8, 4и6впамяти

Стиглар Нохчи
Когда я учился в Астраханском технологическом техникуме, после каждого курса нас направляли на практику в столовые, кафе и рестораны на побережье Черного моря. По окончанию второго курса я  попал в столовую пос. Лазеревское. Я там работал по нескольку  часов в день стажером - мясником. Со мной в группе учились еще двое парней (однажды на вопрос однокурсника, сколько  человек в моей группе, я, сам того не замечая, ответил: три человека, а все остальные бабы. Он начал смеяться, а когда я понял, что сказал, я и сам посмеялся над собой.)
     Итак, нас было три человека в  группе, не считая баб (шутка). Второй парень (русский) из Кизляра попал работать в ресторан «Курень». Он находился  километрах в пятнадцати от поселка в горной  местности в лесу. А третий, лезгин по национальности, попал  еще с одним парнем (с русским-Гришей) из параллельной группы, если память меня не подводит, в Дагомыс.
     Появляться вечером в ресторане, то есть гулять, было равносильно тому, что добровольно лезть в петлю, за это нас отчисляли из техникума, несколько прецедентов за существование техникума имелось.
     У Юры, который работал в ресторане мясником, был день рождения в середине августа, ему исполнялось двадцать три года (мне было в то время 21). Он пригласил нас на свой день рождения и пообещал, что все присутствующие этот день запомнят на всю оставшуюся жизнь.
     Так как ресторан назывался на монгольский манер(Курень), и оформлен он был  так же. На улице  была сцена для музыкантов, перед ней круглая танцевальная площадка. Как бы по периметру, полукругом перед этой площадкой были раскинуты в  пяти - десяти метрах друг от друга шатры. В одних шатрах были маленькие  столы на четыре или пять  человек, в других - побольше. Между шатрами росли деревья,  рядом бежала быстрая горная река, в общем, все, как в диком лесу, все в натуре. Если вдруг захотелось тебе с подружкой спуститься на русло реки, это вообще – красота, слышно и музыку  ресторанную, и вы вдвоем по камням перепрыгиваете, «уходя на край света».
     Когда сидишь за столом, и музыка останавливается, слышно шум речки и пение птиц, как в сказке. Конечно,  был и  зимний вариант этого ресторана, то есть в закрытом помещении, но  все любили сидеть под звездным небом. Чтобы досталось хорошее  место, надо было заказывать  его заранее или дать на лапу администратору. Но для нас было исключение, мы там были, как говорится, «своими людьми». Между прочим, меня там называли «белым», то ли от седины, то ли от одежды, которую я любил носить на побережье Черного моря. (Мы у Юры  частенько собирались за чашкой чая).
     За те вечера, которые мы проводили  там вместе,  я бы готов отдать многое, но, увы, жизнь такова, что обратного билета в юность нет! (даже случайно). Хотя в одной песне  у Леонтьева поется: один билет до прошлых лет я сохранил случайно…
     Мы  заняли самый большой стол на улице, под густыми деревьями, если и пойдет дождь, то не слишком-то промокнешь, да и летний дождь - одно удовольствие. Юра, надо отдать  ему должное, накрыл такой стол, как будто был владельцем этого ресторана. Стол был уставлен  деликатесами – черная икра, красная рыба, другие закуски и разные вторые блюда. Спиртное также было самое дорогое, которое могли позволить  себе только избранные клиенты этого заведения. В общем, все было по высшему классу.
     На свой день рождения Юра  пригласил всю нашу группу, (по-моему, 23 учащихся было в нашей группе). Естественно, приехали не все. Пришли те, которые более или менее считали себя его приятелями или друзьями. Также были приглашены ребята из параллельной группы (4 или 5 человек).
     Если мне не изменяет память, все наше мероприятие начиналось с семи часов вечера. Каждый, кто приходил,  что-то дарил имениннику, ну конечно, так как  мы были студентами, соответственно и подарки были чисто символические.
      Первый тост, был поднят  и выпит  за именинника, как и полагается в таких случаях, а потом каждый находил, за что ему надо пить. (Закон пьянства) Я также сделал несколько глотков вина, ну как же иначе…(Вообще - то я пить не любитель, но иногда  от  небольшого количества хорошего вина не откажусь).
     Короче, пошла гулянка, с нами были девчонки из нашей группы. Ансамбль почти каждую песню начинал примерно с таких слов: «Мамихан посвящает эту песню своему другу Юрию», или: «Гриша дарит…», «Миша (мы так на русский манер называли лезгина) желает имениннику долгих лет жизни и дарит эту песню» и т. д.
Юра привел от соседнего стола двух женщин, хотя девушек хватало и за нашим столом. Наверно, как писал Пушкин, «Запретный плод вам подавай, без того вам рай - не рай…»
     Я посидел с ними за столом, наверно, до одиннадцати, к этому времени там многие были уже пьяны, я  решил, что мне пора сматываться и ушел. Главное никто не заметил, что ушел.
     На следующий день ко мне на работу пришел парень из параллельной группы, он тоже свалил со дня рождения, как говорится, во - время, и он мне рассказал продолжение этого банкета. Эти две женщины были из Питера и имели, якобы на руках билеты  на самолет, домой, но, увы, не получилось.
     Именниник, когда сидел за столом, якобы договорился с ними продолжить праздник до утра, но только у него дома. Эти две дамы вроде бы были согласны погулять (наверно, хотели прокрутить «динамо» или как у того же Пушкина: я другому отдана и буду век ему верна…), но только не с ним, а с его друзьями, то есть с Мишей и  Гришей. Вроде они  тоже согласились и шли вместе на хату, пешком. А именинника, видимо, задело, почему с его друзьями, а не с ним, и он решил отыграться, показать, кто сегодня хозяин. По дороге он якобы ударил одну кулаком,  положил на землю, потом, как нам позже сказал следователь, изнасиловал в извращенном виде  ее, и вторую женщину прямо на улице. Из проезжавшей случайно милицейской машины увидели эту картину и вызвали наряд.
     С парнем, который утром пришел ко мне и все  рассказал, мы ходили к следователю и предложили хорошие деньги, чтобы отпустили ребят. В камере сидели все трое: Юра-именинник, Миша-лезгин и Гриша - друг детсва Юрия. Следователь оказался парнем отличным. Он сказал, если мы сможем сделать, чтобы эти две дамы отказались от заявления, тогда можно что-то попробовать. Он готов был все сделать ради тех двух невинных парней, Миши и Гриши. Он еще сказал, что ради Юрия он не ударит палец о палец, таких козлов надо сажать, а там, на зоне, его доведут до кондиции, мол, он валит все на этих двоих, якобы они изнасиловали этих дам.
     Но эти женщины не желали нас даже слушать.
     Потом нам следователь дал совет: поскольку Юра валит на всех, кто был на дне рождения,  лучше вам собрать чемоданы и отчалить, не то, возможно, дойдет очередь и до вас...
p.s. Больше всех из ПРИСУТСТВОВАВШИХ ЭТОТ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАПОМНИЛИ эти трое парней. Юрий свой день рожденья помнил ежеминутно, мне кажется, все восемь лет, и, выйдя оттуда, будет помнить  всю оставшуюся жизнь.
     Миша помнил день рождения Юрия все четыре года, и, выйдя, не забудет никогда.
     Гриша помнил его все  шесть лет, и также будет помнить всю жизнь.
     А когда я ухожу мысленно в прошлое, вспоминаю иногда тот вечер… Наверно, Юра как  пророк смотрел в будушее, и точно, я надеюсь, все участники этого мероприятия запомнили этот день. Например, я запомнил по нескольким причинам. Во-первых, когда я сидел в кругу  ребят и девчат, я не думал ни о чем. Юность, запах моря, шум речки, пенье птиц, были деньги, был одет, и обут по последнему крику моды, и если сказать без скромности, в меня в молодости все влюблялись, а более важных проблем в то время у меня не было (не то, что теперь). Прямо, как в песне поеться: был молод, когда-то встречал свои вёсны, порою гордился своей красотой…