Сердечное созерцание Ивана Ильина

Георгий Асеев
ПОСВЯЩАЕТСЯ 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА

Тезисы доклада Г. Е. Исаева «И. А. Ильин:  Аксиомы религиозного опыта преображения мира через духовный подвиг» на международной научной конференции «Современные подходы к изучению религии» (направление «Отечественные традиции изучения религии»). Москва. 14 декабря 2013 года. Организаторы: МГУ имени М. В. Ломоносова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Аннотация
Настоящий доклад посвящён такому важному аспекту религиоведения как религиозный опыт. Философия И. А. Ильина имеет древние христианские традиции. Автор анализирует их религиоведческое содержание и определяет практическую ценность русской религиозной философии.

Annotation
The present report is devoted to such an important aspect of religious studies as religious experience. I.A.Ilyin's philosophy has ancient Christian traditions. The author analyzes their theological contents and determines the practical value of the Russian religious philosophy.

Ключевые слова: религия, опыт, традиция, философия.
Keywords: religion, experience, tradition, philosophy

              Современную науку по-прежнему волнует вопрос: «Как построить нейропсихологию религиозного опыта, используя когнитивный подход в исследовании вероучений и духовности, опираясь на традиции отечественной философской мысли?»
              Особенность экзистенциально-феноменологического дискурса русской философии заключается в стремлении к достижению единства внутренних сил (чувства, воображения, мысли, воли, чувственных восприятий)  человека.               
              Фундаментальная парадигма русской религиозной философии – онтологическое единство бытия и блага. Русскому духу присуще стремление к всеобъемлющей конкретной целостности и высшей религиозной ценности – святости. Категории «священное» принадлежит особая роль в изучении религий: именно она связывает проблематику религиоведения с проблемами философии и теологии и тем самым преодолевает узкоспециальные научные границы. Исследование феноменологии «священного» побуждает религиоведов обратить внимание на содержание религиозного опыта. Истолкование и обоснование религиозного опыта актуализирует тему взаимоотношений философии и религии, соотношения веры и разума.
               И. А. Ильин в своей диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918) отмечает: «Мышление превращает душу в Дух. Душа, остановившаяся на ощущениях и чувствах, тяготеет к животному; именно мышление есть то, что отличает человека от зверя. Мало того, мышление есть признак, знаменующий божественное происхождение (Ursprung) человека; это определение обще человеку с Божеством. Понятно, что качественное различие двух сфер внутреннего мира вырастает у Гегеля в пропасть; на пути от души к Духу сознание должно совершить некий отрыв (Abbrechung) и прыжок (Sprung), и в итоге внутренняя жизнь человека развертывается в таинственный симбиоз бесконечного и конечного. В этом общем и основном понимании души, выдвинутом в учении Гегеля, замечательно то, что известные реальные, живые сознания реальной душевной ткани как таковые вводятся и включаются в состав метафизической духовной субстанции; они, не теряя своих характерных свойств «жизни» и «сознательности», входят в ткань Духа. Это есть, глядя эмпирическим оком снизу, все еще душа; но по существу и по достоинству и по другим, указанным свойствам это уже Дух. Грань между объективным и субъективным элементами мысли проводится Гегелем в пределах реального живого сознания человеческой души. Сознание, живущее в предмете, если оно погружено в предмет самозабвенно, есть уже царство предмета, есть уже сам предмет: познавательно открывающееся подлинное духовное обстояние».
              Ильин в работе «Путь  духовного обновления» пишет: «В действительности дело обстоит так, что человеку, наряду с чувственными ощущениями, даны и другие, бесконечно более благородные, утонченные и значительные источники опыта. Судьба каждого отдельного человека, целых поколений и национальных культур зависит от того, живут ли люди этим опытом, умеют ли ценить, развивать и творчески пользоваться источниками его и т. д. Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими;…»[1].   
              Ильин в труде «Аксиомы религиозного опыта» сформулировал следующие аксиомы религиозного опыта[2]:
1. Субъективность религиозного опыта. Человеческая религия по переживанию есть состояние субъективной души.
2.  Духовность религиозного опыта. Дух – это сила личного самоутверждения в человеке. По своему существу дух есть начало самодеятельное и самоопределяющееся к благим целям во всех сферах его жизни.
3. Религиозная автономность. Автономия есть подлинная, основная форма человеческого духа, – необходимо присущий ему способ бытия и деятельности.
4. Предметная цельность религиозного опыта. По сути, религиозный опыт есть опыт усвоения объективного совершенства.
5. Сердечное созерцание. Истинный культурный прогресс человечества немыслим без религиозного очищения души (катарсиса). В основе катарсиса лежит основная истина, согласно которой Господь велик, а человек мал, так, что для верного восприятия Бога человек должен духовно расти и совершенствоваться.
6. Непосредственность религиозного опыта. Религиозное созревание человеческой души определяется как освобождение ее к предметности и в Предмете и, следовательно, – как искание, обретение и свободное усвоение божественного откровения. По самому глубокому существу своему религия соединяет Бога с человеком и человека с Богом.
7. Религиозный метод: акт веры и его содержание. «Религиозный метод» – религиозное следование человека к Богу. Религия – прежде всего путь к Богу, а религиозная проповедь указывает на этот путь. Религиозный акт выражает то, как человек верует (сознательно или бессознательно) и какими именно душевными способностями. А религиозное содержание есть то, во что человек верует и что он исповедует. Религиозное содержание переживается всегда лично; но пережитое лично, оно может быть доступно и другим. Подлинный религиозный опыт не может быть безразличен к предметности своего содержания.
              Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцендентный идеал небесного совершенства».
              Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии (в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь) в государстве, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью (обоженной ипостасью).
2013
             
Литература
1. Ильин И. А. Путь духовного обновления.– Минск: Изд-во Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2012. – 928 с.
2. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта (в двух томах).– Минск: Изд-во Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2006.– 591 c.