Спортивная жизнь

Алифтина Павловна Попова
    
               

"Кто со спортом в ногу идёт, тот долго живёт". Я не знала об этом, когда начала серьёзно заниматься спортом в девятом классе. Папа поставил меня на лыжи, когда мне исполнилось шесть лет. Брошенное в детстве зерно дало всходы – сработал с ранних пор динамический стереотип. Привычка заниматься спортом в течение жизни осталась. К девятому классу уже был опыт участия в районных соревнованиях, а после окончания десятого класса участвовала в городских, краевых соревнованиях, во всесоюзных соревнованиях по лыжным гонкам на первенстве среди участников «Трудовых резервов». В Новокузнецке я играла в волейбол в сборной команде, защищала честь Запсиба, а также участвовала  в соревнованиях по конькобежному спорту.

И вот судьба забросила меня на Северный Кавказ, в небольшое село, расположенное по обеим сторонам горной речки.  Меня пригласил директор  работать в школу. Вела уроки рисования и физической культуры. Уроки физкультуры были до меня поделены между учителем русского языка и литературы, а другая часть была у учителя трудового обучения. Второму нужно отдать должное. Отставной офицер муштровал на спортивной площадке, которую он сделал и оборудовал. Рядом со школой было футбольное поле. Мне рассказывали коллеги, как учитель русского языка, бывало, выбросит из окна мальчикам футбольный мяч. Вот и бегали они за ним по футбольному полю  весь урок физкультуры, а то и прихватывали время другого урока, а девочки смотрели, как они играли. Вот это и было его  физическое воспитание детей.

На уроках физкультуры  я использовала методику ведения тренировки,  которую применял наш тренер в волейбольной секции в то время, когда играла в сборной, работая на Запсибе. Только  меняла виды упражнений и виды спортивных снарядов или игр.

   В конце второй четверти на школу посыпалась «манна небесная», пришла Божья помощь, – в прямом смысле. Финансисты Районного отдела образования выделили огромную сумму денег на спортивное оборудование для нашей школы. Уже был конец декабря, и нужно было все деньги истратить до 31 декабря 1964 года, иначе они сгорели бы, так сказал мне директор. Ни одной школе в КБАССР так крупно не повезло до этого, как той, где я работала. Сколько выделили денег, я не знала. Мне сказали:  выбирай в спортивном магазине в Нальчике всё, что хочешь, что пожелаешь!

   Завхоз школы, я и шофер приехали на совхозной машине в главный город республики, пришли в магазин. Завмаг попросил нас подождать, пока он освободится от работы. Школьный завхоз его ждать не стал, уехал по своим делам – готовился к новогоднему празднику. Ведь это происходило 31 декабря. Я и шофер дождались, когда освободится завмаг, я выбрала товар, продавцы помогли загрузить всё в  машину. Они положили в кузов машины всё спортивное оборудование. Чтобы понять важность этой Божьей помощи, я перечислю, что купили за безналичный расчёт в спортивном магазине. Здесь были конь, козел, штанга, копье, диск, два мата, турник, двадцать пар лыж и десять пар коньков с ботинками. Чего только стоили четыре гоночных велосипеда!? Мы со старшеклассниками гоняли на них по Военно-Грузинской дороге, которая проходила мимо нашего села. Сейчас как вспомню, так вздрогну. Хотя и было в то время ещё мало машин, но это ведь – дорога!

   Были там и волейбольная сетка и двадцать волейбольных мячей, десять футбольных мячей, десять баскетбольных мячей, двадцать надувных мячей разной тяжести, уже надутых и зашитых, два теннисных стола, сетки, ракетки, шарики. Мы купили сетку для бадминтона, пять пар ракеток и – всё, что для этой игры нужно. Я играю в шахматы, так купили пять шахматных досок с фигурами и пять досок с шашками, два секундомера, двадцать спортивных форм, двадцать кеглей, десять обручей, двадцать скакалок.

   Вёз всё это шофёр по обледенелой дороге. Туман, порошил мокрый снег. Машина шла медленно, то и дело, скатываясь к обочине дороги. Мы ехали долгое время. У дверей школы нас встретили учителя, готовившиеся отметить в школе новогодний праздник. Столы были накрыты. Дружно все помогли разгрузить машину, удивляясь тому, что увидели в ней – это всё, как с неба свалилось. Уроки физкультуры в школе с таким спортивным инвентарем проходили очень интересно, а внеклассная спортивная работа – еще интересней.
 
   Можно ли забыть наши зимние ранние утренние встречи на горе?! В семь часов утра собирались мальчики из восьмого класса на горе, придя сюда на лыжах, впервые научившись ходить на них. Лыж-то в школе раньше не было! Восход солнца озарял окрестности села в радужный цвет. Озимая пшеница была присыпана слоем снега, покрытого легкой корочкой.

   Мы с ребятами спускались с горы на лыжах, а так как местность была холмистая, то  катились с горки на горку и опять с горки на горку по мягкой травяной поверхности, усыпанной снегом. До восьми утра мы успевали накататься на лыжах. Восьмиклассники учились с двенадцати часов, во вторую смену. С каждым днём желающих кататься на лыжах становилось всё меньше и меньше. Наверное, не хотелось рано вставать, ещё и домашние поручения каждый ребёнок имел в семье, которое никто другой вместо них выполнять не будет. А тут я вмешалась со своими лыжными прогулками, нарушая заведённый порядок в семье.  Целый месяц лежал снег на озимых посевах, и почти каждое утро мы небольшой группой поднимались на гору.

   Но в одно воскресенье я оказалась на горе в назначенный час одна. Никто не пришёл в то утро. В десяти километрах находился небольшой городок. Вот я и решила прокатиться в его сторону. Всё равно ехать пришлось с горки на горку по полю, засыпанному снегом. Много времени это не заняло, так как я с детства каталась на лыжах. И вот я уже возвращалась назад, подъезжала к месту нашего сбора на горе. Но из-за горы, к вершине которой я приближалась, не было видно села. Я спокойно скользила на лыжах, только хруст снега нарушал тишину.

   Сейчас уже не помню, что было раньше. Пуля ли просвистела мимо моего уха или раздался выстрел. Через пару минут я оказалась на горе и увидела, под горой стоял пожилой мужчина с опущенным вниз стволом охотничьего ружья. От дороги до места, где он стоял в поле с ружьём, было метров двести. Вышел он из дому в это время охотиться на лису или специально поджидал меня, я не знаю.  С тех пор наши утренние лыжные катания прекратились.
 
   На следующий год третьего ноября вдруг похолодало. Ночью был мороз до десяти градусов. Когда я увидела, что вода на улице замёрзла, отправилась к озеру, чтобы проверить прочность льда. За селом было два искусственных озера. Лёд не трескался. Я надела свои беговые коньки и проверила прочность льда по всему озеру. Такого чистого льда и без трещин я не видела до этого ни на одном катке. Такого льда не было даже в Новокузнецке на стадионе «Металлург», где я тренировалась, принимала участие в конькобежных соревнованиях. Лёд был прекрасный!!! Ох, как я там накаталась после перерыва в несколько лет! Душа пела!

  В другом конце села было два замёрзших искусственных водоёма. И там в меня ещё не стреляли.   На другой день, с утра,  раздала ребятам  коньки с ботинками.  Мы пошли на водоём, где я опробовала лёд.  Они одели на ноги  коньки с ботинками, зашнуровали  и покатились неуверенно по льду. Катались первый день больше на заднем месте, о чем говорило мокрое пятно сзади на брюках.

   Я показывала, стоя на коньках, как нужно делать движения ногами, чтобы коньки скользили по льду. Показывала виражи и восьмерки, они эффектно смотрелись в движении на моих беговых коньках.  Ребята усердно старались копировать мои движения и скоро уже не падали  в следующие дни. Ходили мы на каток каждое утро. Весь месяц лед не трескался. Катание на коньках было для всех нас настоящим праздником  души.

Уже через неделю с момента нашего появления на льду началось представление на нашем катке. Это было время, когда телевизор в доме имели очень малое количество жителей. Поэтому катание на коньках люди не видели никогда. Каждое утро к озеру приходили  женщины, кабардинки, с ближайших улиц с ведрами и коромыслом на плечах. Они выходили из дому как  будто бы по воду. На берегу озера опрокидывали ведро вверх дном, садились на него и смотрели на нас, катающихся на коньках до тех пор, пока мы не уходили с озера. Потом начали подходить и пожилые мужчины. Они стояли на берегу  долго, опираясь на посох. Они тоже не выезжали из села и такого зрелища никогда не видели. А к концу месяца уже весь берег был занят жителями села. А потом пошло потепление, лед растаял, хотя и был конец  декабря. Ребята катались на коньках в гололед по асфальтовой дороге, когда не было машин.

   Водила детей в турпоходы, устраивала военизированные игры между классами, ходили по местам боевой славы. В соревнованиях по футболу ребята нашей школы выиграли все игры в районе. Сами тренировались под моим присмотром. А в соревнованиях, проводимых газетой «Пионерская правда» на приз «Кожаный мяч», они заняли второе призовое место по Советскому Союзу среди республик.

Как-то летом быстро пристроили к зданию школы  второй этаж, поэтому появились 9 и 10-е классы. Появились в школе старшеклассники. Я проводила среди них тренировки по волейболу. В  республиканских соревнованиях  по волейболу я  участвовала сама и  возила с собой девочек из нашей школы  из волейбольной команды. Одна из них окончила позднее в университете спортивный факультет. Сейчас думаю о том, что хоть и в селе происходило действие, но жизнь была там насыщенная событиями и интересная.

  Я чувствую руку Бога, ведущего меня по жизни. Небесные Силы меня охраняют и помогают. Господи, слава Тебе и спасибо за помощь в жизни!  С благодарностью вспоминаю родителей мужа. Анна Карповна и Михаил Васильевич присматривали за моей малолетней дочерью, пока я «бегала и прыгала» с другими детьми. Светлая им память.

 На фото: автор выше написанного рассказа играет в теннис в 2013 году.