Мои университеты

Алифтина Павловна Попова
               Мои университеты


Учительский коллектив в школе был прекрасный: кабардинцы, русские, украинцы – потомки терских и других казаков.  Терек протекает не так далеко. Вот на его побережье и жили в населённых пунктах в давние времена терские казаки. В некоторых городах  я была по разным случаям. Но за годы Советской власти отучили рыться в родовых корнях, после того как было изничтожено и само казачество.

Я сама-то родом с Алтая, но каково же было моё удивление, когда позднее я узнала от мамы о том, что в моём роду по линии маминой бабушки был её дед из терских казаков. Они приехали на Алтай с Кавказа служить царю и отечеству. Так что, возможно, я ходила по земле своих предков – терских казаков. Кстати, о земле. Восемь лет я жила в Кабарде и ни одного дня я не чувствовала себя на родной земле.  Под ногами была чужая земля, – чужие люди, которые в силу обстоятельств терпели нас в то время. Это – моё мнение.

Перед каждым новым учебным годом мы всем коллективом выезжали на экскурсии. Посетили Лермонтовские места в Пятигорске, были в Железноводске, ездили в Теберду, были в Домбае.  Ездили в Приэльбрусье, поднимались на Чегет, купались в Голубых озёрах. Все праздники отмечали вместе в школе, придерживаясь кабардинских обычаев.

А во время учебных дней было обязательным посещение уроков других учителей.  Как-то я начала посещать уроки  учителей, работавших в  старших классов.  Интересно и хорошо работали  учителя и учащиеся на всех уроках. Последним предметом, который я посетила,  был урок немецкого языка в восьмом классе. Этот предмет вёл директор школы.  Сейчас я думаю, если бы не он, я бы не состоялась как учитель немецкого языка.

   На урок учитель пришёл с большим опозданием. Поздоровался и обратился к учащимся с вопросом на немецком языке:  Wer hat heute Klassendienst?  Дежурный понимал вопрос, повторяемый учителем на каждом уроке, встал за партой.  Понимание вопроса и воспроизведение ответа – это большая разница в иностранном языке. Здесь нужна практика говорения. А восьмиклассник стоял  и молчал.  Учитель  обратился с этим вопросом к другому ученику, и попросил ответить на него. Тот тоже встал молча. И так каждого ученика учитель просил ответить на этот вопрос, но все вставали и молчали. Время шло, а ответа на вопрос не последовало. Уже вставали восьмиклассники, сидевшие передо мной. От волнения подумала, что он и меня спросит, сидела и тряслась так,  казалось, было слышно, как мои коленки от страха стучали под партой друг об друга. Думала, что вот сейчас и меня спросит, а я  тоже не знаю, что нужно ответить. Учитель посадил всех учеников за парты и закричал на них:
–  Бараны, митрофаны, остолопы, ослы! Надо было ответить: –  Ich habe heute Klassendienst.  – Откройте  страницу…!  – Читайте!
Только начали ученики читать текст, как зазвенел звонок, известивший учеников о том, что их мучение закончилось на этот раз. – Читайте это дома! – скомандовал учитель, взяв в руки журнал и учебник, вышел из класса.

    Мне так стало жалко этих учеников.  Моя душа наполнилась состраданием. Я полагаю, что нужно сначала научить детей говорить на изучаемом языке, а потом уже спрашивать с них. Как такового урока в тот раз у учителя не получилось,  но это стало хорошим уроком для меня. Я поняла, что так работать с учащимися нельзя. И тут моя судьба сделала крутой поворот.  После этого урока я приняла решение – стать учителем немецкого языка и научить детей говорить так, чтобы было свободное общение между мной и учащимися.

«Итак, задачи поставлены, цели ясны,  – за работу, товарищи!»
А что я имела на тот день по языку? В школе я учила немецкий язык, и только первые уроки в пятом классе доставляли мне радость понимания прочитанного. С усложнением материала, терялся интерес к предмету. Традиционный метод работы, направленный в годы моей учёбы в школе на чтение, перевод текста и заучивание грамматического материала, не выводил учащихся на говорение. Хорошие отметки по немецкому языку были в нашем классе только у отличников.

   Лексический запас у меня был небольшой, но я решила поступать в Кабардино-Балкарский государственный университет на заочное отделение  немецкого языка. Я взяла в руки учебники  и начала тщательно готовиться к экзамену. Ну а для поступления нужны были ещё и хорошие отметки в аттестате. Для этого мне пришлось повторно окончить десятый класс, чтобы аттестат был с хорошими оценками, но моё обучение  проходило уже в вечерней школе.

      Вспоминаю, как сдавала вступительный экзамен по немецкому языку в  госуниверситет. Сижу в аудитории, готовлю ответ для сдачи экзамена, а рядом сидевшие девушки-кабардинки просили меня помочь им перевести слова. Я им говорю, что у меня мало времени на подготовку, самой надо еще прочитать текст. Но они  не унимались, просили подсказать. Ну, я и подсказала.
    Экзамен принимали два преподавателя: мужчина и женщина. После моих подсказок преподаватель пригласил меня к своему столу:   – Девушка, раз Вы такая умная, идите отвечать! Это был Джанибеков Хасан Саид Алиевич. А я хотела идти отвечать к женщине, которая тоже сидела за этим столом, но была занята, так как принимала экзамен у другой студентки.  – Нет, – говорю, –  я к ней пойду. – Почему? – спрашивает.   – Боюсь идти к Вам, к мужчине, пойду к женщине.   – Идите, идите сюда, не бойтесь! Он настоял на своём.

    В первом вопросе билета было задание по грамматике. Я прочла предложения на немецком языке, переделала их в другие грамматические формы. Затем прочитала отрывок из текста вслух. Это проверялась  моя техника чтения по-немецки и произношение. Потом я переводила текст на русский язык до того места, пока он не сказал – «достаточно». И тут произошла небольшая заминка. Мне нужно было пересказать текст на немецком языке. Начав его пересказывать, я замолчала, так как до конца текст не успела прочитать.  – Ну, что Вы молчите? – спросил экзаменатор. – А дальше я текст не успела дочитать до конца.  Долго смотрел он на меня и сказал:  – Идите! 

    Интересно то, что уже на 4, 5, 6 курсах я была единственной студенткой в группе немецкого языка на заочном отделении, которая сдавала во время сессии все экзамены. Диплом по окончанию  Кабардино-Балкарского государственного университета выдали только мне. Другие студенты отсеялись, так как не смогли осилить университетскую программу.

На фото: Здание государственного университета в Нальчике.

                Продолжение следует...