяса.  Все остальное продавалось на улице на длинных столах, установленных вдоль этого здания, с навесами и без них.  Торговали там исключительно местные крестьяне, да старушки с городских окраин, собственноручно выращенными овощами.   Здесь были представлены картошка, капуста, огурцы и всякая мелочь, типа морковки, свеклы, лука, чеснока и зелени. 
     Молоко на рынке было цельное, неснятое (значит, с него не были сняты перед продажей сливки) и по этой причине необыкновенно густое, жирное и  желтоватое на вид.  Молочницы наливали его в вашу трехлитровую банку похожим на высокий стакан старым алюминиевым литровым ковшиком на длинной изогнутой ручке. Они доставали молоко прямо из бидонов (круглых высоких канистр) с потертыми и неровными от постоянной  перевозки боками, тоже сделанных из алюминия.  Молоко часто было еще теплое, и бидоны отпотевали чистыми капельками воды сверху донизу.  Продавали и готовые молочные продукты домашнего изготовления и качества.  Был там удивительно вкусный сладковатый, чуть розовый творог из томленого в русской печи молока.  В густой без примесей сметане ложка стояла, и этим определялось ее качество.  Сметану привозили в таких же бидонах, что и молоко.  (Позже, в семидесятых годах, когда молочные продукты и мясо стали дефицитом, в сметану в магазинах стали подмешивать кефир и крахмал, чтобы ее было больше, а товарный вид оставался прежним).  На рынке можно было купить топленое молоко и чудесный северный мед, густой и ароматный.  Летом из Ярославля привозили бочковые свежепросольные огурцы, пахнувшие укропом и рассолом так, что челюсти сводило от желания тут же захрустеть огурчиком.  А зимой также из бочек продавали соленые огурцы и квашеную капусту.  Соленые грибы продавали в магазине «Овощи-фрукты».  Да какие грибы!  Это были белые грузди из северных и восточных районов области, волнушки и рыжики.  Они стояли на прилавке, выложенные в три разные тарелки, и от них исходил ни с чем несравнимый, лесной аромат.  Многими продуктами, включая капусту, грибы и огурцы торговали потребительские кооперации, набравшие в шестидесятых годах силу.  Вообще в Вологде еда была до средины семидесятых годов.  Я так хорошо это помню потому, что в 1975 году ко мне приезжала подруга из Ленинграда, где мы с ней учились в аспирантуре.  Подруга была родом из Нижнего Тагила и  поражалась тому, что в магазинах и на рынке все есть, а молоко не голубого цвета и оставляет жирный след на бутылке.  В Тагиле уже давно все было иначе.  Кроме рынка, в центре Вологды на улице Мира было два известных продовольственных магазина: «Мясо» и «Свежая рыба».  В первом всегда было свежее мясо сортового разруба и замечательная колбаса, сделанная из мяса, про сою тогда ничего не было известно.  Самые вкусные сорта колбасы были: копченая по четыре рубля за килограмм, полу копченая за рубль семьдесят пять копеек и конская колбаса, кажется, по рублю пятьдесят копеек.  В «Свежей рыбе» стоял большой аквариум, и в нем плавала озерная рыба.  На углу улицы Мира и проспекта Победы был большой магазин под названием ГОРТ, сначала молочный, а потом кондитерский, с уложенными горками шоколадными конфетами в ярких обертках, из Москвы и Ленинграда, из Минска и Воронежа от известных фабрик и наилучшего качества. Тем не менее, популярными и доступными конфетами были не шоколадные конфеты, а памятные мне и любимые: «Школьные» и «Кавказские», замечательные тянучки «Коровка», ирис «Золотой ключик».  Особой отрадой были карамельки – «Раковые шейки», «Клубника со сливками», «Лимонные», «Монпансье» в круглых расписных жестяных коробочках и так далее.  Самым дешевым, но очень вкусным лакомством был розовый, зеленый и желтый фруктовый сахар.  Его варили на местной кондитерской фабрике с использованием натуральных фруктовых сиропов. 

     Еще один молочный магазин был в конце улицы Мира и назывался Ленинградский, сейчас там, впрочем, как и в бывшем ГОРТе, торгуют дешевыми и не очень дешевыми тряпками и обувью.  В Ленинградском магазине мы покупали молоко, сметану, сыр и чудесные глазированные  шоколадом сырки.  В Вологде тогда было много замечательных лакомств – сливочное мороженое и мороженое крем-брюле в брикетах и вафельных стаканчиках, эскимо на палочке, фруктовый лед на палочке.  На каждом углу в «Пирожковых» продавались вкуснейшие, горячие пироги.   Там были большие закрытые пироги с мясом, наши северные рыбники (в них запекалась рыба целиком, а при еде они «открывались», снималась верхняя корка целиком, затем съедали рыбу и заедали корочкой), и кулебяки с капустой.   Мелкие пирожки выпекались  с мясом, творогом, капустой и  яблоками, с брусникой и  джемом, с повидлом, сметанники «наливушки» – лепешки с яйцом и сметаной, а также рогульки и калитки с картошкой, сочни с творогом и так далее, в зависимости от фантазии поваров и продавцов.  Там же, да еще в специальной блинной, пекли блины из тонкого дрожжевого теста с разными начинками и припеками.

     Новый рынок открылся, когда продукты начали исчезать.  Некоторое время там продавались только местные овощи, а потом появились первые кавказцы и жители южных республик со своими фруктами и овощами.  В магазинах остались молочные продукты.  Масло, дешевое «государственное» мясо и колбаса исчезли на годы совсем.  Взамен во всех магазинах стали продавать тощих, голубоватых и голенастых цыплят с головами и ногами.  Народ тут же окрестил их «синими птицами счастья».  Но это было уже гораздо позже. 
      
     Брат Шура и я (после выхода фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» все Саши стали Шуриками), дружили со всеми своими сверстниками во дворе.  До сих пор с теплотой вспоминаю Мишу Миксера, сына вологодского балетмейстера из Дворца культуры железнодорожников, Сашу Низовцева, сына соседки, всю жизнь дружившей с нашими родителями и с нами.  Ее Саша был умницей и, в наших глазах, красавцем, в него были влюблены все девчонки в школе и во дворе, и он это прекрасно знал и со всеми снисходительно и ласково дружил, потому что ему было не до девчонок.  Он увлеченно занимался планерным спортом и готовился поступать в столичный ВУЗ.  Я очень любила наших соседок по лестничной клетке, близнецов Верочку и Таню Рыжовых.    Все они и сейчас живут в моем сердце.   

     Впервые, в начале «хрущевской оттепели», я стала узнавать об окружающих меня взрослых людях удивительные вещи, о которых раньше все молчали.  В нашем доме, в городе и в области жили тогда интереснейшие и очень талантливые люди, отлученные от столичных городов, и вынужденные искать себе пристанище и занятия в глухой провинции.  Во многом, благодаря этим людям и их ученикам, Вологда сохранилась и стала  впоследствии такой, какая она есть теперь – оплотом культурной и духовной жизни Северо-запада России.  Так, Максу Александровичу Миксеру, талантливому хореографу и балетмейстеру, было разрешено проживать только в Вологде, из-за того что до этого он жил и работал в США.  Отец Тани и Веры во время Великой Отечественной войны раненый попал в плен к немцам и до конца войны был в одном из самых страшных концентрационных лагерей.  Он чудом выжил, вернулся домой, но всю жизнь боялся об этом говорить.  Это был достойнейший человек, преподававший в строительном техникуме, где его помнят до сих пор.  Вместе с ним в лагере сидел мой будущий преподаватель английского языка в Вологодском педагогическом институте, мой «крестный отец» в науке, профессор Владимир Александрович Хомяков, также вынужденный жить и преподавать в Вологде.  Всю жизнь этим людям прямо и косвенно давали понять, что они порченые и должны знать свое место.  А мне и моему поколению повезло.  Например, благодаря таким преподавателям, как В.А. Хомяков, В.М. Сидякова и сестры Мительман, а также их ученикам, уже работавшим вместе с ними (Р.А. Киселевой, А.Н. Разумовскому), на нашем факультете иностранных языков давали образование не хуже столичного. 

       Остаток шестого класса и весь седьмой класс я училась в десятой городской школе.  Запомнилось это время только двумя замечательными событиями.  В этой школе я встретила одну из лучших своих подруг – Таню Чернышову, умницу и отличницу.  Но главное Танино достоинство было умение беззаветно и преданно любить друзей.  Почти два года мы редко расставались, у нас были общие интересы, друзья.  Мы даже влюблялись в одного и того же мальчика.  Но так как надежды на ответную любовь не было ни у одной из нас, мы не соперничали, а предавались обсуждению его прекрасных качеств и подкарауливали его, где только могли.  Впервые у меня не было секретов от моей подруги, я могла рассказать ей даже то, что уже скрывала от мамы.  Наши чувства и отношения были обоюдными.  Еще Таня была очень добрым, абсолютно искренним, честным и деятельным человеком.  Все это сочеталось в ней с умом и трудолюбием.  Не удивительно, что она была вознаграждена за все свои чудесные качества.  Она вышла замуж рано и по большой любви, вырастила прекрасных, как она сама, детей.  Почти всю жизнь успешно проработала на одном месте, в окружении друзей и любимых ею людей.  Я так подробно рассказываю о Тане, потому, что и тогда и теперь такие люди бывают крайне редко.  Для меня было большой удачей встретить ее в школьные годы, когда мы все сильно подвержены влиянию окружающих.  Многое происходит в нашей жизни, так или иначе, в зависимости от того, кто повстречался нам в разные периоды нашей жизни, кого выбрали мы себе в друзья, кого полюбили. Все последующие годы, несмотря на то, что пути наши разошлись, мы хранили и храним тепло нашей дружбы, и вспоминаем ушедшее с благодарностью. 

      Вторым было случайное, но невероятно важное событие, сильно повлиявшее на мою последующую жизнь, на воспитание чувств и становление характера, понимание того, что вокруг меня существует огромный мир, далеко выходящий за пределы родной страны, и что этот мир живет совсем по-другому.  Именно «вокруг меня»!  Как все дети и подростки я ощущала себя центром вселенной.  К сожалению, с возрастом это чудесное ощущение постепенно уходит.   

     Апрель - май 2007 года.  Пошла, покатилась шестьдесят первая моя весна.  Боже, как хорошо вокруг!  Еще прохладно, но солнце светит ласково, трава и деревья с каждым днем все зеленее и ярче, природа проснулась и как будто вдохнула в меня новые силы.  Отступили зимние болезни, душа летит вслед за играющими и поющими птицами, качается где-то на верхушках высоких тополей, заглядывает солнышку в лицо через полупрозрачные от юности зеленые листья молодых кленов.  Я люблю весь мир, родную Вологду, своих близких, своих друзей и коллег!  Я люблю своих врагов, дай им Бог здоровья и всяческих благ, кто бы я была без них?!  Любовь…  Я не живу без любви, только она стала другой.  В молодости ты – центр Вселенной, и любовь живет  в тебе, разгоняя кровь, как в ядерном реакторе и ширя сердце-ядро до взрывоопасного состояния.  Сейчас я ощущаю себя самой малой частицей бытия, живущей во всем, что есть вокруг меня, и моя любовь живет вместе со мной в каждом листке, травинке, человеке, доме, земле, ветре, небе и во всей Вселенной.  Как изменилось отношение ко многим вещам!  Вот, плачущий чужой ребенок.  В молодости он бы вызвал во мне раздражение, в зрелом возрасте – желание защитить.  Недавно, я поймала себя на мысли о том, как прекрасен плач младенца, он живет, он протестует, он требует.   Теперь Он центр Вселенной!
               
     В конце шестого класса я познакомилась по переписке со словацкой девочкой Милой.  Тогда по стране прокатилась, (можно только догадываться, кем поднятая), волна переписки с детьми из стран так называемого «социалистического лагеря».  В него входили Восточная Германия, Чехословакия, Польша, Болгария, Румыния, Югославия и Китай. 

     Как все изменилось с тех пор!  Уже нет социалистического лагеря, и помнят о нем разве что старики и люди моего поколения.  Снова стала объединенной Германия, Чехословакия распалась на два государства – Чехию и Словакию; Югославию насильственно разделили, сделав из нее несколько государств.  Я специально не пишу, кто это сделал и зачем, (хотя ко всяческому насилию отношусь крайне отрицательно).  Наверное, это не так уж важно, важен сам факт произошедшего и его результат, настоящий и отдаленный.  Мне кажется, что люди вообще слишком много значения придают себе и своим действиям.  На самом деле, очень многие процессы происходят независимо от нас, как бы в результате «накопления критической массы» в разных сферах жизни, например, сосредоточения большого количества людей в одном месте, резкого расслоения общества, или столкновения различных культур и религий.   Имеет значение не физическое и даже не политическое, а духовное разобщение и противоречия между людьми и странами, которые веками были неразрешимыми, а сейчас еще больше обостряются, потому, что мы живем в переходное время, то есть при большой неопределенности и непредсказуемости происходящего.  Большие события последнего десятилетия в маленькой, с нашей точки зрения, Европе затронули нас как бы по касательной линии.  Но если вдуматься, то не только в Европе, но и глобально они изменили все.   И кто знает, в какую сторону.   Как в рассказе Рэя Брэдбери о путешественниках в прошлое, где один неосмотрительный шаг в сторону от туристической тропы, проложенной предпринимателями посреди эпохи динозавров, приведший, казалось бы, к гибели только одной бабочки, необратимо изменил будущее всего человечества.  Занятые своими очень важными проблемами, мы почти не заметили, как изменился мир,  а он изменился и продолжает меняться все быстрее и быстрее… 

    Переписываться тогда было очень модно, и многие дети завели себе друзей по переписке за границей.  Однажды в школе, мне просто дали письмо Милы на одном из классных собраний, и сказали: «Если хочешь, напиши»… Я написала коротенькое письмо, потому что не умела, не любила писать, чего нельзя было сказать о Миле.  Наша переписка и дружба состоялись только благодаря ее таланту и огромному желанию писать.  На мои первые короткие письма Мила убористым почерком писала длинные на три, четыре, а то и пять листов, ответы.  Постепенно, стыдясь свого неумения и сдержанности, я стала отвечать все более подробно, хотя было удивительно, что чужого человека могут интересовать мельчайшие подробности моей жизни.  Сама Мила могла  по часам описать свой день, неделю, все встречи и разговоры с подругами и друзьями, подробно рассказать об учебе в школе и так далее.  Читать ее письма было очень интересно.  Меня трогало ее милое легкое коверкание моего родного языка.  (Надо сказать, что русский она знала прекрасно).  Оказалось, что словацкий язык очень схож с русским.  Будучи одним из славянских языков, он сохранил множество общих с русским языком старинных корней и слов, давно утраченных нами, или принявших прямо противоположное значение.  Меня очень забавляло, что «духи», например, по-словацки называются  «вонявка».  «Пахнэ» - значит, воняет, а «воня» значит, хорошо пахнет!  Как не вспомнить, что ничего на свете не делается просто так и не проходит даром!  Когда-то в Геническе я случайно прочитала «Приключения Незнайки и его друзей» на украинском языке.  Мама разъяснила мне значение незнакомых слов.  Это было чудо – читать на другом языке книжку и понимать, что в ней написано.  Наверное, тогда впервые меня очаровала магия игры слов и восторг проникновения в их значение, в таинственные глубины познания.  Украинский язык – тоже славянский и тоже очень схож с русским.  На словацком языке замкнулась одна из цепочек случайностей, которая  впоследствии приведет меня на факультет иностранных языков, изучать английский язык и делать для себя открытия – в истории и литературе англоязычных стран.  Сейчас это звучит несколько странно – открывать мир через язык, но тогда мы жили в полной изоляции от всего остального мира, да и о себе знали только то, что нам разрешали знать.  Поэтому через Милу я как бы заглядывала в ухоженную, воспитанную Европу, а она через меня заглядывала в невероятную, громадную, непонятную Россию.  В письмах мы узнавали друг  о друге и о своих странах то, о чем не писали в газетах, не говорили по радио и не передавали по телевидению.  В смысле информированности я быстро опередила своих сверстников, стала читать и узнавать о Чехословакии и Европе как можно больше, чтобы быть ближе к своей новой подруге, соответствовать, как мне казалось, ее уровню развития, о котором я знала только из книг великих европейских писателей. Какая я была глупая и романтичная!  Лишь, съездив, в гости к Миле, узнав множество людей других национальностей, пообщавшись с ними и увидев, какие маленькие бывают целые государства, какие, в большинстве своем, обычные люди там живут, я впервые ощутила за спиной всю мощь и громаду своей великой страны.  Сейчас, в после перестроечные времена, после распада Советского Союза, после того, как нас перестали бояться, а заодно уважать, когда только ленивые не оскорбляют наше национальное достоинство, некоторые русские люди с  пренебрежением отзываются о своей стране, о России.  Они, как будто стыдятся нашей общей бедности и внутреннего разлада, отражающегося в каком-то запредельном напряжении сил и чувств людей.  Или, что еще хуже, ведут себя за границей нарочито развязно, шумно, по-купечески транжиря, не слишком праведно заработанные деньги.  Некоторые люди не выдерживают этого напряжения и трудностей и уезжают за границу жить, (где, кстати, большую часть из них никто не ждет).   В связи с этим вспоминается, что однажды, во время разрухи в гражданскую войну 1918 – 1919 г.г. знаменитый русский художник и поэт Максимилиан Волошин сказал  – «когда мать больна, сыновья ее не бросают».    
      
     Мы переписывались более пяти лет, прежде чем встретились в 1965 году.  Мила по приглашению приехала к нам в гости на поезде.  Чтобы она не заблудилась в Москве, мы с мамой поехали ее встречать.  Заодно мы решили показать Миле нашу столицу.    Громадный многомиллионный город ошеломил ее размахом широких улиц и проспектов, просторными площадями, фонтанами, и бесконечным людским потоком.  Это и неудивительно, потому что Попрад, городок, в котором она жила, насчитывал не более десяти тысяч жителей и был по положению примерно таким же, как наша районная Тотьма, или Кириллов.  В Чехословакии он считался приличным  городом средней величины.  Впервые сталкиваясь с нашими величинами и расстояниями люди из тесных европейских государств, приходят в состояние шока.  Как веселились мои словацкие друзья, когда на их вопросы велика ли Вологда и далеко ли она от Москвы, я отвечала им, что Вологда – это небольшой город, в котором всего триста тысяч жителей, и расположен он недалеко от Москвы, в каких-то пятистах километрах.  Эти мои слова они передавали друг другу, как анекдот.  Трехсоттысячный город в Европе – это огромный город, а пятьсот километров, это часто длина или ширина целого государства.

     Я вернусь к Миле позже, а сейчас расскажу еще об одном важном отрезке времени в своей жизни – переходе в другую школу и учебе в старших классах.   Мы с братом перешли в восьмую одиннадцатилетнюю школу.  Наряду с первой школой, которая уже тогда была «английской», наша считалась одной из самых престижных.  Мы сразу поняли почему.  В отличие от десятой, демократичной школы, в которой учились хулиганы со всей округи, здесь учились дети «начальства», видной интеллигенции и партийных руководителей.  Вся эта компания была слегка разбавлена детьми учителей, врачей и простыми детьми, проживающими по-близости.  Школа была большая, ухоженная, с красивым цветником перед входом и новым спортивным залом.  Но самое главное и самое драгоценное в этой школе были ее учителя.  Таких знающих, строгих и требовательных учителей у меня еще не было.  Математику, мой самый нелюбимый предмет, преподавала Зинаида Ивановна Румянцева. Все ученики ее панически боялись и уважали.  Зинаида Ивановна была невысокой, некрасивой женщиной, но большие, чуть навыкате серые глаза ее светились умом и весельем, а когда нерадивый ученик заикался у доски, эти глаза метали молнии такой силы, что мозги от ужаса атрофировались.  Я учила математику исправно и старательно.  В этом благородном деле мне помогали мои новые подруги, особенно первая среди них, Рита.  До сих пор я ничего не понимаю в алгебре, но, как ни странно, со временем поняла и полюбила геометрию.  Наверное, потому что для ее понимания необходимо воображение, а с воображением у меня всегда было все в порядке.  Все мои новые подружки были, на мой взгляд, самыми умными и красивыми.  Моя любимая Рита казалась мне верхом ума и красоты, она училась на пятерки, понимала математику, физику и химию, а еще у нее были зеленые раскосые глаза,  чудесные густые светлые волосы и при небольшом росте точеная фигурка.  В кинотеатре им. Горького (сейчас на его месте стоит поклонный крест) только что прошел французский фильм «Шербурские зонтики», с прелестной Катрин Денев в главной роли.  Чем-то Рита напоминала ее, особенно, когда делала прическу а ля Катрин Денев.   Сама Рита считала себя некрасивой, потому что все ее тонкое личико было покрыто бледными пятнышками-веснушками, а когда она краснела, они становились ярче и виднее.  Мы с Ритой дружили еще с несколькими девочками из своего класса – с Тамарой, Валей, Лидой и пришедшей к нам в десятом классе Светланой.   Какие они все были разные и замечательные.  Нам было по шестнадцать лет.  В этом возрасте девочки моего поколения мечтали о большой любви на всю жизнь, о том, чтобы, как в кино, всем классом поехать куда-нибудь на стройку, например, на БАМ, и стать знаменитыми.  Так нас воспитывали в школе и дома. Мы были ужасно романтичными, очень чистыми в помыслах и тем более в действиях.  Особенно мы с Ритой, потому что мы были самыми худенькими и маленькими, плоть пока нас не обременяла.  Нам хотелось дружить с мальчиками, нравиться им, встречаться с ними и вместе гулять, что мы с переменным успехом и делали.  Поцелуи и что-то еще представлялось мне в неясных мечтах, влекло и пугало одновременно.  Мы зачитывались романами о любви и стихами.  А я пыталась сама сочинять стихи. 

     Как многие юные начитанные создания, я начала составлять ритмические строчки и рифмовать их в 16 лет, а затем с некоторой периодичностью при перемене времени и мест, в трудные минуты жизни и просто по случаю. 

     Стихотворная форма многих привлекает кажущейся внешней простотой и лаконичностью.  Думаешь, как здорово, столько мыслей и чувств можно уместить в малое пространство стиха!  Отсутствие знаний о стихосложении подкрепляет уверенность в том, что это очень просто – нужно только к своим чувствам и мыслям подобрать рифмы – и все, стихотворение готово.  Кто в России не писал стихов?!   

     Но, что же, на самом деле, влечет нас к поэзии так сильно и, что заставляет массу бесталанных людей писать стихи, эти тончайше организованные художественные формы, наполненные сжатым до предела смыслом и чувством?  Что заставляет людей раз за разом возвращаться к поэзии, к этой высшей форме существования языка, или, как писал в девятнадцатом веке Эрнст Теодор Амадей Гофман, к этой «внутренней музыке», в которой «открывается священная гармония всего сущего, как глубочайшая из тайн природы»?  Не претендуя на первенство своих доводов, думаю, что сочинение стихов это своеобразная компенсация при духовной и\или физической дисгармонии, это средство упорядочивания внутреннего состояния человека извне.    Будучи сверх упорядоченной структурой, она своими ритмами на всех речевых уровнях воздействует, по всей вероятности, на психофизиологические ритмы человека, придавая им некую стройность и гармонию.   

     Давно замечено, что даже чтение стихов необыкновенно сильно воздействует на человека.  Ярчайшим и крайне выраженным свидетельством тому является рассказ вологодского писателя, поэта и российского мученика XX века Варлама Шаламова, «Выходной день».  Пережив двадцать лет сталинских лагерей и ссылок, дойдя до последней черты отчаяния от голода, пыток унижения и холода, он писал, что «последним спасительным» для него «были стихи – чужие любимые стихи, которые удивительным образом помнились там, где все остальное было давно забыто, выброшено, изгнано из памяти».  Чтение стихов спасало его от смерти!  В этом же рассказе говорится о спасительном воздействии молитвы.  А ведь молитва – это тоже ритмически организованная структура, недаром она читается нараспев, соединяя мелодические и прозаические ритмы. 

     Не менее сильным воздействием на нас обладают также музыка и живопись - виды искусств, обладающие выраженной ритмической структурой.  Тут можно ответить себе на вопрос, почему один поэт, художник или композитор нам нравится, а другой нет.  Почему молодым нравится более ритмичная и менее нагруженная мыслью музыка, а зрелым людям музыка более мелодичная и глубокая по смыслу?  Ответ, по-видимому, заключается в том, в какой степени внутренние ритмы организма человека совпадает с внешними ритмами художественного произведения.      

     Насколько же сильнее воздействие стихотворной формы на человека, когда он сам пишет стихи.  В 1834 году Е.А. Баратынский, один из первых лириков «золотого века» русской поэзии, написал гениальные строки:

«Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей,
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей».

     Если вспомнить, когда я писала свои стихи, то получается, что это было в переходном возрасте, в минуты одиночества и непонимания со стороны других, когда в душе были разлад и тоска.   А ведь, чтобы написать стихотворение, нужно настроиться на лирический лад, уловить мысли и образы, подобрать слова для их выражения, обработать текст в соответствии с правилами стихосложения.  Все это привносит  в душу покой и удовлетворение.  И все- таки это еще не стихи.  Стихи – это, наверное, как у А.С. Пушкина или А.А. Ахматовой, которые говорили, что они не пишут стихов, а лишь записывают их, как будто с чьего-то голоса, звучащего извне. 

     Близкое знакомство с настоящей поэзией в последующие годы остановило мои графоманские потуги на долгие годы, пока снова не пришла внутренняя потребность преодолевать себя, новую жизнь, подступающие недуги и слабость, препятствия, встающие на пути пожилого человека в двадцать первом веке, обесценившем эту жизнь как никогда прежде. 
               

     Но вернемся в восьмую городскую школу, к моим милым подругам и учебе.  Кстати, я уделяю так много внимания девочкам, потому, что училась в девичьем классе.  В нашей школе проводился очередной педагогический эксперимент. Старшеклассников разделили на женские и мужские классы, введя профессиональное обучение.  Два класса девочек обучали библиотечному делу и педагогике, а два класса мальчиков обучали слесарному и столярному делу. Довольно странный выбор профессий, если учесть элитарность нашей школы.  Видели бы вы этих слесарей и токарей – наших шикарных мальчиков из класса «А», одетых по последней моде и увлекавшихся чтением Э. Хемингуэя,  И. Эренбурга  в неблагонадежных толстых журналах  «Новый мир» и «Иностранная литература», а также западной музыкой и живописью! Наш класс «Б» обучали библиотечному делу.  Обучали, однако,  настолько хорошо, что многие девочки, даже после окончания педагогического института пошли работать в библиотеки города и до сих пор там работают. 

     Мои самые близкие подруги, будучи вполне сложившимися, красивыми и сексапильными девочками, были окружены воздыхателями, сопровождавшими их после уроков домой.  По вечерам они уже ходили на танцы и гуляли.  Когда мальчик и девочка начинали встречаться и проявлять друг к другу недетский интерес, это называлось «гулять».  Например, говорили: «Ира гуляет с Вовой».  Мы с Ритой ни с кем еще не гуляли.

     Мои подруги по-разному понимали дружбу.  Тамара, например, понимала ее как нерасторжимый союз, такой же тесный как семейные узы, со всеми сопутствующими положительными и отрицательными эмоциями.  Если мы с Ритой, будучи близкими подругами, жили каждая своей жизнью и нам были чужды зависть и ревность, то Тамара погружалась в эти чувства с головой.  Оттого время от времени нашу дружную компанию сотрясали почти шекспировские страсти – бурные объяснения, сцены ревности и слезы.  Потом все затихало, Тамара уходила в какое-нибудь очередное увлечение, и грозы громыхали где-то вдали.  Потом мы выслушивали очередную историю любви и ее крушения, и все повторялось сначала.  Наверное, это был такой способ жить и ждать настоящей, взрослой жизни, готовясь к ней и проигрывая ее возможные ситуации и варианты.  Да и все мы, кто сознательно, кто бессознательно, готовились к будущему, к дальнейшей учебе, духовному развитию и отношениям с другими людьми.  Это как в детстве, в песочнице – там дети, делая пирожки из песка, и играя в «дочки-матери», осваивают будущие жизненные умения и навыки, способы общения, в них уже закладывается заметная программа на будущее.  Кто-то станет доктором, кто-то будет строить дома, выращивать растения, учить других, работать на заводе и так далее.  Дети подрастают и в школе еще четче определяются их предпочтения и способности.  К играм добавляется учеба, по результатам которой видна склонность каждого к каким-либо направлениям деятельности, здесь же определяются характеры, и происходит их становление.   Я хочу этим сказать, что каждый новый период жизни, даже не совпадающий с переходом из одной возрастной категории в другую, а соответствующий какому-либо большому событию, либо событию, воспринятому нами как переломный момент, независимо от нас предваряется «программированием» и «репетицией» того, что будет потом.  Может быть, права была Тамара, проигрывая реальные сценарии с живыми людьми, хотя от этого страдали многие, включая ее саму.  Может быть, неправа была я, живя в виртуальной реальности книг и выстраивая свой характер и отношение к реальной жизни с помощью чужих, пусть и гениальных мыслей и чувств.  Она готовилась выйти замуж и строить семью, для нее это было важнее всего.  Я готовилась стать учительницей, артисткой или ученым, врачом, кем угодно, но посвятить свою жизнь служению людям.  Как, когда, где и каким образом, для меня было неважно.  Я знала только, что передо мной огромная, неизведанная жизнь, полная интересных событий и людей, которые ждут встречи со мной.