Долина царей... на Неве

Денис Миронов
   Мемориалы царственных особ воздвигались по всему миру с древнейших времён. Многие из них сохранились по сей день, не смотря на то, что некоторые малосознательные венценосные личности, бывало, уничтожали памятники предшественникам в порядке, так сказать, междинастической конкуренции. Однако былинные времена подобного монументального строительства, кажется, прошли. «Долины царей» в Египте, Китае и Индии теперь на службе у туризма. Новых культовых комплексов никто не возводит, да и вряд ли кому-то придёт в голову такая затея. Впрочем, парадоксы всё-таки случаются.       
  Во время недавно прошедшего в С-Петербурге международного культурного форума-2013 небезызвестный скульптор Зураб Церетели представил свой очередной неожиданный проект. Мэтр предложил создать в Северной столице Аллею Славы императорского дома Романовых. Вообще, идея не совсем нова. Ещё десять лет назад Церетели намеревался установить в С-Петербурге бюсты едва ли не всех русских царей и князей общей численностью… 74 единицы. Правда, в настоящее время сонм венценосцев сократился до 14 персон. Однако, несмотря на уменьшение числа персонажей скульптурного ансамбля, подкорректированный проект не перестаёт отстаиваться циклопическим. Новая концепция изумляет не столько количеством фигур, сколько их размерами – от 3 до 6 метров каждая. В чём причина такой разницы, приходится только гадать. Может быть, в значении отдельной личности в истории: если чем-то отличился монарший деятель, тогда ему памятник побольше, а если ничего путного не сотворил – то пусть себе стоит в сторонке маломерком. Впрочем, может, и нет никакой причины, просто на всех бронзы не хватило.   
   Вместе с тем скульптурная композиция Церетели не лишена идейно-политической подоплёки. Потому как без идеи будут российские императоры стоять истуканами, не понимая сами, зачем собрались. Словом, без идеи никак. Потому доминантой ансамбля стала скульптурная группа «Ипатьевская ночь», которая запечатлела расстрел последнего царя Николая II и его семейства, произошедший в июле 1918 г. Фигуры последнего самодержца изображены на фоне стены подвала Ипатьевского дома в Екатеринбурге. «К чему всё это у нас, в С-Петербурге?» – спросит дотошный горожанин. Да ни к чему, просто случай подвернулся. По словам самого Церетели, сначала у него был макет, который он пристроил в атриуме галереи искусств на Пречистенке в Москве. Так бы и простоял этот макет без толку, если бы не оказия. Из Екатеринбурга к Церетели приехал какой-то незнакомый мужчина с гвоздями. Сказал, что гвозди, дескать, из Ипатевского дома. Гвозди ваятелю понравились и он живо вколотил их в «Ипатьевскую ночь». Тогда же мэтра осенила идея сделать эту композицию, так сказать, гвоздём всего скульптурного ансамбля будущей «долины царей» на Неве.      
   «Я над этим проектом работал лет сорок, – рассказал Зураб Константинович публике во время презентации. Выходит, что скульптурно-монархическую идею Церетели вынашивал давно, ещё в годы советской власти. Но воплотить решился только теперь. И место наконец подобрал –  Парк 300-летия Петербурга в Приморском районе Северной столицы. «Я бы хотел всю композицию установить в одном месте, – делится идеей ваятель. – Мне нравится парк 300-летия Петербурга. Там прекрасные аллеи, дорожки, и цари будут там замечательно смотреться». Впрочем, мэтр намекнул петербуржцам, что к его новому творению присматриваются и в других российских городах.
  Однако в это не то что не верится, а верится как-то с трудом. Вообще Зурабу Константиновичу прежде не очень везло с размещением своих шедевров. Даже, можно сказать, совсем не везло.   
   В начале 1990-х годов Церетели предложил странам Северной и Южной Америк по случаю прикупить у него девяностометровую статую Христофора Колумба. Все американские страны отказались. Тогда, чтобы добру не пропадать, ваятель подарил памятник-верзилу США. Однако вскоре американцы сбагрили скульптурный колосс в Пуэрто-Рико, где он до сих пор лежит на складе в разобранном виде по причине нехватки денег на сборку у пуэрториканских властей.
   Впрочем, сама идея не пропала. Проект статуи Колумба нашёл своё воплощение в образе… Петра Первого. Эту статую с грехом пополам установили в Москве в 1997 г., но уже в 2010 г. московское правительство стало ломать голову на предмет переноса детища Церетели в какое-нибудь другое место. Хватит, мол, с Москвы и его монумента «Дружба навеки», который москвичи иронично именуют «шашлык».
  Такая же крупная неудача постигла мэтра вдали от Первопрестольной. В 2009 г. на Соловках Церетели планировал воздвигнуть стометровую статую Иисуса Христа. Однако этот прожект вызвал бурное возражение у руководства Соловецкого музея-заповедника, благодаря чему историко-культурный комплекс уцелел. Но Зураб Константинович быстро взял реванш, установив в том же году в немецком городе Баден-Баден медного зайца ростом более трёх метров – знай наших!    
   В 2006 г. Церетели предпринял ещё одну попытку покорить Америку – подарил Нью-Йорку монумент «Слеза скорби». Но власти города видеть его у себя не пожелали. Однако Церетели не отчаялся, а дерзнул установить памятник на другом берегу тамошней реки Гудзон. Но и тут муниципалитет отказался от дара, заявив, что большинство жителей не хотят видеть эту слезу. Тем не менее, Церетели не сдался и нашёл для своего монумента пустое местечко в устье Гудзона, на заброшенном пирсе бывшей военной базы, где до сих пор красуются таблички: «Осторожно, заражённое место!»
   Словом, к ударам злодейки-судьбы Церетели не привыкать. Наученный горьким опытом Зураб Константинович теперь действует осмотрительней. Предлагать петербуржцам новый прожект в лоб, разумеется, глупо – откажутся наверняка. Поэтому, пользуясь удобным моментом, Церетели представил свою императорскую Аллею Славы не властям С-Петербурга, а непосредственно прибывшему на форум министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Нужно признать, что поступил мэтр хитро. Ведь если большой столичный чиновник одобрит затею, что и петербургской администрации будет труднее отказать.
   Конечно, понять творческого человека можно. Кому не хочется влезть в историю, затесаться в ней этаким титаном! Гигантомания требует от титана удовлетворения амбиций. Мучимый этим чувством, он начинает искать славы: нагромождает камни-мегалиты, да так, чтобы потомки замаялись их потом разбирать, или переплавляет тонны дорого, дефицитного цветного металла в причудливые формы. Или вот – прислоняется к самой истории под сенью уже оказавшихся там известных персонажей, воплощая их в образе монументальных циклопов. Словом, главное – громадность форм! 
   Однако для славы есть способ вернее, и тоже громадный. Вместо гигантских бронзовых царей Зураб Церетели мог бы подарить С-Петербургу… слона. Настоящего, живого, с длинным хоботом и большими ушами. Можно африканского, можно индийского – разницы нет, горожане обрадуются любому. Дело в том, что когда-то слон жил в Ленинградском зоопарке. Полюбоваться на него приезжали дети и взрослые даже из других городов. Однако слон не смог пережить реформы 1990-х, сгинул с наступлением рынка. Подарил бы Зураб Константинович теперь городу на Неве слона – век бы помнили добрым словом. Ведь слоны живут долго, а памятники по разному.