Кинокартина Чужие письма

Валентина Томашевская
1976.

На заседаниях литературного кружка мы анализировали поэтический текст,
но также обсуждали новинки литературы и значительные явления в мире кино.
Наш учитель советовал нам посмотреть фильмы режиссера Андрея Тарковского «Зеркало», «Андрей Рублев», « Солярис» и др. Потом на кружке мы беседовали об этих фильмах.

Однажды обсуждали кинокартину «Чужие письма" режиссера Ильи Авербаха*  по сценарию Наталии Рязанцевой **. 

Краткое содержание фильма: девятиклассница Зина Бегункова (Светлана Смирнова) росла в неблагополучной семье. Однажды она  убегает из дома и молодая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко), недавно приехавшая в провинциальный городок, решает помочь девочке и берет ее к себе.
Учительница пытается  привить девочке добрые чувства, любовь к классике .
Та репетирует и играет Татьяну Ларину в спектакле. Девочка по-своему привязывается к учительнице, но при этом вмешивается в ее личную жизнь, безапелляционно судит свою учительницу и ее дела сердечные, да сама неосознанно тянется к другу учительницы, Жене (Олег Янковский).  Без разрешения прочитывает  личные письма Веры Ивановны, переписывает их и читает подруге, будто бы они написаны для нее. 
Конфлитная ситуация, учительница бьет девочку по щеке.

Преподаватель Б.Ц. о фильме:
«Как обьяснить, что нельзя читать чужие письма? Нельзя и все!» Конфликт в фильме разрешен: победа Зины. Зина – сформировавшийся характер: поступает последовательно, принципиально. Эмоции. Она не встретила на своем пути человека, которому можно подражать, с кого себя лепить. Тут важны не слова – самые бытовые частные вещи. Вера Ивановна и ее друг Женя– антиподы. Они утверждают в своей позиции Зину Бегункову.

Если вы комичны, ученики могут вас любить, но возникают конфлитные ситуации.
Беспомощность, капитуляция – удар по щеке.

Зина искренняя, как Наташа Ростова. Женя посредственность. Вера Ивановна мудрая, но она испытывает чувство неудовлетворенности.
От Макаренко к Сихомлинскому... В фильме «Доживем до понедельника» показана макаренская личность. Кем станет Зина? Общественным деятелем. Руководителем.

Учитель сказал: «Превосходный. Тонкий фильм, изящно созданный. Каждый кадр – живописное произведение. Задернута Анна Ахматова в доме Веры Ивановны.
(Зина со словами "Как у вас дует, Вера Ивановна", задергивает оконную портьеру таким образом, что почти закрывает висящий в простенке у окна поздний портрет Ахматовой. – В.Т.). Зина ведет борьбу с Ахматовой, с классической музыкой, с тем, что составляет суть Веры Ивановны.

Рядом со мной за столом-партой сидит Люда Богдан. Я пишу ей записку: «Удивительно, не помню яблоки, которые падали. Когда они падали?»
Она пишет: «В начале фильма, когда Вера Ивановна идет на остановку. Ветер, тротуар». 

* Илья Александрович Авербах (28 июля 1934, Ленинград — 11 января 1986, Ленинград) — советский кинорежиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Фильмография (выборочно):
1971 — Драма из старинной жизни
1972 — Монолог
1975 — Чужие письма
1978 — Объяснение в любви
1979 — Фантазии Фарятьева

Фильм "Объяснение в любви" (в главных ролях Эва Шикульска и Юрий Богатырев) смотрела несколько раз.
Из критической статьи: "Драматическое время 20-х-40-х годов передается в фильме через "частную жизнь" и любовную страсть...
Мягкий, добрый, преданный, талантливый, горячо любящий "большой ребенок" - таким предстает Филиппок в картине. Юрий Богатырев строит этот образ не столько на поступках, сколько на мыслях и чувствах своего героя. Он не боится показать Филиппка смешным, неуклюжим. "Слабый мужчина", любящий "сильную женщину". Но он предан своему делу, верен неизменному чувству любви к единственной женщине".
В фильме великолепно выдержан стиль эпохи: темные мрачноватые интерьеры, дача с почерневшими стеклами, дребезжащий медлительный трамвай, платья, сумочки, шляпы... Все это воссоздано тщательно и умело".

** Наталия Борисовна Рязанцева (род. 27 октября 1938, Москва) — советский и российский сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Первая жена Геннадия Шпаликова, вдова Ильи Авербаха.
Фильмография (выборочно):
1971 — Долгие проводы
1973 — Открытая книга (с В. Кавериным)
1975 — Чужие письма
1977 — Аленький цветочек
1981 — Портрет жены художника